Характеристика недостатков произношения свистящих и шипящих фонем.
статья по логопедии (1 класс) на тему

Иванькова Елена Юрьевна

1. Механизм образования шипящих, свистящих звуков.

2. Особенности коррекционной работы при межзубном сигматизме, парасигматизме шипящих.

3. Методика работы при разных клинических формах дизартрии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика недостатков произношения свистящих и шипящих фонем.

Недостатки произношения свистящих с, с', з, з', ц и шипящих ш, ж, ч, щ обозначаются термином сигматизм.

В случаях стойкой замены одних фонем другими, когда, например, ш заменяется на с или с на «и и т. п., говорят о парасигматизме.

Механизм образования фонемы с состоит в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные о и у, что приводит к упреждающему округлению губ. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1—2 мм). Язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью спинки языка и передними зубами.

Особенность артикуляции мягкой фонемы с заключается в более высоком подъеме спинки языка, а также в некотором его перемещении вперед, что приводит к еще большему сокращению размера полости между языком и резцами. Растягивание губ становится более выраженным, хотя здесь, как и при твердой фонеме с, исключение составляют случаи, когда последующими фонемами являются о,у, вызывающие заблаговременное округление губ.

Отличие фонемы з от с и з' от с' состоит в том, что при звонких согласных голосовые связки смыкаются и приходят в колебание, а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха становится при звонких слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих.

Фонема ц, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного т и щелевого с.

В первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы с.

Ф.Ф.Рау выделяет шесть основных видов сигматизмов: губно-зубной, межзубный, призубный, шипящий, боковой и носовой.

При губно-зубном сигматизме фонема с произносится с оттенком ф ввиду того, что в образовании щели, помимо языка, принимает участие нижняя губа, сближенная с верхними резцами. Тот же оттенок приобретает фонема ц, а к з как бы примешивается оттенок фонемы в.

При межзубном сигматизме отсутствует характерный для фонемы с свист, вместо которого слышится более низкий и слабый шум, что обусловлено положением языка, просунутого между зубами. В результате такой артикуляции круглая щель у альвеол заменяется плоской, образуемой между языком и верхними резцами. Аналогично изменяются артикуляция и звучание фонем з и ц.

Межзубная артикуляция распространяется не только на свистящие, но и на шипящие фонемы, а также на другие, образуемые передней частью или кончиком языка — т, д, н, л. К межзубному сигматизму предрасполагает массивный, недостаточно пластичный, малоподвижный язык.

Призубный сигматизм характеризуется, как и межзубный, отсутствием свиста или заметным его притуплением, а часто и прямой заменой фонем с, ц и з фонемами т и д... В последнем случае дефект принимает вид парасигматизма.

При шипящем сигматизме фонемы с, ц и з приобретают более или менее отчетливый шипящий оттенок. В наиболее выраженных формах этот недостаток принимает характер парасигматизма.

Подобное произношение является результатом того, что кончик языка отходит назад от резцов, образуя тем самым полость значительно большего размера, чем это требуется для образования свистящих фонем.

Шипящие фонемы. Механизм образования фонемы ш состоит в следующем. Губы слегка округлены. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1— 2 мм). Язык поднят «чашечкой» («ковшом») к нёбу. Боковыми краями он прилегает к верхним зубам, а передним краем — к нёбу за альвеолами, оставляя по средней линии полулунную щель. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость.

Встречая во рту препятствие в виде щели между передним краем языка и нёбом струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, более низкий, чем при фонеме с, и воспринимаемый на слух как шипение.

Более низкий шум при произнесении ш, чем при произнесении с, определяется сравнительно большим размером полости, которая образуется между поднятым к нёбу

языком  и передними зубами.  Некоторое дополнительное понижение шума достигается округлением губ.

Различие в механизме образования фонем ш и ж состоит в том, что при последней смыкаются и приходят в колебание голосовые связки, несколько слабее становится напор струи выдыхаемого воздуха, несколько уже щель между языком и нёбом.

Фонема щ, как мягкая, отличается, от фонемы ш более высоким положением спинки языка и легким перемещением его кпереди, вызывающим некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствующим вместе с подъемом спинки языка известному повышению шипящего шума.

Фонема ч, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного типа т и щелевого щ В первый момент язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка занимают такое же положение, как при фонеме щ. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за -этим смычка взрывается, и передний край языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы щ.

В произношении шипящих встречается большинство из тех недостатков, которые были описаны применительно к свистящим. Сюда относятся губно-зубной, межзубный, призубный, боковой и носовой виды сигматизма.

Встречается такой вид сигматизма, при котором мягкие шипящие становятся универсальными заменителями и свистящих и твердых шипящих, когда звук ш является представителем фонем с, с', ш, щ, звук ж' — фонем з, з' и ж, а звук ч — фонем ч и ц.

Специфическим для шипящих является прежде всего парасигматизм, выражающиеся в замене шипящих свистящими... Этот своего рода свистящий сигматизм чаще всего встречается у дошкольников в качестве известного этапа в овладении фонематическим строем речи.

Другую разновидность недостатков произношения шипящих, затрагивающую обычно лишь фонемы ш и ж, представляет такой сигматизм, при котором язык не принимает участия в артикуляции и выдыхаемый воздух, попадая в ротовую полость, встречает на своем пути препятствие лишь в виде щели между зубами, ограниченной с боков прижатыми к ним углами рта. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух образует характерный тупой шум, к которому при произнесении фонемы ж присоединяется тон голоса. Энергичное произнесение подобных ш и ж сопровождается нередко легким раздуванием щек, в связи с чем этот вид сигматизма иногда называют щёчным.

В числе недостатков произношения фонем ш и ж следует упомянуть замену их звуками, близкими или даже совпадающими с фонемой х и ее звонким вариантом (южнорусское фрикативное г).

Надо иметь в виду, что в некоторых случаях при дефектном произношении твердых шипящих ш и ж отмечается правильное произношение мягких ч и щ. Сюда относятся прежде всего два только что указанных вида сигматизма.

Такое расхождение между твердыми и мягкими шипящими объясняется тем, что последние могут воспроизводиться без подъема

Особенности коррекционной работы при сигматизме у детей дошкольного возраста с дизартрией.

Целью логопедической работы по коррекции свистящих и шипящих звуков является - исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности.

Задачи логопедического воздействия:

1.Преодолеть имеющие нарушения речевой моторики;

2.Преодолеть, затормозить неправильные речевые навыки;

3. Создать взамен их новые - правильные;

4.Закрепить новые навыки до степени автоматизации.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией осуществляется в основном индивидуально. Длительность занятия состовляет примерно 30 минут. Свою работу строим в несколько этапов (по Архиповой).

Подготовительный этап.

1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной моторики с использыванием логопедического массажа.

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Перед проведением массажа мы мотивируем ребенка. Если ребенок излишне расторможен или негативно настроен, первые процедуры должны быть очень короткими и ограничиваться только поглаживанием кончика языка, губ, верхней и нижней челюстей. Никогда не следует начинать массаж с наиболее пораженного участка, к этому месту надо подходить исподволь. Постепенно неприятные ощущения проходят и дети привыкают к процедуре.

Основными приемами массажа являются:

Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное.

-          Растирание.

-          Разминание.

-          Вибрация и поколачивание.

-          Плотное нажатие.

Выбор приемов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы: поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Методические указания к проведению расслабляющего массажа, то есть массаж используемый при повышенном тонусе мышц.

Массаж проводится в медленном темпе.

Основными приемами являются поглаживание и легкая вибрация.

Расслабляющий массаж должен вызывать у ребенка только приятные ощущения тепла и покоя.

Руки логопеда должны быть обязательно теплыми.

Расслаблению мышц способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом, проводящим массаж, формул спокойствия аутогенной тренировки. Например:

Успокаиваюсь. Отдыхаю. Дыхание ровное, спокойное, ритмичное. Ощущение спокойствия и расслабления. Глаза закрыты. Дышится легко и свободно. Все мышцы полностью расслаблены и приятно тяжелы. Не хочется двигаться. Мне хорошо и спокойно...

Кроме этого целесообразно использовать формулы, направленные на локальное расслабление мышц речевого аппарата. Например:

Грудь и плечи расслаблены. Мышцы шеи расслаблены. Нижняя челюсть вяло отвисает. Губы расслабленные, вялые, едва соприкасаются. Зубы разомкнуты Язык расслабленный и тяжелый. Все мышцы лица расслаблены...

Для усиления расслабляющего эффекта за несколько минут до массажа на лицо подростка или взрослого можно положить согревающий компресс. Это может быть махровое полотенце, намоченное в теплой воде (40-45 °С) и хорошо отжатое. Компресс кладется на 3 — 5 мин.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса расслабляющего массажа может быть следующая:

-          мышцы шеи и плечевого пояса,

-          мимическая мускулатура,

-          мышцы губ,

-          мышцы языка.

Методические указания к проведению активизирующего массажа

1.  Этот вид массажа используется при пониженном мышечном тонусе.

2. Движения логопеда должны быть достаточно ритмичными.

Основным приемом является поглаживание, которое чередуется с растиранием, разминанием, сильной вибрацией.

Сила воздействия на массируемые ткани должна увеличиваться постепенно. На передней поверхности шеи энергичные воздействия противопоказаны, так как в этой области находится щитовидная железа.

При правильном выполнении массажа дыхание ребенка равномерно. Массаж не должен вызывать выраженных болезненных ощущений у массируемого. Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса укрепляющего массажа может быть следующая: мимическая мускулатура, мышцы губ, мышцы языка,

мышцы шеи и плечевого пояса

После массажа, перед артикуляционной гимнастикой, упражняем мимические мышцы лица. Мимические упражнения улучшают окраску голоса, его силу, тембр, т. к. по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражение кожи лица повышает тонус голосовых мышц.

Вначале проводим мимическую гимнастику (поднять брови, зажмурить глаза, надуть щеки). Если движения не удаются, они выполняются пассивно логопедом, а затем переходим к активному их выполнению. Во время проведения мимической гимнастики учим ребенка открывать и закрывать глаза (одновременно, поочередно), поднимать брови (качели); надувать щеки (одновременно, перекачивать воздух из одной щеки в другую и т.д.);отвесить нижнюю губу; оскалить зубы; улыбнуться только на нижние губы; улыбнуться только на верхние; щеки втянуть и закусить; трубочка - с ней кривить рот влево, вправо и так далее. Обучать начинаем с каждым по отдельности, а затем в компании. Добиваемся постепенной произвольности и дифференцированности, чтобы ребенок ощущал движения и делал с закрытыми глазами.

Работа над артикуляцией, мимикой, всегда сочетается с работой по развитию моторики рук. При работе над ручной моторикой для воспитаний четких пальцевых кинистезий применяли тактильную стимуляцию с помощью массажа. От периферии (кончиков пальцев) к запястью. Наружную и тыльную сторону похлопываем, растираем до ощущения тепла.

Большое место в работе при дизартрии занимает артикуляционная гимнастика. Свою работу рекомендуется начинать с обучения детей проглатыванию слюны. Для этого Нужно объяснить ребенку, что он должен глотать накапливающуюся у него во рту слюну, не дожидаясь, пока она потечет. Это необходимо сделать перед тем, как начать говорить, или перед тем, когда нужно произвести какое-нибудь артикуляционное упражнение. Проводить массаж жевательных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения, и закидывая голову ребенка назад, просить его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятие дают печенье и учат его жевать перед зеркалом. Затем ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-активных движений нижней челюстью. Вначале движения проводятся пассивно (рукой логопед закрывает рот ребенка), затем — активная гимнастика по команде логопеда и под счет. Ребенка обучают подсасыванию слюны и жеванию с глотанием разовыми толчками (проглоти слюну, покажи язык). Далее проводят упражнения на жевание и глотание с артикуляционной позой, а затем с последующим произношением звуков. В течении 1—2 месяцев отрабатываются эти упражнения, в результате чего появляется рефлекс: перед началом речи освободить рот от слюны, в результате чего симптомы саливации будут заторможены.

Артикуляционная гимнастика с детьми проводится как в пассивной, так и в активной форме. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевого аппарата.

Пассивная гимнастика является важным средством дополнительного воздействия к приемам массажа. Пассивные движения головы, мимических артикуляционных мышц, как правило, производятся после массажа. Пассивные движения должны быть аналогичны активным, однако характер, объем движения, скорость выполнения и время фиксации движения зависят от логопеда. Перед тем как выполнить пассивное движение, логопед объясняет его ребенку, показывает на себе. Выполнение упражнения обязательно контролируется ребенком зрительно. Движения следует выполнять медленно, ритмично, постепенно увеличивая их амплитуду, сериями по 3 — 5 движений. Движения выполняются только на фоне покоя лицевой и артикуляционной мускулатуры.

Во время выполнения такой гимнастики важно дать ребенку кинестетические ощущения, которые он получит в процессе пассивного осуществления таких движений, как улыбка, вытягивание губ вперед, открывание и закрывание рта, различные движения языка (поднять язык вверх с помощью палочек, всевозможные закрутки с помощью палочек.

В случаях выраженной дизартрии (например при псевдобульбарной) широко используем сохранные непроизвольные движения (например, оскал, получаемый при улыбке, вытягивание губ при сосании круглого леденца или даже чисто вымытого пальца, поднятие языка при пощелкивании, облизывание губы, намазанной чем-то сладким).Эти движения производятся перед зеркалом; при этом нужно привлечь внимание ребенка к наблюдению движения в зеркале как у себя, так и у логопеда; дать ему пощупать напряжение в соответствующем органе, например гортани — при звучании голосовых связок, при зевании и т. п., послушать получаемый звук стона, покашливания.

Движение многократно повторяется сначала сопряженно, затем отраженно и, наконец, самостоятельно по речевой инструкции логопеда.

Когда у ребенка мышцы губ слабые, паретичные мы включаем упражнения с сопротивлением (логопед тянет язык вверх, а ребенок отбирает).При стертой дизартрии активные движения начинаем сразу.

Активная гимнастика проводится ребенком самостоятельно, как правило, после массажа и пассивной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания, голосообразования

Комплексы упражнений должны быть индивидуальны с учетом характера дизартрии, степени ее выраженности, возраста ребенка и т.д. Гимнастика дается с постепенным усложнением и увеличением функций нагрузки (когда появляются синкинезии, тремор и т.д. обязательно останавливаемся и даем ребенку отдохнуть - это правило очень важно соблюдать при экстрапирамидной дизартрии и тогда на фоне массажа движения тонических расстройств снизится и их объем увеличится).

Для коррекции свистящих звуков берем упражнения «улыбка», «заборчик», «желобок», «красим нижний заборчик», «непослушный язычок», «приклеим язычок», «горка»; для коррекции шипящих звуков используем упражнения по Хватцеву (1, 9 10, 12, 13.20,21,22,25-31).

Важно отметить, что методика работы при отдельных клинических формах дизартрии имеет свои особенности, обусловленные различным патогенезом этих дизартрии.

Так при бульбарной дизартрии основная логопедическая работа, заключается в улучшении трофики тканей, улучшении проводимости нервов, повышении возбудимости мышц, преодолении контрактур. Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики с использованием лечения - положением; интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-активных и активных движений. Логопед специальное внимание обращает на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения ребенком активных движений паретичными мышцами. В разработке индивидуализированного комплекса упражнений необходимо учесть распределение вялых параличей.

Обращаем внимание на тренировку мышцы языка. При любом распределении пареза тренируется дыхательная мускулатура. При псевдобульбарной дизартрии обращаем внимание на понижение рефлекторной возбудимости мышц и расслабление их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы расслабляющего массажа, упражнения на активное расслабление мышц, дыхательные упражнения. Упражняем парализованные мышцы, чему служит лечение положением.

. С этой целью мы, для снижения мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре подбираем специальные позы и положения для проведения логопедической массажа. Такие позы (позы покоя) способствуют расслаблению мышц, делают свободным дыхание.

Оптимальными положениями тела при логопедическом массаже, которые рекомендует Е.А. Дьякова, являются:

1)Массируемый лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги лежат свободно, носки несколько разведены. Под головой - небольшая плоская подушка, которая доходит до верхнего края лопаток. Логопед занимает положение за головой пациента.

2)Поза- полусидя в кресле с высоким подголовником. Логопед занимает положение за головой пациента.

3) Положение массируемого аналогично указанному в пункте первом. Специалист занимает положение справа от массируемого. Ладонь левой руки логопеда для фиксации положения головы ребенка помещается на теменную ее область, правой рукой логопед осуществляет массажные движения. Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней стороны, так и с внутренней их поверхности.

Кроме этого проводим дифференцированный массаж паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с постепенным увеличением амплитуды пассивные движения,

пассивно-активные и активные движения. В тренировке активных движений всегда следует обращать внимание на тонкие движения кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных безусловно рефлекторных синергии: кашля, глотания, чихания и пр.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность артикуляционных движений и их ощущений, развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

При подкорковой дизартрии методика может быть разнообразной, в зависимости от разнообразия клинических проявлений при подкорковой форме дизартрии. Обычно используются приемы расслабляющего массажа, а иногда и тонизирующего.

Логопеду необходимо тренировать больного в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов. В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз. Постоянно работа ведется над развитием дыхания, над темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной четкостью речи.

При кинестетической постцентральной корковой дизартрии задача логопеда заключается в формировании артикуляционных укладов, главным образом согласных. Для этого логопед объясняет больному, что нужно делать, чтобы получить данный признак согласного (например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (например, п, т, с и пр.). Для наглядности логопед пользуется артикуляционными профилями, муляжами и другими пособиями. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание больного на состояние своих губ, языка, дает больному ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и ее характер. Затем больной самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произнесения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем ребенок дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности.

При кинетической премоторной корковой дизартрии (при чистых формах этого расстройства) отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется, задача заключается в том, чтобы научить ребенка сочетанию отдельных артикуляционных укладов в последовательные комплексы, артикуляторные действия, соответствующие слову. Обращать внимание ребенка на качество произношения отдельных звуков вредно, так как

это еще больше усугубляет напряженность его артикуляции и послоговое произношение слов. Предметом тренировки становятся целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание ребенка акцентируется на правильном, несколько подчеркнутом воспроизведении ритмической структуры слова с выделением ударного слога. Внимание ребенка также акцентируется на интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под логическим ударением. Детям даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц и рекомендуется говорить тихим голосом. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы в нем не было по возможности длинных многосложных слов и слов с трудной звуковой структурой (таких, как встреча, искусственный), так как такие слова выявляют имеющиеся у ребенка трудности переключения с одного артикуляционного уклада на другой и персеверации.

Нормализация голоса.

Цель - вызывание более сильного голоса и развитие модуляции голоса по высоте и силе.

При дизартрии за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры нарушается речевое дыхание, поэтому при любой форме дизартрии следует работать над ним. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к тому, что у ребенка появляется тенденция говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией.

Целью этой работы является - выработка более длительного, плавного и экономного выдоха.

Перечислим некоторые приемы коррекции речевого дыхания.

1 Упражнение на развитие диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха( используем различные дидактические пособия). Во время работы придерживаемся правил:

-  Работа проходит до еды, в хорошо проветрином помещении. - Не допускаем переутомления

- Следим за позой ребенка(спина прямая, голова поднята, широко расправлены плечи, ноги не шаркают)

-  При вдохе ребенок не должен напрягаться( плечи не поднимать, не напригать шею, не надувать щеки)

- Концентрирует внимание от ощущения двитжения диафрагмы

- Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счет, под музыку.

- При работе с дидактическим материалом пособия располагаются на уровне рта.

Для коррекции сигматизма у детей очень важно добиться сильной, направленной воздушной струи( особенно при боковом сигматизме). Поэтому используем в работе следующие упражнения:

- Округлить губы и вдохнув равномерно, с силой выдыхать воздух. На ладони теплая, широкая струя;

-  Широкий язык положить на губу и дуть;

- Поднять широкий язык к верхней губе и сдуть с кончика носа ватку;

- Сдуть ватку с листа (широкий язык лежит на губе, а затем в полости рта)

-  Дуть через «желобок»

-  «поплевывание» и т.д.

2.   Упражнения на развитие вокализированного выдоха (пропевание гласных): пение на выдохе, работают руки

Произнесение сочетаний «ниточкой» ( а, о, у, и)

3.   Упражнения на развитие речевого дыхания.

Сюда входят упражнения на проговаривание слогов, с изменением ударного слога, с наращиванием слогового ряда до 7-9 слогов. Произнесение слов на длинном выдохе (малослоговых, многослоговых с ударением на первом слоге, а затем на последнем), проговаривание фраз разной длины с разной интонацией.

По мере работы мы переходим к этапу - выработки новых произносительных умений и навыков. Для свистящих звуков нам необходимо выработать дорсальный артикуляционный уклад, для шипящих - какуминальный. Для выработки дорсального уклада используем последовательность упражнений: «заборчик», «окошко», «мост», «ковырялочка», «горка».

Для   какуминального   уклада   последовательность   упражнений   будет   такова: «забор», «окно», «лопата», «лопата копает», «вкусное варенье», «фокус», «чашечка».

Чаще всего при коррекции шипящих нам приходиться раскладывать артикуляцию на составные части:

1.     Положить широкий язык на губу.

2.     Широко раскрыть рот и держать его неподвижным, а кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним.

3.      Кончиком языка достать верхнюю губу и потянуться к носу.

4.   Положить   широкий  язык   на     ниж.   губу   и   сделать   «чашечку».   Если   не получается повторить, помочь пальцами.

5.     Поднять язык к передней части неба с помощью плоской палочки, положить под язык. Кончик языка поднять к небу, зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев, а губы округлить. Удерживать  язык некоторое время, повторить без палочки, при этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у неба.

Приемы постановки шипящих звуков:

1)     По    подражанию    (перед    зеркалом).    Показываем    ребенку    правильную артикуляцию   звука   ш.   (главным   образом   кончик  языка   поднят,   а   губы   вытянуты   и пошипеть),   пластическое   изобажение   его   кистью   рук.   Используется   также   ощущение широкой и теплой струи воздуха на кисти, поднесенной ко рту.

2)   В   наиболее  трудных  случаях  приходится  начинать  постановку  фонемы   ш  с подготовительных   артикуляционных   упражнений,   направленных   на   выработку   умения придавать  языку  требуемую  форму  и  положение.  Сюда относится  высовывание  языка «лопатой» и дутье с образованием по средней линии желобка. Далее следует просовывание языка в зазор  между  верхними  передними  зубами  и  верхней  губой  (преддверие рта), облизывание широким языком верхней губы, прикладывание языка к ней, дутье в таком положении с контролем при помощи полоски бумаги над направлением струи выдыхаемого воздуха, которая должна идти косо вверх. Если произвольный подъем высунутого языка к верхней   губе   и   удерживание   его   в   этом   положении   оказываются   непосильными,   то приходится   прибегать   к   механической   помощи,   пользуясь   шпателем   или   пальцами. Добившись дутья с положением языка у верхней губы, можно перевести язык за верхние зубы при открытом рте. При таком положении языка в результате дутья должен получиться тупой шум, напоминающий своим звучанием английскую глухую фонему th.

Закрепив новую артикуляцию, надо последовательно перейти к заключительным этапам работы, задерживаясь на каждом столько, сколько окажется необходимым для закрепления соответственного уклада речевых органов. Эти этапы состоят из дальнейшего перемещения языка к нёбу, затем смыкания зубов (то и другое приводит к появлению отчетливого шипения) и, наконец, округления губ1.

Дальнейшая задача — закрепление артикуляции в слогах и словах, включающих фонему ш, а в случае необходимости — дифференциация этой фонемы с другими, близкими по механизму образования или по звучанию. Надо подчеркнуть важность надлежащей дозировки упражнений, связанных с постановкой и закреплением.

3)  Следующий прием постановки фонемы ш состоит в использовании зонда. Базой служит  правильно  артикулируемая  фонема с.  Ребенка  побуждают 2—3  раза  протяжно произнести фонему с отдельно или в слоге с гласной а (с, са).   Вслед  за  этим   при открытом рте под язык подкладывается зонд, после чего дается инструкция сжать зубы и вновь произнести фонему с. Субъективное намерение ребенка выполнить это требование приводит (вследствие механического воздействия на язык) фактически к видоизменению шума от свиста к шипению. Регулируя угол наклона и глубину введения зонда в рот, следует найти такое его положение, которое дает наилучший на данном этапе работы акустический эффект. Пока новая артикуляция языка не закрепится, нельзя напоминать ребенку о фонеме ш, показывать ему соответствующую букву или включать в упражнения слова, содержащие данную фонему. Материалом упражнений, проделываемых с помощью зонда, могут быть слоги са, со, су, сы; аса, асо, асе, асы; ас, ос, эс. Во всех случаях согласный должен произноситься  протяжно.  Когда новая артикуляция укрепится,  можно поставить ребенка в известность,   какая   фонема  у   него   получается,   показать   ему  букву   ш   и   включить   в упражнения слова с данной фонемой.

4)   От опорного звука р . Играем в мотор- тр, пр. Мотор заглох тр-ш. Произносим шепотно, а затем двумя пальцами (шпателем) останавливаем вибрацию языка и отодвигаем его кзади.

5)  Другой  прием основан на использовании  в качестве базы фонемы т.  Ребенка побуждают произнести  перед зеркалом  несколько раз фонему т с интервалами в 3—4 секунды.    Затем    упражнение    видоизменяется:    артикуляция    воспроизводится    не    со сближенными зубами, а при полуоткрытом рте, причем указывается, что передний край языка должен смыкаться не с зубами, как вначале, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к произнесению альвеолярного т с аспирацией (придыханием), как при английском t. Уже  при  этом   к  звуку  взрыва  примешивается  слабый   и   короткий   шипящий   шум.   В дальнейшем этот шум постепенно удлиняется и освобождается от предшествующего ему взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ. Указанный прием не всегда удается осуществить, особенно в тех случаях, когда ребенок не в состоянии поднять передний край или кончик языка к нёбу.

Исправление произношения фонемы ж при усвоенной артикуляции ш не вызывает затруднений. Ребенка побуждают просто произнести протяжно ш и включить голос. Предварительно это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребенка к своему рту (для ощущения струи воздуха) и приложив другую к своей гортани (для ощущения ее вибрации). Таким же образом ребенок проверяет собственное произношение фонем ш и ж.

Добившись успеха, следует закрепить правильное произношение фонемы ж на материале слогов, слов и фраз и отдифференцировать ее от фонемы ш. При наличии фонемы з нетрудно получить фонему ж с помощью зонда тем же способом, который был указан для постановки ш от с.

При наличии ш недостатков в произношении фонем щ и ч обычно не наблюдается, за исключением тех случаев, когда имеет место парасигматизм в виде замены щ на с' и ч на ц'. Мало того, как указывалось, нередко наряду с дефектной фонемой ш наблюдается правильное звучание фонем щ и ч.

Для исправления фонемы щ, произносимой как с', проще всего воспользоваться зондом или шпателем и, слегка приподняв и отодвинув язык (верхняя артикуляция) или только отодвинув его назад (нижняя артикуляция), добиться необходимого звучания фонемы и далее закрепить его упражнениями сначала с механической помощью, а затем без нее. В заключение необходимо отдифференцировать фонему щ от фонем с и ш.

При замене фонемы ч посредством ц' (или ц) рекомендуется тот же механический прием, что и при коррекции щ. Если фонема ш усвоена, то получить ч можно, указав и показав, что мягкому шипящему звуку должен предшествовать взрывной в виде т. Можно рекомендовать также такой прием постановки фонемы ч, при котором базой служит аспирированная (произносимая с придыханием) фонема т'. Если в момент произнесения такого звука кончик языка приподнимается и слегка отодвигается подложенным под него зондом, то должно появиться верхнее ч, если же просто отодвигается, то нижнее.

Впрочем, не только фонема ч может быть производной от щ, но и фонема щ от ч, если последняя усвоена ранее. В этом случае достаточно протянуть, а затем и отделить от слитной фонемы ее фрикативную часть (ч__, чш___, щ).

Следующим этапом является автоматизация шипящих. Последовательность будет такова:

-Закрепить в звукопроизношении ( гусь шипит, ветер шумит, камыш шуршит)

-От звукоподражания к закреплению в слогах (ш-ш-ша, ш-ш-шо). Потом более кратко (ша,. шо), шта, што и т.д.

-Воспитание фонематического слуха.

-Закрепление звука в словах. (ребенок сам придумывает слова со звуком ш в начале слова, в середине, в конце).

-Отрабатываем картинки в названии которых имеется звук ш (предметы)

-Очень важно научить ребенка слушать и слышать звук.

-Закрепляем звук в стихотворениях, в рассказах, загадках, чистоговорках и т.д.

-Выделяем звук из предложений, рассказов, творческих работах.

-Закрепляем звук в спонтанной речи.

Дифференциация звуков ш-с.

-Выделяются звуки из текста. Дифференцируются (ш,с).

-Сравнивается артикуляция (ш,с) при с язык внизу, при ш - вверху.

-Сравниваем расположение губ (улыбка - с, рупор - ш).

-Струя холодная на звук с, на звук ш - теплая

-Сравниваем  по  звучанию:  ш - шипение, с - свист.  Придумать, что  в природе созвучно.

-Связать звук с буквой.

-Звуковой диктант с хлопками.

-В  слогах  -   назвать  слог,со  звуком   с  или   ш,   а  ребенок  показывает     рукой   и артикулирует(рука идет вверх на звук ш, вниз на звук с).

-В   словах   паронимах.   Обязательно  с   картинками   и   сравниваем   по  смыслу  и звуковому составу.

-Связный текст, стихотворения заучиваются ( с подкреплением рукой).

-Творческие работы.

Приемы постановки свистящих звуков:

При губно-зубном сигматизме прежде всего следует показать ребенку, что, в момент произнесения фонемы с нижняя губа не должна соприкасаться с верхними резцами или сближаться с ними. Если произвольное выполнение этого требования с опорой на зрительный контроль (с помощью зеркала) окажется ребенку недоступным,™ полезно проделать простейшую артикуляционную гимнастику в виде чередования движений губ с последовательной сменой их смыкания и размыкания, связанного с оскаливанием зубов, с обнажением нижних резцов. В случае необходимости временно может применяться механическая помощь в виде легкого отжимания нижней губы шпателем книзу.

Не дожидаясь усвоения ребенком способности произвольно удерживать нижнюю губу в требуемом положении без механической помощи, следует проделывать упражнения в протяжном произнесении фонемы с, а также простейших слогов и слов, которые с нее начинаются.

При межзубном сигматизме, часто бывает достаточно предложить сжать зубы и, не разнимая их, протяжно произнести фонему с. Если получится тупой шум, без свиста, характерный для призубного сигматизма, то надо дополнительно воспользоваться приемами, которые рекомендуются ниже для исправления этого вида дефекта.

Чтобы    предупредить    привычное   просовывание   языка   между   зубами,   первые упражнения на материале слогов и слов лучше проделывать, оставляя зубы все время.

сжатыми. Это особенно важно для тех случаев, когда фонема с находится не в начале слога или слова. Однако как только это окажется возможным, следует отказаться от такого «процеживания» слогов и слов сквозь зубы и перейти к нормальному их произнесению. Во время упражнений должен быть обеспечен зрительный самоконтроль над артикуляцией с помощью зеркала.

При призубном сигматизме мы начинаем работу с артикуляционных упражнений перед зеркалом, в частности просовывание распластанного языка между зубами, высовывание его желобком при открытом рте, выгибание его спинки при упоре кончиком в десны нижних резцов. Такие упражнения помогают добиться в конечном счете правильного уклада языка при сближенных резцах и, включив выдох, получить нормальный звук. Обязательно при постановке звука опираемся на сохранные анализаторы: зрительный, тактильный, кинестетический. Так, например, ребенок должен ощутить на тыльной поверхности кисти узкую, сильную и холодную струю воздуха (косо направленную вниз) при правильном произнесении фонемы с.

Можно воспользоваться зондом и удержать с его помощью кончик языка у нижних резцов, сохраняя при этом минимальное расстояние между верхними и нижними резцами.

При шипящем сигматизме следует прежде всего обратить внимание на различие в правильном и неправильном звучаниях фонемы с (свист — шипение). Однако это редко приводит к цели, так как в случае укоренившегося дефекта даже четкое различение на слух шипящих — свистящих звуков не обеспечивает успеха в овладении правильной артикуляции фонемы с. Поэтому необходимо, приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной (кончик у нижних резцов) и дефектной (кончик отходит назад) артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Если указанные приемы не приведут к цели, можно временно установить межзубную артикуляцию фонемы с, более контрастную, чем нормальная, по отношению к артикуляции, лежащей в основе шипящего сигматизма. Благодаря такой контрастности легче отдифференцировать более переднюю и более заднюю позиции языка. В дальнейшем, добившись в результате упражнений на материале слогов и слов устойчивой межзубной артикуляции фонемы с и отдифференцировав ее от фонем ш и ц, следует перейти к нормальному, т. е. зазубному, произношению фонемы со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.

Для исправления бокового сигматизма необходимо добиться замыкания языком ротовой полости с боков и образования по его середине продольного желобка. Для этого

следует попробовать ряд специальных приемов постановки и остановиться на том, который даст наилучший результат.

В качестве базы для постановки фонемы с может быть использована фонема т, если на нее не распространяется боковая артикуляция.

Ребенка побуждают произнести т с некоторой аспирацией (придыханием). Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Получив подобное слитное сочетание смычного и щелевого звука, можно перейти к следующему этапу — предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. При сжатых зубах должен получиться слитный звук, близкий к фонеме ц, в составе которой ясно слышится т и с. Не следует лишь указывать на это ребенку и тем более произносить для него в качестве образца фонему ц. Его намерение воспроизвести по образцу это фонему может тотчас вызвать привычную дефектную артикуляцию.

Если произвольное удерживание кончика языка за нижними резцами окажется непосильным, можно придержать его зондом или шпателем. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильно произносимая фонема с. Далее следует закрепление вновь усвоенной артикуляции на материале слогов, слов и фраз.

В более трудных случаях должен быть использован прием, который состоит из четырех этапов. Сначала ребенку предлагают просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки. Затем то же упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок.

Для контроля над направлением струи выдыхаемого воздуха можно дополнительно использовать пробирку или небольшой пустой пузырек с узким горлышком. Держа вертикально пробирку (пузырек), ее следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пробирки (пузырька) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

В тех случаях, когда при просунутом между губами языке не удается получить на нем желобок по показанному образцу и воздух выходит сбоку рта, полезно воспользоваться зондом, положить его вдоль языка по средней линии и, слегка нажав им на язык, облегчить образование желобка.

Когда требуемая артикуляция уже может быть воспроизведена произвольно, механическая помощь устраняется.

Получив дутье по средней линии языка при межгубном его положении, можно перейти к следующему этапу — межзубному произнесению фонемы с. Для этой цели достаточно приподнять шпателем или пальцами верхнюю губу, в результате чего вместо щели между языком и верхней губой автоматически образуется щель между языком и верхними резцами. Достигнув устойчивой межзубной артикуляции, можно пояснить ребенку, что при этом получается звук с, и приступить к закреплению фонемы в таком виде на материале слогов и слов. В заключение осуществляется переход от межзубной артикуляции к зазубной (нормальной) тем же путем, как при исправлении межзубного сигматизма.

Еще один прием исправления боковой артикуляции фонемы с состоит в том, что ребенка побуждают протяжно произнести фонему с, а затем проделать то же самое, но выдвинув при этом язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному фонеме ф, должен присоединиться свистящий шум. Сочетание того и другого напоминает звук, характерный для губно-зубного сигматизма.

Наконец, к цели может привести, опора на фонему х, если на нее не распространяется боковая артикуляция. Ребенку предлагают шепотом произнести сочетание ихи, а затем повторить то же самое со сжатыми зубами. Часто при этом отчетливо слышится звук, близкий к с. Не следует лишь раньше времени указывать ребенку на это, чтобы не вызвать привычную боковую артикуляцию. Когда в результате упражнений произнесение свистящего звука укрепиться, можно обратить внимание на различие в звучании фонем с и с'. В особо трудных случаях рекомендуется артикуляционная гимнастика Хватцева перед зеркалом, направленная на выработку умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами, а кончик его удерживать у нижних резцов. Полезными для этой цели являются такие упражнения, как высовывание языка «лопатой», «желобом», присасывание языка к нёбу и удерживание его в этом положении при опускании и поднимании нижней челюсти, образование смычки боковыми краями языка с коренными зубами при одновременном упоре кончика языка в нижние резцы. Последнее упражнение проделывается сначала при открытом рте, а затем при постепенном сближении челюстей. При сохранении полученного уклада языка производится попеременный вдох и выдох, в результате чего должен появиться звук, средний между х и с', на базе которого в ходе последующих упражнений получается фонема с.

Исправление   всех  разновидностей  носового  сигматизма  сводится  к  приучению ребенка направлять струю воздуха в рот, закрывая проход в носовую полость поднятием

мягкого нёба, и к усвоению им правильной артикуляции языка. Наиболее эффективным путем является использование тех четырех этапов, которые описаны выше применительно к исправлению бокового сигматизма.

При исправлении всех рассмотренных недостатков произношения свистящих согласных усвоение правильной артикуляции фонемы с имеет решающее значение для коррекции остальных согласных данной группы. Фонема с' усваивается уже в то время, когда при закреплении артикуляции фонемы с используются слоги и слова, в которых свистящий согласный стоит не только перед гласными а, о, у, ы, но и перед гласными е, и, где мы имеем дело уже с мягкой фонемой с'.

Звонкие з и з' легко воспроизводятся на основе простого присоединения голоса к фонемам с и с'.

Что касается аффикаты ц, то она может быть легко получена с помощью указания на то, что фонема с должна быть предпослана фонеме т (тс, тс атс, атс; тс а, тс а). Следует обратить внимание на то, что в этом случае т произносится при опущенном к нижним резцам кончике языка. Это необходимо для получения слитного звучания взрывного и фрикативного компонентов фонемы ц.

В необходимых случаях можно прибегнуть к механическому удерживанию кончика языка у нижних резцов с помощью шпателя или зонда во время произнесения сочетаний с тс.

Закрепляя произношение фонемы ц, следует начинать с закрытых слогов ац, оц, эц и слов, оканчивающихся такими слогами {огурец, палец), так как в открытых слогах (ца, цо, це) и в начале слов (цапля, цирк) на первых порах нередко скрадывается взрывной компонент фонемы.

Таким образом, зная особенности разных форм дизартрии, мы можем в своей коррекционной работе по преодолению дефектов звукопроизношения использовать разные техники массажа, артикуляционной гимнастики, тем самым делая коррекционную работу более эффективной.

И конечно, такая работа представляется невозможной без поддержки и тесного сотрудничества с родителями, заинтересованными в исправлении нарушений речи своего ребенка, а также воспитателей, музыкальных работников, инструкторов по ЛФК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: "Упражнения по исправлению недостатков произношения и предупреждению нарушений чтения и письма у младших школьников".

В предлагаемом материале содержатся основные требования к артикуляционной гимнастике, основные требования к постановке и автоматизации звуков, приемы коррекции звуков на уроках произношения....

Методическая разработка по логопедии по теме: "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"

Пояснительная записка. Предмет: Коррекция нарушения письма у младших школьников. Тема:  "Дифференциация свистящих и шипящих согласных"- Материал представлен в виде индивидуальных р...

Система устранения недостатков произношения и связанных с ними недостатков письма у младших школьников

Система устранения недостатков произношения и связанных с ними недостатков письма у младших школьников ...

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....

АСПЕКТЫ ДЕФЕКТНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ У ШКОЛЬНИКОВ С ОНР I ИII УРОВНЕЙ.

Исследования речи школьников с тяжелыми нарушениями речи позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного п...

Сигматизм свистящих и шипящих звуков: нарушения и исправления данного дефекта.

Описание характера нарушения звуков - виды сигматизмов и соответственное исправление имеющихся дефектов произношения....

Выступление "Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма"

Выступление "Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушением письма"...