Консультация для родителей "Нам логопед поставил...ФФНР"
консультация по логопедии на тему
В презентации в простой и доступной форме родителям рассказывается о том, что такое ФФНР, в чём оно проявляется в устной, а в последующем, и в письменной речи ребёнка, даётся краткая характеристика направлениям работы по коррекции данного нарушения речи, предлагается диагностический материал для самостоятельного обследования ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) - это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
Основные проявления, характеризующие ФФН в устной речи: •· Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков "с", "ч", "ш" ребенок произносит звук " ть ": " тюмка " вместо "сумка", " тяска " вместо "чашка", "тяпка" вместо "шапка"; •· Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками "т" и "д", "р" заменяется на "л", "ш" заменяется на "ф". "Табака" вместо "собака", " лыба " вместо "рыба", " фуба " вместо "шуба"; •· Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки "р", "л" и "с" изолированно, но в речевых высказываниях вместо "столяр строгает доску" говорит " старял стлагает дошку ";
Основные проявления, характеризующие ФФН в письменной речи:
Фонематический слух несет ответственность за способность восприятия и различения звуков. Благодаря фонематическому слуху мы воспринимаем речевые и неречевые звуки окружающего мира и воспринимаем музыку. Фонематический слух в своем развитии проходит несколько этапов На начальном этапе, развития фонематического звука, который длится до 2-3 лет, ребёнок развивает свои способности различать окружающие звуки, которые не связаны с речью: звон, стуки, шорохи и шелест, шуршание и звуки природы. После этого периода следует этап, когда, слушая речь взрослых, малыш начинает различать речевые звуки и учится вычленять каждый звук. К пяти - шести годам ребенок с развитым фонематическим слухом уже способен воспринимать сложные речевые звуки.
ИЗУЧЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки. Занятия по освоению ребенком звукового состава языка включают в себя знакомство со звуком дифференциация звуков знакомство с буквой
Последовательность работы над звуком: Знакомство со звуком (выделение его на слух). Определение характеристик звука (гласный или согласный), (глухой или звонкий). Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов. Определение места звука в слове (с опорой на картинки). Определение твердости - мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки. Составление слогов, слов из заданных звуков.
Работа по дифференциации звуков: Уточнение артикуляций и характеристик звуков, нахождение их сходства и различий. Выделение заданного звука из ряда других звуков, слогов, слов (с выполнением конкретных заданий). Определение наличия того или иного звука и его места в слове с опорой на картинки. Запись слогов, слов на изучаемые звуки. Составление звуковых схем, слогов, слов.
Последовательность работы над буквой: Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа). Выделение ее элементов. Прослушивание стихотворения о букве. Прорисовывание буквы пальцем в воздухе. Прорисовывание буквы на листке по образцу. Чтение слогов с изучаемой буквой ( развитие слогового чтения).
Игры для развития фонетического слуха К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки С и Ц, С и Щ, Ш и Ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Выдели слово Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность : Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а. Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и. т. д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры: Хвост с узорами, Тили-бом! Тили-бом! сапоги со шторами. Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Мальчишек радостный народ Там листочки в бочках спят. Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Божья коробка, полети на небо, Кит из блюдца ест сметану. Принеси мне хлеба. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами.
Диагностика фонематических процессов предполагает выявление особенностей речевого развития учащихся 1 класса , определение оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. В диагностический пакет включены следующие задания: Отражённое воспроизведение рядов слогов и слов 1) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной. Если ребёнок дефектно произнесёт звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.). ДА-ТА-ДА, ТА-ДА-ТА ГА-КА-ГА, КА-ГА-КА БА-ПА-БА, ПА-БА-ПА КА-ХА-КА, ХА-КА-ХА СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА СА-ША-СА, ША-СА-ША ЖА-ША-ЖА, ША-ЖА-ША ЧА-ТЯ-ЧА, ТЯ-ЧА-ТЯ СЯ-ЩА-СЯ, ЩА-СЯ-ЩА РА-ЛА-РА, ЛА-РА-ЛА ВА-ФА-ВА, ФА-ВА-ФА
2) Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной . КОТ-ГОД-КОТ ТОМ-ДОМ-ТОМ ПОЧКА-БОЧКА-ПОЧКА ТАПКИ-ТЯПКИ-ТАПКИ Критерии оценки: 5 баллов—все задания точно воспроизводятся; 4 балла—имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения; 3 балла—задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно; 2 балла—большинство заданий выполняются только после повторных проговариваний , при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно—слоговые (словесные) пары; 1 балл—задания не выполняются.
Дифференциация звуков в произношении слов 1) Инструкция: повтори пары слов. КРЫША—КРЫСА РОЖИ—РОЗЫ ЧЁЛКА—ТЁЛКА ЦАПЛЯ—САБЛЯ КАСКА—КАЧКА ЧЁЛКА—ЩЁЛКА ГАЛЬКА—ГАЙКА ГАЛКА—ГАЛЬКА РАК—ЛАК МАРКА—МАЙКА МОРЯК—МАЯК ПОЧКА—БОЧКА ДОЧКА—ТОЧКА КОСТИ—ГОСТИ МЫШКА—МИШКА КОСА—КОЗА
2) Инструкция: повтори за мной предложение. СТАРШИЙ БРАТИШКА РАССКАЗЫВАЛ СТРАШНУЮ СКАЗКУ. СТАРУШКА СУШИЛА ПУШИСТУЮ ШУБУ. РЕКА ТЕЧЁТ, А ПЕЧКА ПЕЧЁТ. ЮЛЯ УРОНИЛА ФАРФОРОВОЕ БЛЮДЦЕ. ЧАЙКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЦАПЛИ. У СОНИ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК. ЖУТКО ЖУКУ ЖИТЬ НА СУКУ. В ДОМИШКЕ ЖИЛИ МЫШКИ. Критерии оценки: 5 баллов—все задания выполняются верно; 4 балла—встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в несколько замедленном темпе); 3 балла—задания выполняются в замедленном темпе, много ошибок; 2 балла—задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно; 1 балл—неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений 1) Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно—не хлопай. Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец. ШАНКИ-ФАНКИ-СЯНКИ-САНКИ-ТАНКИ ПТЕНЕЦ-ПТЕНЕСЬ-ТИНЕТЬ-ПТИНЕЧ ФТАРУФКА-ШТАРУШКА-СТАЛУСКА-СТАРУШКА-СТАЮСЬКА СЛЯПА-ШЬЯПА-ФЛЯПА-ШЛЯПА-ХЛЯПА 2) Инструкция: повтори за мной предложения. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ. СТЕРЕГЛА ЦЫПЛЯТ ВАРВАРА, А ВОРОНА ВОРОВАЛА. НЕ ВОДИЛИ ФАНЮ В БАНЮ, ИСКУПАЛИ В ВАННЕ ФАНЮ. Критерии оценки: 5 баллов—все задания выполняются верно; 4 балла—часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно; 3 балла—ошибки исправляются после повторного воспроизведения; 2 балла—часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение; 1 балл—задания не выполняются.
Звуковой анализ слов 1) выделить первый и последний звуки в словах: АИСТ—ОСЛИК—УГОЛ; 2) назвать все звуки в слове по порядку: РЫБА—МУХИ—КОТИК—ЖАБЫ; 3) определить количество слогов в слове: ДОМ—РУКА—МЕТРО—КЕНГУРУ; 4) определить 2-ой, 3-ий, 4-ый звук в словах: 2-ВРАЧ, 3-МЫШКА, 4-КРОТ, 4-ЛОДКА; 5) добавить звук в словах: ВОР—ДВОР, ВОЛ—ВОЛК, ЁЛКА—ТЁЛКА; 6) заменить звук в словах: СОК-СУК-ЛУК, ЛИСА-ЛИПА-ЛУПА. Критерии оценки: 5 баллов—правильно выполняются все задания; 4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно; 3 балла—правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки; 2 балла—правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется; 1 балл—задания не выполняются.
5. Звуковой синтез слов Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки. 1) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 3 сек), и воспроизвести его слитно: Р-О-Г; Р-О-С-А, Г-Р-О-Т, К-А-С-К-А; 2) прослушать слово, произнесённое по отдельным звукам (пауза между звуками 5 сек, во время паузы даётся звуковой сигнал), и воспроизвести его слитно: К-Л-А-Н, Б-У-С-Ы, К-У-С-Т-Ы; 3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно: Н-С-Ы—СЫН, Р-Г-У-К—КРУГ, ШАД-ЛО-КА—ЛОШАДКА. Критерии оценки: 5 баллов—правильно выполняются все задания; 4 балла—единичные ошибки, исправляются самостоятельно; 3 балла—правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда—название звука или слога); 2 балла—правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется; 1 балл—задания не выполняются. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 25.
Успешность выполнения всех заданий методики можно соотнести с одним из пяти уровней: 5 уровень ( очень высокий ) — 25 баллов — развитие фонематического восприятия выше нормы; 4 уровень ( высокий ) —20-24 балла — развитие фонематического восприятия в норме; 3 уровень ( средний ) —10-20 балла — развитие фонематического восприятия чуть ниже нормы; 2 уровень ( низкий ) — 4-10 баллов; 1 уровень ( очень низкий )— 3 балла. 2 и 1 уровни свидетельствуют о системной речевой патологии, где отмечается несформированность фонематических процессов. При качественном анализе результатов выполнения речевой методики выявляются наиболее нарушенные стороны фонематического восприятия, и анализируется соотношение речевых нарушений с отклонениями со стороны различных сторон познавательной деятельности. Эта информация должна быть учтена при разработке стратегии коррекционного воздействия.
№ Фамилия Имя ОО, класс Пол Посещение МБДОУ Количество баллов за задания Определение уровня 1 2 3 4 5 Всего 1 2 3 4 5 6 7 Приложение 2
Уровень Всего человек Мальчики Девочки Посещал (не посещал) МБДОУ очень высокий высокий средний низкий очень низкий Результаты диагностики сформированности фонематических процессов у учащихся 1-х классов МБОУ № _______
ВИКТОРИНА ДЛЯ УМНЯШЕК Повторим всё о звуках и буквах
1 . Какие согласные звуки всегда только мягкие? 1) й, р, л, м 2) к, п, с, т 3) ч, щ, ь 4) ч, щ, й 2. Какие согласные звуки всегда только твёрдые? 1) б, в, г, д 2) ж, ш 3) к, т, п 4) ж, ш, ъ 3. В каком слове звуков больше, чем букв? 1) яблоко 2) дятел 3) семья 4) радость 4. В каком слове 4 слога? 1) планета 2) метеорит 3) путешествие 4) космонавт З А Д А Н И Я
5. Какое слово нельзя перенести? 1) мороз 2) вьюга 3) огонь 4) пламя 6. В каком слове есть ь – показатель мягкости? 1) вьюга 2) нальёт 3) коньки 4) счастье 7. В какой строке неправильно подобрано проверочное слово? 1) зима - зимний 2) сады - сад 3) грибы - гриб 4) старик - старики
9. Какое слово лишнее? 1) вода 2) водитель 3) водичка 4) подводник 10. Переставь буквы местами так, чтобы получилось слово. ВЕЕРТ, КОЛОБА, ОСЁЛТАМ 8. Сколько ошибок допущено в предложении? Зема на мила бальшые сугробы. 1) 3 2) 4 3) 5 4) 6
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация школьного логопеда для родителей будущих первоклассников
Консультация школьного логопеда для родителей будущих первоклассников...
Консультация родителей на тему: "Необходимость выполнения рекомендации логопеда"
Консультация родителей на тему :"Необходимость выполнения рекомендации логопеда"...
Консультация логопеда для родителей,временно принимающих в семьи детей ,оставшихся без попечения ,обучающихся в школе 7-8 видов.
В коррекционной школе 7-8 видов обучаются дети,имеющие системное нарушение речи.Дети получают логопедическую коррекционную помощь на специальных занятиях,предусмотренных программой школы.Программа рзр...
КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как научить ребёнка говорить?»...
Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии
Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...
Консультация учителя - логопеда для родителей учащихся 1- ых классов на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь?»
В материале консультации рассматриваются недостатки в развитии в устной речи учащихся при поступлении в 1 класс и направления работы по их исправлению....
Консультация для учителей-логопедов "Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения"
Одним из основных направлений логопедии является работа по коррекции звукопроизношения.Постановка звука при любой природе речевых нарушений достигается применением ряда специальных приемов, подробно о...