Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма
презентация к уроку по логопедии (1 класс) на тему

Капралова Светлана Борисовна

Нарушения письма является самым распространённым дефектом речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства речи и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психологического развития ребёнка. Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер. Расстройство процесса письма обозначают термином дисграфия. В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма Выполнила: Капралова Светлана Борисовна Санкт-Петербург 2016

Слайд 2

Нарушения письма является самым распространённым дефектом речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства речи и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения в школе, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психологического развития ребёнка. Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику рук, предметные действия и др. Поэтому его расстройство носит системный характер. Расстройство процесса письма обозначают термином дисграфия. В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-воспитательной и педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения детей.

Слайд 3

Особенности работоспособности младших школьников, страдающими нарушениями письма: истощаемость внимания, повышенная отвлекаемости и утомляемость, а также поверхностность речевого внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Внимание существенно отличается от всех психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности, а организация других психических процессов.

Слайд 4

- Непроизвольное (возникает без усилий воли, как бы само собой); - Произвольное (требует от ребёнка волевых усилий); - Послепроизвольное (развивается в результате продуманной работы, когда у ребёнка возникает интерес, появляется увлеченность, вдохновение, снимается волевое напряжение). У детей выделяют 3 основных вида внимания:

Слайд 5

Внимание обладает определенными свойствами

Слайд 6

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания - ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка:

Слайд 7

Подобные недостатки требуют для их преодоления специально организованной работы. Основная цель коррекционной работы способствовать полноценному и личностному развитию ребёнка . Необходимо правильно корректировать образовательную систему в том направлении, чтобы она обеспечивала достаточно высокий уровень развития детей с нарушениями речи. А развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием высших психических функций и всей познавательной деятельности. Система коррекционной работы включает следующие направления: - развитие средств языка , - развитие языковых особенностей , - развитие коммуникативной функ- ции речи .

Слайд 8

Коррекционные задачи направлены на преодоление отрицательных характерных особенностей и воспитание положительных черт общего и речевого поведения: умения вступать в контакт по собственной инициативе, поддерживать диалог с собеседником, внимательно вслушиваться в звучащую речь.

Слайд 9

А так же они направлены на развитие психических процессов: направленность деятельности, сосредоточенность внимания и способность его к переключению и распределению, своевременное включение в деятельность, самостоятельность и ответственность за выполнение задания.

Слайд 10

Внимание ребёнка формируется в практической деятельности. Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка, является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Игра позволяет развивать внимание, мышление и другие психические процессы, поэтому в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и т. д.

Слайд 11

Работа по выполнению коррекционных задач приводит к совершенствованию свойств внимания, памяти, мышления, воображения и оказывает положительное влияние на устранение дефектов речи.

Слайд 12

Способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма: 1. Испытуемым предлагается заметить неправильность в тексте шуточного стихотворения Н. Семернина (текст произносился в постепенно ускоряющемся темпе): Если б не было рогов у коров, если б не было ушей у мышей, если б не было хвостов у котов, гребешков - у петушков, пятачков - у поросят, красных лапок - у гусят, легких крыльев - у баранов и усов - у тараканов... Если б слушал ты внимательно, ты б исправил обязательно! Ребенку предлагалось подойти к экспериментатору и шепотом сообщить об ошибке, замеченной им. Чаще всего, учащиеся удовлетворяются внешней правильностью звучащих строк (отчетливый ритм, рифмы), не замечая алогичности сказанного. Дети не замечают неправильности.

Слайд 13

2 . Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания . Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки: а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА г) ГРУММОПД д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛК е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА з) ЛАЙОНОСАНДЕРА и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГ м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН н) БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАН МСТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИВЯН о) ОСТИМАРЕ

Слайд 14

3. Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример (слова, которые необходимо ребенку подчеркнуть, выделены курсивом): б солнце итранв стол рюджымет окно ггщшщат машина прстыю роза евнцид жара мылрквт сумка лдчев рыба й слово тпыуг снег мунифул дождь зоркинис трела

Слайд 15

4. Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания). Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий: а) анализ каждого элемента узора; б) правильное воспроизведение каждого элемента; в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

Слайд 16

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин. После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.

Слайд 17

5. Упражнение «Пропущенные буквы» Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например: К_неч_о, н_ м_гл__бы_ь и _е_и о т_м, ч_о_ы Лариосик _к_зал_я п_ед_те_е_. Ни в к_ем _л_ч_е н__м_ж_т б_т__н__ст_ро_е Петлюры ин_ел_иг_н_н_й ч_л_ве_ в__б_е, а д_ен_льм_н, п_д_и_ав_ий ве_сел_й на с_мь_ес_т п_ть ты_я__и п_сы_а_щи__ел_г_а_мы в _есть_ес_т тр__с_ов_, в ч_ст_о_ти... М_ши_ным ма_ло__и к_ро_и_ом на_лу_ш_м об_аз_м б_ли с_аза_ы и най-турсов кольт и Ал_шин брау_инг. Лариосик, п_д_б_о Николке, з_су_ил _ук_в_ и п_м__га_ _маз_ва_ь и _кл_ды_ат__вс__в д_ин_у__и _ы_о_ую ж_стя_ую к_роб_у _з-_од ка_ам__л__. _аб_та _ы_а сп_шн_й, иб_ каж_ому п_ря_оч_ому ч_ло_е_у, у_а_тво_авш_му в рев_лю_и_, о_ли_но и_в_ст_о, _т_ о_ы_ки пр__с_х вл_ст_х _ро_схо_ят от _ву_ ча__ов т_и__ц_ти __ин__т __о__и до _ести час__в п_тн_дца_и м_ну_ ут_а з_мо_ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до _етыр__х _тра ле_о_. В__е _е ра__от__з_-д__рж__ла__ь, бл_го_а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар_дн__го п_сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б_ в_та_ит_ е_, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е_т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя_ст_и_: к__ро__к__ со в_о_ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам_, п__го_а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло_е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж_ п_ в__е_ _в__м _бл_п__е__на__ли__ким_ _оло_ам_ ле_т_и__е__ко__ _з_ля__ии, н_ _ро_еза_а в ф_рто_к__.

Слайд 18

6. Картинки "Найди отличие". Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два жирафа (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия.

Слайд 19

7. Упражнение на формирование внимательности у учеников в школе. Подобное упражнение можно провести на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные - двумя, затем по команде "Внимание!" - наоборот: существительные - двумя, а прилагательные - одной. Например:

Слайд 20

8. Упражнение "Корректурная проба" (развитие умения анализировать написанные слова). Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, "видеть" буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест "корректурная проба". В течение 5 минут (только 5) детям предлагается вычеркнуть в тексте все встретившиеся буквы "а". При этом уславливается, что если ребята пропустят больше четырех букв, то они проиграли, четыре и меньше пропусков - выиграли. Например, подчеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой: К рмпеиса к ллмрегу к тчаугьран к тто к рв к пхь к гу О нргв о кииспу о дщнлчч о етифцеизд о тта оо нмр и т.д.

Слайд 21

Другой вариант: "Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде: "Внимание!" работа идет наоборот - первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем". Например, "1-я часть работы: "С" - подчеркиваем, "О" - вычеркиваем, по команде: "Внимание!'" проводится черта и начинается 2-я часть работы: букву "С" теперь вычеркиваем, а букву "О" - подчеркиваем". Ро с цветок золоти с тый, С тал он круглый и пуши с тый, Внимание! Саша дунет, засмеется, Пух п о ветру п о несется. Там, куда упал султанчик, Будет н о вый о дуванчик.

Слайд 22

Анализ результатов показывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя "быть внимательным" способен вызвать у детей состояние концентрации. Одновременно с введением таких игровых упражнений следует изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучают к тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от "Родной речи", надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимые согласные, знаки препинания и т.д.). При проверке ребенком выполненного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это писалось кем-то другим - "другой девочкой", "плохо обученным ребенком". Практика показывает, что ученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к таким занятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставится формирование внимания, организованности.

Слайд 23

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная про­ба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, крас­но-черный квадрат, таб...

Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи.

Письменная речь-особая форма коммуникации с помощью системы определённых графических знаков.Звуковая структура слов устной речи,временная последовательность звуков переводится в пространственную после...

Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочное время.

Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук....

Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма

Особенности и способы развития внимания у младших школьников с нарушениями письма...