Особенности логопедической работы в первых классах
статья по логопедии на тему
Особенности логопедической работы в первых классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_v_pervyh_klassah.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение эффективности и качества обучения учащихся общеобразовательных школ предполагает своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из них недостатков устной и письменной речи.
Чем раньше начинается их коррекция, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложненных вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности. Вот почему особое внимание учитель-логопед общеобразовательной школы должен уделять школьникам первых классов. Своевременное выявление среди них учащихся с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у этих детей нарушений письма и чтения, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по родному языку.
Дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Цель: профилактика дисграфии и дизорфографии у младших школьников.
Задачи:
1. Совершенствование фонематического анализа и синтеза.
2. Развитие лексико-грамматической стороны речи.
3. Развитие высших психических функций.
4. Создавать базу для успешного овладения орфографическими навыками.
Содержание работы в 1 классе:
I. Диагностическое – направление с целью построения системы индивидуальной коррекционной работы и осуществления дифференциального подхода к детям-логопатам. Комплектования логопедических групп на основе общности структуры дефекта. Обследование устной речи:
- Изучить устную речь, как сложную многоуровневую систему, представленную фонематической, фонетической, лексической, грамматической сторонами речи, составные части которой зависят одна от другой.
- Выявить наличие специфических нарушений устной речи.
Обследование письменной речи (чтения и письма):
- Определить способ чтения.
- Определить понимание прочитанного.
- Выявить наличие и характер специфических ошибок чтения.
- Выявить степень овладения грамотой учащихся с учетом требований школьной программы (на момент обследования).
- Выявить наличие и характер специфических ошибок письма.
Отслеживание динамики развития всех компонентов речи на конец учебного года, оценка эффективности коррекционного воздействия.
Диагностика включает:
1. мониторинг речевых нарушений школьников;
2. методика обследования речи на начало года;
3. диагностика речевого развития на конец года.
II. Коррекционное направление:
I. Развитие фонетико-фонематических процессов:
Задачи:
- Сформировать полноценные фонематические процессы;
- Сформировать представление о звукобуквенном составе слова;
- Научить проводить звуко - слоговой анализ и синтез слова;
- Устранить дефекты звукопроизношения.
5. Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.
Постановка того или иного звука связана с необходимостью уточнения и формирования правильной артикуляции. Процесс исправления недостатков произношения складывается, как правило, из двух этапов: подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения, первичной его постановки и закрепления звука в устной речи. После того как тот или иной звук будет поставлен, продолжается работа над его автоматизацией.
Когда ребенок усвоит правильное произношение изучаемого звука проводится работа по дифференциации этого звука от других акустически и артикуляционно близких звуков.
II. Развитие лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
- Уточнить значения имеющихся слов и обогатить словарный запас учащихся, как путем накопления новых слов, являющимися различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- Совершенствовать грамматическое оформление речи учащихся путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
- Для систематической работы по формированию графо – моторных навыков у детей с Н.П.О.З, Н.В.О.Н.Р и Ф.Ф.Н.Р. разработана методичка «Умные пальчики.
- Сформировать практические представления о текст через развитие следующих умений и навыков: узнавать существенные признаки связного высказывания в процессе сравнения текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его искаженных различных вариантов (пропуск начала, середины, конца текста, добавление в текст слов и предложений не по теме, отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).
- Развить умения и навыки анализировать текст, рассказ.
- Научить правильному построению самостоятельного высказывания.
Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с усвоением структуры предложения. Первоначально объясняется метод составления предложений по наглядным схемам с использованием фишек.
Формирование структуры предложения осуществляется в тесной связи с развитием словоизменения и словообразования. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительных по числам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного.
III. Развитие психических процессов.
Все перечисленные направления работы осуществляются одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по ознакомлению со звуками, частями речи, правильным правописанием слов, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя, развитию психических процессов.
Первая и вторая четверти посвящены знакомству с гласными и согласным русского языка, сравнению их по твердости – мягкости, звонкости – глухости, учатся производить звуковой анализ слов. Проводится расширение словарного запаса по темам: «1 класс» «фрукты» «Осень», «Овощи», «Деревья и листья», «Грибы», «Перелетные птицы», «Моя школа», «Моя семья», «Транспорт», «Мой город», «Домашние животные». «Дикие животные», «Новый год».
В третьей и четвертой части мы знакомим детей с согласными буквами М, Н, Л, Р, Й и парными Г-К, З-С, Д-Т, Б – П, В-Ф, Ж-Ш, и непарными Ч, Щ, Х, Ц. Работа в этой четверти проводится по следующим лексическим темам: «Зимние забавы», «Домашние птицы», «Зима», «Зимующие птицы», «Мебель», «Бытовая техника», «Мамин день», «Инструменты», «Посуда», «Мой дом», «Весна», «Одежда», «Обувь», «Насекомые», «Мир моих увлечений», «Каникулы. Лето».
Занятия по лексическим темам проводятся следующим образом: лексическая тема включает два занятия, проводимые на одной неделе. Первое занятие посвящено обогащению и активизации словарного запаса по данной теме, второе занятие направлено на составление и распространение предложений, умению задавать вопросы и отвечать на них.
Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов, разработок в области воспитания правильного дыхания, использованием различных видов массажа и самомассажа. Неоценимо значение развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развития речи дошкольников.
Игры и упражнения, предлагаемые на занятиях, дают возможность детям не испытывать усталости и не снижает интерес к занятиям в целом. Занятия продуманны, полезны для развития мелких и точных движений рук, т.к. от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) постоянно поступают импульсы в головной мозг, стимулируя ЦНС и способствуя ее развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста
Соотношение речи и мышления на этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллектуальное развитие р...
Особенности логопедической работы в период адаптации детей с РДА
Особенности логопедической работы в период адаптации детей с РДА в условиях речевой группы ДОУВ логопедические группы попадают дети, которым выставлен диагноз РДА (ранний детский аутизм). Наибол...
Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"
Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....
Особенности логопедической работы по формированию звукопроизношения у младших школьников с глубокой умственной отсталостью
Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.Устранение...
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
p { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: "Arial Unicode MS",sans-serif; font-size: ...
Особенности логопедической работы с детьми с РАС
В статье рассматриваются особенности логопедической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС). Приводятся примеры из практического опыта работы....
Особенности логопедической работы с детьми-биллингвистами в условиях общеобразовательной школы
Презентация для выступления на районном семинаре для директоров школ " Воспитательная деятельность в ОУ в условиях ФГОС: средовой подход в формировании коликультурной компетентности."...