Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи.
статья по логопедии на тему
Письменная речь-особая форма коммуникации с помощью системы определённых графических знаков.Звуковая структура слов устной речи,временная последовательность звуков переводится в пространственную последовательность графических изображений ,т.е.букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya_u_mladshih_shkolnikov_s_onr.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие внимания у младших школьников
с нарушениями письменной речи.
Письменная речь — особая форма коммуникации с помощью системы определенных графических знаков. Звуковая структура слов устной речи, временная последовательность звуков переводятся в пространственную последовательность графических изображений, т.е. букв. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих входят чтение и письмо. Письмо — вид психической деятельности. Его усвоение и реализация требуют участия таких необходимых для деятельности компонентов, как память, внимание (особенно произвольное), мышление, которые обеспечивают умственные действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. К ведущим элементам организации навыка письма относятся мотивация, волевое усилие и произвольная саморегуляция. Сформированность перечисленных психических процессов в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция необходимы для овладения всеми школьными навыками, в том числе и навыком письма. Нарушение или недоразвитие сенсомоторной стороны речи, навыков языкового анализа, грамматического строя речи, словообразовательных процессов, понимания логико-грамматических отношений и связной речи может привести к нарушениям формирования навыков письменной речи, особенно у детей с ОНР. Неполноценная речевая деятельность сильно влияет на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. У детей с ОНР наблюдаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления. Без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. К недостаткам письма у детей с ОНР относятся замедленность процесса письма, неточность (пропуски, искажения) написания букв, безграмотность (нарушение правил орфографии), неразборчивость (неточность написания букв). Психологическая основа формирования письма — построение обучения с учетом трех блоков деятельности: мотивационного, операционного и контрольного, в каждом из которых особую роль играет внимание. По словам П.Я. Гальперина, «…внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдателю оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции (даже там, где процесс ее совсем или почти совсем неизвестен). У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности».
Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используются следующие методики: корректурная проба, методики «Расстановка чисел» и «Запомни и расставь точки» и др., направленные на исследование устойчивости, продуктивности, распределения, переключения, концентрации.
Основные направления коррекционно-логопедической работы по развитию внимания у младших школьников с нарушением письма:
-развитие способности длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче;
-быстро переключать внимание с одного объекта на другой, переходить с одного вида деятельности на другой;
-подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности;
-подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности;
Для развития внимания используется ряд приемов: контроль деятельности (пошаговый предваряющий, текущий и результирующий), формирование мотивов деятельности, смена различных ее видов.
Для эффективного развития устойчивости и концентрации внимания выполняются задания:
-игра «Будь внимательным»: учащиеся выполняют команды логопеда (поднять правую руку, наклонить голову вправо, подпрыгнуть и др.). Но есть одно ограничение: если логопед добавит к инструкции слово пожалуйста, дети не должны ничего делать. Задание выполняется как с открытыми, так и с закрытыми глазами;
-запомнить и воспроизвести последовательность движений. Задание выполняется как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Усложняя упражнения, логопед предлагает учащимся прослушать и воспроизвести последовательность движений, но с одним ограничением — не выполнять те команды, к которым логопед добавит слово пожалуйста. Задание также выполняется как с открытыми, так и с закрытыми глазами.
По мнению известного психолога П.Я. Гальперина , внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием и развитием речи. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, поскольку оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результат — улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию внимания необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие других психических процессов.
Следовательно, работа над развитием произвольного внимания проводится в процессе учебной деятельности в тесной связи с развитием речи и других психических функций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сознательного чтения младших школьников с нарушением слуха и речи.
В статье описаны приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как научить читать и понимать прочитанныый текст детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи...
Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.
Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная проба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, красно-черный квадрат, таб...
Логопедическая работа по коррекции ошибок согласования прилагательных с существительными у младших школьников с нарушениями письменной речи.
В работе приведены основные направления и виды работ на логопедических занятиях по коррекции нарушений согласования прилагательных и существительных у учащихся начальной школы....
Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма
Нарушения письма является самым распространённым дефектом речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства речи и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школ...
Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма
Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма...
Статья " Актуальные проблемы диагностики нарушений чтения и письма у детей. Особенности овладения правилами русского языка у младших школьников с нарушениями письменной речи"
Статья предназначена для учителей начальной школы , из рубрики " Логопед учителю"...
Методический комплекс исследования развития моторных навыков у младших школьников с нарушением письменной речи
Для диагностики сформированности моторных навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением письменной речи, можно использовать ниже представленные тесты и методики....