Методические рекомендации по коррекции письменной речи. Дидактические упражнения
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме
1. Дидактические упражнения по коррекции письменной речи.
2. Упражнения по развитию фонематических процессов.
3. Работа над развитием речевого аппарата и голоса.
4. Работа по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivankova_innovatsii.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по коррекции письменной речи
учащихся начальных классов.
Дидактические упражнения
из опыта работы
ТЕЗИСЫ:
«Методические рекомендации по коррекции письменной речи учащихся начальных классов. Дидактические упражнения из опыта работы».
В школу приходят всё больше детей с низким уровнем речевого развития, которое включает в себя нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слова, наблюдается слабое развитие фонематического восприятия слова, бедный словарный запас, аграмматизмы при согласовании и управлении в предложении.
Для овладения письменной речью необходимо взаимодействие следующих анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного. Несформированность одного из них может привести к дисграфии.
Упражнения на развитие фонематических процессов даны с целью:
а) развивать фонематическое восприятие;
б) вырабатывать умение выделять первый и последний звук;
в) учить подбирать слова по заданному количеству букв;
г) отрабатывать умение определять количество звуков в слове.
Упражнения для развития четкой артикуляции речевого аппарата и голоса необходимы для успешного обучения в школе.
Исследования в данной области показывают, что для голоса необходимо взаимодействие речевого дыхания с четкой артикуляцией. Упражнения, построенные на работе со скороговорками, ритмическим текстом, стихами, требуют точного воспроизведения сказанного и помогают почувствовать мелодию, ритм и темп речи.
Работа над мелкой моторикой включает пальчиковую гимнастику и умение проводить непрерывные, плавные линии с «приговорками». Эта работа улучшает эмоциональное состояние детей, тренирует память и помогает профилактике дисграфических ошибок на письме.
При коррекции зрительного восприятия даются корректурные пробы и упражнения на развитие образного представления буквы.
Дидактические упражнения из опыта работы предлагают некоторые теоретические и практические материалы по профилактике дисграфических ошибок у детей начальных классов. В методическом материале отмечены самые распространенные ошибки детей, выделены предполагаемые причины этих ошибок.
В работе подобраны занимательные материалы для коррекционной работы с детьми, которые вызывают положительные эмоции.
Материалами данной работы может пользоваться не только учитель начальных классов, дефектолог-логопед, педагоги классов компенсирующего обучения, но и преподаватели русского языка средней школы.
Упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного решения проблем по коррекции письменной речи, повышению речевой культуры, расширению словарного запаса, развитию языкового чутья.
Дидактические упражнения по коррекции письменной речи из опыта работы.
Безграмотное письмо часто служит камнем преткновения в карьере людей, причиняет массу отрицательных эмоций, тогда как грамотная письменная речь всегда являлась залогом успешного продвижения в жизни. Чем раньше начать формирование «языкового чутья», тем меньше сломанных судеб.
Методические рекомендации для педагогов по предупреждению и устранению ошибок на письме появились в результате анализа обследования устной и письменной речи учащихся начальных классов. Многолетний опыт работы учителем-логопедом позволяет сделать выводы, что в школу всё больше и больше приходят дети с низким уровнем речевого развития, которое включает в себя:
- нарушение звукопроизношения;
- снижение фонематического слуха;
- бедный словарный запас;
- слабое понимание грамматических конструкций предложений;
- несформированность у детей быть готовыми к учебной деятельности;
- слабое развитие тонкой моторики пальцев рук.
Все эти предпосылки являются результатом неуспешности ребёнка в учебной деятельности.
Своевременная и правильная помощь позволяют не только предупредить появление у детей нарушений письма и чтения, но и не допустить отставания в усвоении программного материала по предметам.
Методические рекомендации в данном пособии предлагают упражнения, направленные на своевременную профилактику и оказание помощи детям, делающим «нелепые» ошибки при письме. Кроме того, решают следующие задачи:
1. Дальнейшее обогащение и расширение словарного запаса у детей;
2. Дальнейшая активизация устной учебной лексики у учащихся;
3. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа и письменной речи.
- Развитие фонематического восприятия устной речи;
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Процесс овладения учащимися начальной школы письменной речью достаточно сложен. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речеслухового, речедвигательного, зрительного, двигательного.
Нарушение речеслухового анализатора - это ослаблен фонематический слух (не слышит оппозиционных звуков, и звуков по акустико-артикуляторному сходству), нарушение различения фонем, задержка в развитии словаря, затруднения в грамматическом оформлении речи, лексические замены, замены букв, дисграфия (приложение №1).
Дефект речедвигательного анализатора - это нарушение звукопроизношения, смазанная, нечёткая речь, что вызывает затруднения в анализе звукового состава слова, затруднения в грамматическом оформлении речи, дисграфия (приложение №2).
Дефект зрительного восприятия - это нарушение восприятия зрительного образа буквы, смешение и замены на письме букв, близких по графическому начертанию, дисграфия (приложение №3).
Двигательный анализатор – не развита мелкая моторика, нет плавности линий, соединений, нечеткое написание букв, медленный темп письма (возможны писчие спазмы).
Выявление учащихся, имеющих нарушения устной речи, проводится в начале учебного года по ускоренной диагностике. Результаты устного экспресс диагностирования показывают, что наибольший процент нарушений приходится на нарушение фонематического слуха, звукобуквенного анализа слов, звукопроизношения.
Одна из самых актуальных проблем начального обучения - нарушение письменной речи у школьников, так как чтение и письмо из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Основными симптомами дисграфии являются неспецифические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер и которые не связаны с нарушением интеллектуального развития ребёнка.
Самыми распространенными ошибками при письме являются:
- пропуск букв / трва – трава /
- слитное написание предлогов / висит настене – висит на стене /
- замена букв чаще по акустико-артикуляторному сходству / мышка – миска – мишка / жуки – зуки /
- замена букв по кинетическому сходству / почка- точка /
- пропуск разделительного мягкого знака / деревя – деревья /
- упрощение слоговой структуры слова / настула - наступила /
- искажение слова / юдулис – надулись /
- недописывание букв и слогов / красны – красный /
Пропуск букв на письме является показателем недостаточной сформированности фонематических процессов. В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но у ребёнка не сформирован или недосформирован образ слова. Значит, пропуск букв может возникнуть, прежде всего, по следующим причинам:
- ребёнок в первый раз слышит слово;
- ребёнок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
- ребёнок знает значение слова, но, ни разу не встречал слово написанным.
Иногда же ребёнок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно. Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
- у ребёнка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца;
В данных методических рекомендациях представлен материал, который может быть целенаправленно использован на каком-то определённом этапе работы с детьми, которые испытывают трудности в письменной и устной речи. Данные упражнения эффективны как на уроках русского языка, так и на групповых занятиях по коррекции и предупреждению дисграфических ошибок.
Порой педагоги недостаточно серьёзно относятся к такого рода упражнениям, преуменьшая их значение. А это очень важно.
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
Цель: развитие фонематического восприятия;
- включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.
Объясняем ребенку, что звонкий звук можно произнести с помощью голоса. Когда звук произносится без помощи голоса (шепотом), то этот звук – глухой. Попробуем произнести звонкие и глухие согласные парами и почувствовать разницу.
При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке:
услышали, произнесли, отличили, записали.
Б | В | Д | Ж | З | Г |
П | Ф | Т | Ш | С | К |
БА - ПА, ПА - БА, БА-ПА-БА, БА-ПА-ПА-БА,
ДА - ТА, ЗА-СА, ЖА-ША, ГА-КА, ВА-ФА
При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.
Инструкция педагога | Участие ребёнка | |
1 | Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА – показывает рукой вниз | Зрительное и слуховое восприятие |
2 | Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА - ПА | К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе |
3 | Педагог говорит, показывает рукой и просит ребёнка повторить | Концентрация внимания, память слуховая и двигательная. Речь ребёнка |
4 | Педагог показывает только рукой и просит ребёнка повторить | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие |
5 | Педагог показывает рукой и просит озвучить и подтвердить рукой | Внимание, двигательная память, зрительное восприятие, речь |
6 | Педагог говорит, а детей просит показать рукой рисунок высказывания. | Слуховое восприятие, двигательная память |
7 | Педагог просит, основываясь на слух, повторить за ним оппозиционные слоги. | Слуховое восприятие, речь (профилактика дисграфических ошибок) |
2.Найди по звуку слово.
После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак «+», соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак «-», который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом. Это упражнение позволяет отработать сразу все пары звонких и глухих согласных звуков. Вообще чем больше жестов, телесных изображений и движений будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.
Сыр | Палка | Дыня | Фокус | Голос | Шуба |
Зонт | Банка | Тыква | Вата | Кошка | Жук |
Сани | Блузка | Тело | Фабрика | Губы | Штанга |
Зубы | Пилотка | Диван | Флаг | Кукла | Журчал |
Слон | Брошка | Дочка | Воротник | Кулак | Жили |
Зайка | Плитка | Точка | Флейта | Гири | Шили |
Носы | Сапоги | Дело | Время | Грибы | Крушить |
Тазы | Работа | Тело | Фонарь | Кости | Кружить |
Вазы | Заборы | Дочка | Факел | Горка | Ужи |
Косы | Гриб | Точка | Вратарь | Корка | Уши |
Полосы | Ястреб | Удочка | Шарф | Колос | Нож |
Носик | Суп | Уточка | Советы | Голос | Малыш |
Глаз | Хлеб | Город | Картофель | Газета | Морж |
Нос | Карп | Халат | Туфли | Рукава | Пляж |
Трус | Голубь | След | Вафли | Сапог | Ложка |
Арбуз | Прорубь | Привет | Бровь | Берег | Старушка |
Пояс | Лоб | Год | Клюв | Галстук | Крышка |
Низко | Зубки | Грядки | Червь | Листок | Лягушка |
Коляска | Грибки | Сладкий | Лев | Мягкий | Подружка |
Повязка | Папки | Заплатка | Рукав | лёгкий | Варежка |
После устной работы предложить в левый столбик записать слова с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими. Можно начать с одной пары звуков, со временем усложнить задание и предлагать слова со всеми парами звонких и глухих.
- Назови слово, которое отличается от остальных.
Цель: - различать на слух оппозиционные звуки;
- правильно произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА
ДАЧКА –ТАЧКА-ТАЧКА –ТАЧКА
ДОЧКА-ДОЧКА-ДОЧКА-ТОЧКА
УТЁНОК-УТЁНОК-КОТЁНОК-УТЁНОК
КОМ-КОМ-КОТ-КОМ
БАЛЕТ-БАЛЕТ-БАЛЕТ-БИЛЕТ
МЫШКА-МИШКА-МЫШКА-МЫШКА
БУДКА-ДУДКА-БУДКА-БУДКА
4. Игры с мячом
Игры с мячом направлены не только на развитие фонематических процессов, но и:
- на развитие общей и мелкой моторики;
- на ориентировку в пространстве;
- на регуляцию силы и точности движений;
- на развитие глазомера, ловкости;
- на активизацию непроизвольного внимания;
- на нормализацию эмоциональной сферы.
4.1. Цепочка.
Цель: - развитие умения выделять первый, последний и заданный звук;
- умение представить графическое выражение слова;
- отрабатывать механизм переключения.
Ход игры: 1. Упражнение на основе популярной детской игры, когда один ученик говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова, передавая мяч друг другу:
дом – машина – ананас – санки – игла – апельсин.
- (второй вариант)
Передавая мяч, называем слова не только на последнюю, но и на вторую, на третью букву с конца. Упражнение универсально: в него можно играть как вдвоём, так и целой группой, перекидывая мяч либо по кругу, либо в беспорядке, кому как захочется.
Преподаватель может в любой момент изменить номер буквы, на которую нужно придумывать слова. Через некоторое время можно перейти на более сложный уровень: например, подбирать существительные только женского рода.
4.2.Любопытный.
Цель: развитие фонематических представлений и воображения,
- развитие навыков структурирования предложений.
Ход игры: педагог объясняет суть игры и показывает образец. Выбирается звук, на который будут начинаться слова в предложении. Педагог задаёт вопрос и бросает мяч ребёнку. Учащиеся должны ответить так, чтобы слова ответа начинались с заданного звука.
КТО | ЧТО СДЕЛАЛ | КОМУ | ЧТО |
Дима | дал | другу | дневник |
Соня | связала | сестре | свитер |
Повар | приготовил | приятелям | пирог |
4.3.Будь внимательным.
Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
5.Сколько точек столько букв.
Цель: развитие умения подбирать слова по заданному количеству букв, проводить звукобуквенный анализ слова.
Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек (3,4,5,6,4,4).
Ход игры: дети бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают слова, какие называли и некоторые слова записывают в тетрадь.
6. Игры со словами.
Практика показывает, что одним из любимых занятий детей являются упражнения с буквами и словами. Подобные задания со словами и буквами продуктивны по профилактике дисграфии. Дети активно составляют и загадывают слова. Это работа-игра, от которой они получают удовольствие и эмоциональный заряд.
Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи;
- закрепить звукобуквенный анализ слов;
- различать гласные и согласные;
- обогащать лексический запас;
- активизировать пассивный словарь;
- быстро находить нужные слова.
- развивать высшие психические функции.
Педагог | Учащийся | |
1 | Выписывает все гласные на доску. а о у ы э я ё ю и е | Закрепление зрительных образов букв |
2 | Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет (мак, книга). Используется при работе со словарными словами | -а-, - - и- а . |
3 | Угадай слово. *Педагог на доске пишет только согласные буквы с-п-г-, м-л-к-. Если слово трудное для прочтения, то можно отдельно выписать гласные буквы, имеющиеся в данном слове. Используется при работе со словарными словами. *Затем предлагается самостоятельно записать слова (предложения) только согласными. Школа, улица, сумка. Ветер по морю гуляет. Отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. | Сапоги, молоко Шк…л…, …л…ц…, с…мк… В…т…р п… м…р… г…л……т. |
4. | Подбери слова к заданным схемам. -а-, -а-а, | Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар. Каша, Маша, папа, жаба, лама. |
5. | Составь слова из данных букв. (б,у,с,р,ы) (л,к,ж,у,а) (р,ы,б,а,к) | Бусы, усы, сыр Лужа, жук, лук, уж, лак. Рыба, бык, рак, бак, краб, брак, рыбак |
6. | Придумай из каждой буквы данного слова другие слова КОШКА | Кол-книга, окно-озеро, шар-шуба, кот-кефир, аист-арбуз |
7. | Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв | Кот, каша, булка, машина |
8. | Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ | Соль, тесто, роль, рис, отель, лес, лось, литр, лист, ….. |
9. | Расшифруй слова и назови их одним словом. а)п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь | а) тапки, туфли, ботинки, сапоги – обувь б)ночь, утро, вечер, день - сутки |
10. | Найди окончание слова, чтобы в результате получились осмысленные слова ко___ ру___ до___ ЧК ре___ ЧК поло___ пе___ пило____ до___ | Помимо того, что дети быстро учатся находить слова, ещё закрепляется правописание слов с ЧК |
11 | Игра «Мой улов - двадцать слов». В этой вертолине можно поймать двадцать слов. Начинать с любой буквы и читать по часовой стрелке. | |
12 | «Арабское письмо» Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов, а потом переходить к предложениям. | кимод, агинк, онко, шаднараК (карандаш, окно, книга, домик) улокш в туди итеД. (Дети идут в школу) |
13 | «Прочитай наоборот» Даются слова, которые можно читать как слева направо, так и справа налево. Шалаш, боб, насос, | |
12. | Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Дети часто в сложных словах пропускают или меняют местами буквы и слоги, укорачивают слово, поэтому сложные слова надо тщательно анализировать. Уяснив точно смысл слова, ребёнок начинает правильно произносить и писать. Изменив порядок слогов, произнося бессмысленные слова, развиваем навык правильного чтения, т.к. это сложнее, чем читать знакомое слово, которое дети могут прочитать по догадке | |
11.1.Раздели слово ЧЕРЕПАХА | ЧЕ-РЕ-ПА-ХА | |
11.2.Прочитай слово по слогам, начиная с конца. | ХА-ПА-РЕ-ЧЕ | |
11.3.Прочитай слово, пропустив первый или несколько заданных слогов | РЕ-ПА-ХА | |
11.4.Прочитай слово по заданной последовательности 2,4,1,3 4,1,3,2 | РЕ-ХА-ЧЕ-ПА, ХА-ЧЕ-ПА-РЕ |
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ
РЕЧЕВОГО АППАРАТА И ГОЛОСА.
Недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата (смазанная невнятная речь), неправильное дыхание могут привести к проблемам в обучении. Работа над развитием речевого аппарата включает артикуляцию и правильное дыхание.
Дыхание является одним из важных элементов речевого голоса и правильного произношения звуков речи. Умение пользоваться дыханием обогащает речевой голос и благотворно действует на здоровье детей.
Надо помнить, что постоянный вдох ртом может ухудшить слух. Выключение носового дыхания вызывает хронический насморк, гайморит. Всё это сказывается и на качественной стороне речевого звука.
Выработка правильного дыхания оптимизирует газообмен и кровообращение, способствует общему оздоровлению. Правильное дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания. Ритм дыхания – единственный из всех телесных ритмов подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека. Дыхание играет первую скрипку в актуализации нашего речевого потенциала.
«Дышать ртом, то же самое, что есть носом» (восточная мудрость).
Упражнения на дыхание можно проводить в начале урока, во время физкультурной минутки или в конце урока. Чтобы сконцентрировать внимание ребёнка на выполнение того или иного задания, можно использовать упражнение на дыхание: рука идёт вверх – вдох через нос, рука опускается на уровень диафрагмы – выдох через рот (повторить 3-5 раз).
Свист, игра на духовых инструментах, «разговаривание» через дырочки в бумаге, через бахрому бумажных усов, имитация сосания, зевание полезны для развития правильного дыхания. Ребёнок может задержать воздух в ротовой полости путём надувания щёк, зажатия ноздрей и попеременного выпускания воздуха изо рта и носа.
1. Дыхательная гимнастика.
Цель: выработка правильного носового дыхания.
1.1.Поглаживание носа от кончика вверх – вдох, при выдохе похлопайте пальцами по ноздрям со звуком МММ.
1.2.Расширьте ноздри – вдох, расслабьте – выдох.
1.3. Широко открыть рот и подышать носом.
1.4.На вдохе оказать сопротивление, постукивая по крыльям носа, выдох свободный.
1.5.Вдох носом, выдох через неплотно сжатые губы со звуком ВВВ.
1.6. Вдох носом в несколько приёмов, выдох свободный.
1.7. Выдох в несколько приёмов. Цель: активизируется фонационная мускулатура,
1.8. Четырехфазное дыхательное упражнение. Вдох – задержка – выдох – задержка. (начиная с 2-3 секунд и увеличивая до 7-10 секунд).
1.9. Глубоко вдыхаем через нос, втягивая живот (пауза), выдох через широко открытый рот, надувая живот, пауз
1.10. Глубоко вдохнуть, надувая живот, пауза, выдохнуть, втягивая живот, пауза.
1.11. Можно присоединить движения.
На вдохе поднимаем руку, ногу ,руки. Удерживаем во время паузы и медленно опускаем на выдохе.
1.12. На вдохе медленно поднять расслабленные руки и голову вверх, постепенно растягивая всё тело, задержать дыхание. На выдохе – постепенно расслабляя тело, опустить руки и голову, согнуться в пояснице, задержать дыхание.
1.13. Прямые руки в стороны, кисти сжаты в кулаки. Вдох большой палец вверх, выдох вниз. Руки и большие пальцы могут поворачиваться в такт дыханию налево, направо.
1.14. Поднять руки над головой со вдохом опустить с выдохом.
1.15. Пальцем или ладонью прерывать воздушную струю, чтобы получился клич индейца, свист птицы.
Для звучания речи необходимо: речевое дыхание во взаимосвязи с артикуляцией, что позволяет развивать слуховые и мышечные ощущения,
Дети отчётливо произносят звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе артикуляционного аппарата. Самыми подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее активную работу и формируют каждый звук речи.
2. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
Цель: отработка дыхания, ритма речи, укрепления мышц губ и языка и тренировка речеслуховой памяти.
БА-БА-БА БА-БА-БА БА-БА-БА | ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО ВО-ВО-ВО | СУ-СУ-СУ СУ-СУ-СУ СУ-СУ-СУ | ГА-ГА-ГА ГА-ГА-ГА ГА-ГА-ГА |
ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛА-ЛА-ЛА | ЗО-ЗО-ЗО-ЗО ЗО-ЗО-ЗО-ЗО ЗО-ЗО-ЗО-ЗО ЗО-ЗО-ЗО-ЗО | ТУ-ТУ-ТУ-ТУ ТУ-ТУ-ТУ-ТУ ТУ-ТУ-ТУ-ТУ ТУ-ТУ-ТУ-ТУ | ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ ПЫ-ПЫ-ПЫ-ПЫ |
.
2.Орфографическое чтение вслух.
Цель:
Под орфографическим чтением понимается чтение слова так, как оно пишется. Это просто необходимо, потому, что дети помогают себе, проговаривая, правильно артикулируя слова при чтении именно так, как они пишутся, Не карабль , не кораболь, а именно кОраБЛь.
3. Беззвучно произнести А – Э – О, с поворотом головы.
Цель: активизировать работу мягкого нёба и глотки.
4. Чтение чистоговорок
Цель: отрабатывать чёткую артикуляцию;
- развивать чувства ритма и рифмы;
- развивать творчество детей (придумывание чистоговорок)
РА-РА-РА - В КОМНАТЕ ЖАРА
РО-РО-РО - НОВОЕ ВДРО
РУ-РУ-РУ - ПОМОГИТЕ КОМАРУ
РЫ-РЫ-РЫ - УЛЕТЕЛИ ВСЕ ШАРЫ
ЧИ-ЧИ-ЧИ - У ДОМА КИРПИЧИ
5.Скороговорки.
Очень важным этапом работы над речевым аппаратом является работа со скороговорками, работая с которыми, педагог решает многие задачи:
- развивает фонематический слух каждого ребёнка;
- уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции;
- развивает память;
- способствует снятию страха перед произнесением трудных слов;
- работает над памятью;
- обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику;
- развивает правильное дыхание;
- помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи;
- способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.
Работа со скороговорками положительно сказывается на успеваемости детей.
Скороговорка – это интеллектуальная и артикуляционная игра. Правила скороговорки требуют неукоснительного, точного воспроизведения сказанного. Перед тем, как быстро проговорить скороговорку, её нужно выучить.
У каждой скороговорки своя игра звуков, слов. Секрет их заучивания в том, что каждая решает новую задачу: языковую, артикуляционную, смысловую, предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, представляет свою мелодию и ритм. Даже совсем простенькая скороговорка задаёт ребёнку сложную умственную задачу.
Например:
«Топали мы, топали, до тополя дотопали»
«Пошла Поля полоть в поле»
«Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло»
«Очень часто блюдца у Танечки бьются»
«У ежа – ежата, у ужа – ужата»
« Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают»
« Тощий немощный Кащей, тащит ящик овощей»
«У Никиты моток ниток»
«У Влада брат, Влад брату рад»
«Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке»
В скороговорке надо понять смысл слова, и только осознавая содержание, можно быстро выучить скороговорку. Скороговорки рекомендуется произносить как с опорой на написанный текст, так и с опорой на повторение.
Работая со скороговорками и стихами, использую графическую запись, которая является эффективным приёмом для развития высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление, речь) и предупреждает дисграфические ошибки на уровне предложения.
Алгоритм работы со скороговоркой.
1.Читается скороговорка.
2.Уточняется понимание каждого слова.
3.Дети считают количество слов.
4.Графически рисуют схему предложения.
5. Рисуют образ каждого слова в схеме (у каждого ребёнка своё восприятие, своя ассоциация с данным словом).
6. Рассказывают скороговорку, глядя на свою запись.
Пошла Поля по полю
Пошла Поля полоть в поле
РАБОТА НАД МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ
1. Росчерк.
Определённую роль в развитии ребёнка играет мелкая моторика. Зная, что развитие движений пальцев рук, их координированность находятся в прямой связи с развитием речи. Мелкая моторика формируется к 7-8 годам. Если не развивать мелкую моторику, то в процессе обучения могут возникнуть проблемы.
Как известно письменная речь возникает из рисунка. Рисунок это средство мышления. Обучаясь письму, ребёнок восстанавливает непрерывные, длинные линии. Работая с росчерком, дети учатся писать безотрывно и в едином режиме.
Когда ребёнок проговаривает вслух при письме, то меньше допускает ошибок. Данные упражнения готовят кисть ребёнка к овладению письмом, научат делать точные, ритмичные движения и улучшат координацию руки.
Росчерк позволяет решать такие задачи:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речевого аппарата;
- синхронизация зрительного, двигательного, речевого анализатора;
- профилактика дисграфических ошибок.
Рекомендация | Приговор | Росчерк | |
Необходимое условие Темп речи, при произнесении стиха, должен совпадать с темпом работы руки. На каждое движение руки есть свой слог или слово. При этом ребёнок должен сам себя контролировать: совпадает ли движение руки с тем, что говорит язык. Сначала ребенок за педагогом повторяет эти движения в воздухе, приучая руку плавно двигаться. | 1. | Вот лошадка у ворот. Уши, грива, глазки, рот | |
Вот | |||
лошадка | |||
у | |||
ворот | |||
уши | |||
грива | |||
глазки | |||
рот | |||
2. | Лепесток, лепесток получается цветок | ||
3. | Ушки, ушки у зайца на макушке. | ||
4. | Маленькая гусеница любит веселиться, Глазками моргает, ротик открывает | ||
5. | Ёж под ёлочку идёт, там грибок уже растёт | ||
6. | Как у нашего кота уши, глаз, усы у рта | ||
7. | Сли-ва, яб-ло-ко | ||
8. | Рыбка хвостиком вильнула, показала плавники |
2.Пальчиковая гимнастика
2.1Комплекс упражнений
А). Поднять кисти рук вверх, прогнуть пальцы назад (вдох), расслабить пальцы (выдох), затем несколько раз сжимать пальцы в кулак и разжимать.
Б). Поднять кисти рук и сложить пальцы вместе. С силой прижимать пальцы друг к другу (вдох), расслабить пальцы (выдох).
В). Помассировать пальцы рук.
Г). Кончиком большого пальца надавливать на кончик (основание) каждого последующего пальца.
2.2. Игры - потешки с пальчиками.
А) Пальчики двигаются по столу.
Вышли пальчики гулять, а вторые догонять (два пальчика).
Третьи пальчики пешком (три пальчика),
а четвёртые бегом (четыре пальчика).
Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал (большой палец).
Б) Большой палец поочередно прикасается с нажимом к указательному, среднему, безымянному, мизинцу.
Пальчик – мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем кашу ел.
- С этим братцем песни пел.
2.3. Волшебная палочка.
Цель: свернуть из листа бумаги волшебную палочку.
(можно менять инструкцию: кто тоньше, длиннее, аккуратнее, быстрее сделает волшебную палочку).
Из данной палочки сделать букву или слог (О,П, Б,В,Р, З….).
2.4. Массаж.
Взять ручку или карандаш, лучше с ребристыми краями, положить между ладошками и покатать по всей длине ладони.
РАБОТА НАД ЗРИТЕЛЬНЫМ ВОПРИЯТИЕМ
1. Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы
Инструкция | Предлагаемый материал | |
1. | Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы. | |
2 | Узнай букву. Допиши недостающие элементы буквы | Ц Н Г Ш Х Ф В О Л Д Ж Я Ч М Ю П У И Е Щ Ы А Э С Т К Ь |
3 | Напиши буквы, в которых содержится данный элемент (показывая элемент строчной буквы) | например: О – этот элемент при письме есть в строчных буквах: Б, В, О, А,Ф, Я, Ю |
4. | Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты. | |
СЕ | СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ | |
ОБ | БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО | |
ГДЕ | ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ | |
КОТ | ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО | |
СЛОН | НОСЛ СМОН ЛОСН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ | |
ВОДА | ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА | |
КАКОЙ | КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ | |
ЧАШКА | ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА ЧАЩКА | |
5 | Найди спрятанное слово | ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА(газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ(очки,пакет) |
6 | Слова, в которых встречается буква Д – обозначить вместо буквы стрелочку вниз, Б – стрелочку вверх | ДЯТЕЛ, ДУБ, ДЕРЕВО, БРЕВНО, БУКВА, БУМАГА, ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ. |
7 |
2. «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
3. «Попробуй прочитать».Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки). Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов.
4. «Деформированный текст». Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.
Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята них вышли в руках на портфели улицу.
Алгоритм работы:
Прочти предложение | Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. | |
Ты понял, о чём прочитал? | ||
Что необычного ты заметил в этом предложении? | Слова написаны разным шрифтом. | |
Прочитай то, что написано печатным шрифтом, а потом - курсивом | Дети идут в школу.Выпал первый пушистый снег | |
Спиши предложения написанные печатным шрифтом. Прочитай текст. |
Примерные тесты для проверочных работ
Д-Т Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Кто там по дорожке идет? Это утка утят по дорожке ведет.
З-С В морозном лесу потрескивали сучья. Наступил морозный, зимний вечер. На улице искрился снег.
Ж-Ш Дождь прошел такой хороший, сразу ожили поля. Прошел дождь и на улице большие лужи.
С-П1 Куст шуршит - серый зайка дрожит. Саша шапкой шишку сшиб, получил на лбу ушиб.
С-Щ Щенок утащил сосиску. Щи да каша- пища наша. Сгущались осенние сумерки.
Ш—Щ В нашем шкафу висит кожаный плащ. Товарищи пришли на помощь другу.
Ч-Щ Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. Щучке плыть вокруг леща, плавниками трепеща.
Б-П На березе набухли почки. Полина в субботу полола бобы.
В-Ф Вафельный торт. Вера закрывает форточку.
Г-К Грозди калины. Собака грызла кость. НЕ гони коня кнутом, а гони коня овсом.
С-Ц Зиме конец - летит скворец. Курица с цыплятами. Клумба с цветами.
Из гнезда упал птенец. Надвинулись грозовые тучи. Стрекозы кружились над озером. В кустах спрятался зайчишка. В траве стрекочут кузнечики. На деревьях грачи вьют гнезда. Скоро они начнут высиживать птенцов. Страус спрятал голову под крыло. Открой форточку и проветри комнату.
Солнце светит ярче. Снег потемнел. Кругом большие лужи. На ветках надулись почки. На лужайке зеленая трава. Журчат быстрые ручьи. Идет весна.
Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Замерзла речка. Птицам холодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом птицы спасут урожай.
В чаще щебетали птицы. Надвинулись грозовые тучи. Палец Лариса оцарапала спицей. Куст шуршит - серый зайка дрожит. Старая пружина заржавела.
Материалами данной работы может пользоваться не только учитель начальных классов, дефектолог-логопед, педагоги классов компенсирующего обучения, но и преподаватели русского языка средней школы.
Упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного решения проблем по коррекции письменной речи, повышению речевой культуры, расширению словарного запаса, развитию языкового чутья.
Использованная литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно0развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. Обнинск, 1993
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. «Ось-89», Москва,2000.
3. Семенович А.В. Эти невероятные левши. Генезис. Москва, 2004.
4. Козляникова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. Екатеринбург,1992.
5. Локатова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. «Ось-89». Москва, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В помощь учителю начальных классов...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,ПО КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ....
Технологическая карта логопедического занятия по коррекции письменной речи (2 класс): "Упражнения в морфологическом синтезе"
Технологическая карта группового логопедического заняти по коррекции письменной речи на тему: "Упражнения в морфологическом синтезе". Данная методическая разработка составлена в соотвестствии с требов...
Упражнения по коррекции письменной речи младших школьников.
Упражнения для развития фанематического слуха. Упражнения на развитие уровня саморегуляции....
Методические рекомендации по коррекции нарушений письменной речи обучающихся младших классов.
Процесс письма представляет собой сложную многоуровневую деятельность, в структуре которой можно выделить определённые звенья, операции. У детей, страдающих нарушением письма, обнаруживается различный...
Развитие и коррекция письменной речи. Дидактический материал для учащихся начальной школы.
В данном дидактическом материале предлагаются упражнения для занятий по развитию устной и письменной речи учащихся. Предлагаемые задания помогут сформировать навык работы с предложением, т...
Упражнения межполушарного взаимодействия для коррекции письменной речи учащихся
В материале содержатся основные виды упражнений для школьников с ОНР и ЗПР, способствующие улучшению умственной деятельности на уроках письма и чтения....