Из опыта работы
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме
В данном раздел размещены материалы из опыта моей логопедичекой деятельности (конспекты занятий, план работы с родителями, учителями, план по самообразованию, рабочие программы, советы родителям, отчеты)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нейропсихологические игры и упражнения
в работе логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной и письменной речи младших школьников
с задержкой психического развития
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Поэтому одна из важнейших задач государственной политики в сфере образования - обеспечить реализацию права детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) на получение образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием. Вследствие осознания своей «неуспешности», ребенок не хочет идти в школу, отказывается делать уроки, «ничего не слышит», ничего не помнит, «в одно ухо влетает из другого вылетает». Все это влечет за собой желание вернуться к более доступной для них деятельности – к игре.
Нередко даже самим учителям и родителям кажется, что ребенок просто ленивый, рассеянный, гиперактивный, просто не хочет учиться и слушаться, невнимателен, ничего не хочет и не умеет, не способен ни к математике, ни к русскому языку, ни к чтению, ни к изучению иностранных языков.
В чем же причина того, что дети с ЗПР могут казаться таким ленивыми, невнимательными и немотивированными к учебе? Мозг детей данной категории просто не справляется с обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильных ощущений и т.д.
Младшие школьники с ЗПР испытывают значительные затруднения при выполнении письменных работ и в процессе чтения. У них наблюдаются все категории ошибок: искажение фактов, пропуск смысловых элементов, их повторы и усечение, нарушения причинно-следственных отношений, синтаксического конструирования и лексического оформления текстов.
А как мы знаем, овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга, взаимодополняемости левого и правого полушария. Отсутствие же слаженности в работе двух полушарий – одна из причин трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией.
Давайте вспомним, анализ речевых звуков, а также их синтез, формирование из них отдельных слов и целых предложений сосредоточены в левом полушарии. Анализируя и синтезируя речь, оно опирается на грамматические правила и на грамматическую информацию. Таким образом, в конечном итоге оно является устройством для абстрактного логического мышления. В нем хранятся логические программы, используемые нашим мышлением.
Однако любой логический анализ кодированной информации лишен всякого смысла, если нет возможности расшифровать ее значение. Без участия правого полушария этого сделать нельзя, так как значения слов известны лишь ему. Правое полушарие заведует и другой речевой функцией – эмоционально-интонационной окраской нашей речи, придавая ей однозначный смысл, соответствующий текущей ситуации. Интонации ограничивают излишнюю избыточность речи, придавая ей конкретный смысл, и тем самым исключают неправильную интерпретацию содержащейся в ней информации. Наконец, правое полушарие полностью обслуживает мыслительные функции и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне. Серьезно облегчающие общение жесты, которыми ребенок овладевает в раннем детстве, и жестовая речь глухонемых находятся в ведении правого полушария, точно так же, как пиктографическая и иероглифическая письменность. В общем, любая форма общения, основанная на обозначении отдельных понятий определенными знаками, использование которых не требует выработки сколько-нибудь сложных грамматических правил, будет осуществляться правым полушарием. Эти способности у правшей не нарушаются даже при самых обширных поражениях левого полушария.
Таким образом, образные конкретные представления о предметах и явлениях окружающего нас мира, хранящиеся в правом полушарии, как-то соединены с их словесными обозначениями, хранящимися в левом. Чтобы словами можно было пользоваться, полушария в процессе овладения речью должны поддерживать постоянный контакт.
Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью), дислексия (нарушение чтения) и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников с ОВЗ, в том числе с ЗПР.
Многие исследователи утверждают, что плохая успеваемость в школе очень часто имеет неврологическую природу – мозг не умеет эффективно извлекать, перерабатывать и усваивать информацию, поступающую извне. Эту ситуацию можно изменить к лучшему, используя нейропсихологические игры и упражнения, в том числе на коррекционных занятиях.
Нейропсихология – это раздел клинической психологии, который изучает мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития этих процессов в норме и факторов, влияющих на это развитие и препятствующие ему.
Ввиду того, что дети с ЗПР прекрасно чувствуют себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для них учебной деятельности, коррекционная работа с использованием нейропсихологических игр и упражнений предполагает не только тренировку определенных навыков, но и формирование слаженной, целостной работы мозга и всей функциональной системы, что позволит детям в дальнейшем самостоятельно овладевать различными умениями.
Нейропсихологические игры и упражнения подробно рассмотрены в трудах таких авторов, как Сиротюк А.Л., Емельянова Е.Н., Соболева А.Е., Семенович А.В., Воробьева Е.А., Ахутина Т. В., Величенкова О. А. и др.
В рамках данной статьи хотелось бы предложить Вашему вниманию подборку кинезеологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия, которые можно легко и в доступной форме использовать в качестве физкультминуток на коррекционно-развивающих логопедических занятиях и увлекательные игры-упражнения для работы при коррекции дисграфии. Хотелось бы обратить внимание на то, что данные упражнения крайне интересны детям, что значительно повышает эмоциональный фон, подкрепляя тем самым мотивационную базу на коррекционных занятиях.
В свою работу логопед может включать как отдельные упражнения, так и составлять комплексы упражнений, включающих крупномоторные и мелкомоторные упражнения одновременно. Приведем пример данных упражнений.
- Упражнения для рук.
«Колечко». Подушечки большого пальца по очереди соприкасаются с подушечками указательного, среднего, безымянного пальцев, мизинца в прямом и обратном порядках. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием стихотворения, постепенно увеличивая скорость.
«Коза – корова». Чередование пальчиковых поз, при которых вверх выставляются то указательный и средний пальцы, то указательный и мизинец. Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками одновременно. По мере усвоения упражнения можно предложить ребенку чередовать: «коза» – одной рукой, «корова» – другой.
«Ладушки». Дети работают в парах, садятся напротив друг друга. Хлопок – соприкосновение ладонями обеих рук, хлопок – соприкосновение ладонями правой руки, хлопок – соприкосновение ладонями левой руки, хлопок – снова соприкосновение ладонями обеих рук.
«Нос-ухо». Указательный палец правой руки касается кончика носа. В это же время указательный палец левой руки касается мочки противоположного уха. Руки скрещены. Затем хлопок в ладоши, и положения рук меняются. Затем опять хлопок в ладоши. Упражнение выполняется под счёт с постепенным увеличение скорости.
«Швейная машинка». Левой рукой совершаются вращательные движения вперёд (пальцы левой руки сжаты в кулак). Указательный палец правой руки совершает ритмичные постукивания по столу. Смена положения рук. Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.
«Весёлые карандаши». На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками. Затем выкладываем карандаши на стол по одному, используя ту же последовательность рук.
«Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполняется в следующей последовательности: ведущей рукой, противоположной, обеими руками с постепенным увеличением темпа.
«Зеркальные рисунки». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку обводить по пунктиру одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки.
- Крупномоторные упражнения.
«Снизу вверх, сверху вниз». Упражнение выполняется стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перемещением рук снизу вверх (низ, пояс, плечи, верх) и сверху вниз (верх, плечи, пояс, низ).
«Рука догоняет руку». Исходное положение: стоя, руки опущены вдоль тела, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с попеременным перемещением рук: правая рука на пояс, затем левая - на пояс. Правая рука - на плечо, левая - на плечо, правая - вверх, левая - вверх. Встреча - хлопок над головой, руки разводятся через стороны вниз. Далее упражнение выполняется с левой руки.
По мере усвоения упражнения, меняется исходное положение - правая рука на поясе, левая опущена вдоль тела, ноги вместе и под счет производится одновременное перемещение рук: правая - на плечо, левая - на поясе, правая - наверху, левая - на плечо. Правая опускается на плечо, левая - наверху, правая - на пояс, левая - на плечо, правая - внизу, левая - на поясе. Далее - с левой руки.
«Перекрёстные шаги». Исходное положение: стоя, руки согнуты в локтях ладонями вниз, ноги вместе. Ходьба на месте под счёт с перекрёстным касанием ладонями колен. Движение плеча направлено с движением руки. Взгляд перед собой. Положение головы неподвижно. По мере усвоения упражнения, выполняется касание колен локотками.
«Пила». Исходное положение: дети встают в пары и держатся за руки крестообразно. Затем выполняются действия, имитирующие движения пилы (поочерёдно выдвигая вперёд то правую, то левую руку). Выполняется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.
«Перекрёстные прыжки». Исходное положение: стоя, руки расположены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь, руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вместе, руки в стороны. Выполняется под счёт.
По мере усвоения упражнения, упражнение усложняется. Исходное положение: руки вытянуты вперёд ладонями вниз, правая рука лежит сверху, ноги перекрещены, правая нога впереди. Чередование прыжков под счёт: ноги врозь, руки перед собой, ноги перекрёстно (поочерёдно впереди то правая, то левая нога) с аналогичным движением рук.
Помимо указанных выше упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, специалистами Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии предлагаются вниманию такие упражнения, которые направлены непосредственно на коррекцию специфических ошибок на письме, таких как пропуски, недописывание, перестановка букв и слогов, зеркальное письмо, замена букв и др.
«Волшебный диктант». В данном диктанте записываться будут только «проблемные» буквы, а все остальные буквы обозначаются точками. Упражнение направлено на устранение ошибок при смешивании букв по зрительному признаку: Петя – П*т*.
«Волшебный мешочек». Ребенку предлагается без зрительного контроля ощупывать буквы, сделанные из различных материалов и называть их.
«Арабское письмо». Упражнение позволяет избавиться от пропуска букв и недописывания слов. Ведущий диктует слова, ребенок записывает их справа налево: Мальчик ест кашу. – Ушак тсе кичьлам.
«Письмо по-древнерусски». Позволяет избавиться от пропуска букв и недописывания слов. Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными буквами, обозначая гласные точками: Девочка ест кашу. – Д*в*чк* *ст к*ш*.
«Неудачный робот». Ребенок становится роботом и записывает слова, диктуемые ведущим, в соответствии со своей программой: пишет только первые две буквы слов / только средний слог / только последние три буквы, остальные буквы обозначает точками. Упражнение позволяет избавиться от пропуска букв, слогов и недописывания слов. Девочка ест кашу. – *****ка *ст **шу.
«Хлопни-топни». Упражнение позволяет устранять ошибки при смешивании звуков по фонетико-фонематическому сходству. Ведущий диктует слова, ребенок в соответствии с инструкцией должен хлопнуть в ладоши, когда услышит, например, звонкий звук в начале слова, топнуть ногой – если услышит глухой звук. Чем больше жестов будет использовано, тем прочнее будет результат.
Эти и многие другие упражнения, разработанные специалистами в области нейропсихологии, помогут не только воспользоваться обходными путями при коррекции нарушений, но и внести разнообразие в работу логопеда, увлечь ребенка, сделать коррекционные занятия для него значительно интереснее и желаннее, повысив тем самым результативность работы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Емельянова Е.Н., Соболева А.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – СПб., Питер, 2008. – 96 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»)
Семенович А.В., Воробьева Е.А., Сафронова Е.В., Серова Л.И., Баринова Н.Д., Михалева О.Ю., Шегай В.М.. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития. / Под редакцией проф. А.В. Семенович. –МГПУ Факультет коррекционной педагогики. Кафедра клинических основ специальной психологии и специальной педагогики. – М.: 2001.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ «Сфера». – 80 с.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.
Сиротюк АЛ. С40 Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 288 с.
Т. В. Ахутина, О. А. Величенкова, О. Б. Иншакова Человек пишущий и читающий: проблемы и наблюдения: материалы международной конференции. 14-16 марта 2002 г. – СПб.: Изд-во С.-Пб. ун-та. 2004. – с. 82-97
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.
Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....
"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта
Логопедические методики на уроках в начальной школе...
Обобщение педагогического опыта. Выступление на педсовете.Обобщение опыта работы «Использование ИКТ в дошкольном образовательном учреждении, как средство повышения качества образования».
В данной методической разработке представлен опыт педагога ДОУ по внедрению ИКТ в образовательный процесс....
- Мне нравится (1)