Примерная адаптивная учебная программа для УО
презентация к уроку по логопедии на тему

В данной презентации кратко представлена примерная адаптивная учебная программа для детей с умстенной отсталостью

Также, прикрепляю текстовый документ с более подробным описанием некоторых нюансов программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_programma.pptx2.83 МБ
Файл uo_primernaya_programma.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примерная адаптивная учебная программа для УО Алексютина Т.С., Жогло К.О.

Слайд 2

Умственно отсталый ребёнок - это ребёнок со стойким нарушением мозговой деятельности в следствии органического поражения головного мозга.

Слайд 3

уо Олигофрения органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер Деменция наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса

Слайд 4

УО бывает 3 степеней Дебильность Имбецильность Идиотия У таких детей нарушены все компоненты психического развития: память, мышление, внимание, восприятие и эмоционально-волевая сфера.

Слайд 5

общие образовательные потребности детей с УО: выделение пропедевтического периода в образовании; обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса; раннее получение специальной помощи средствами образования; психологическое сопровождение; постепенное расширение образовательного пространства.

Слайд 6

Специфические образовательные потребности детей с УО: увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет; наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков; специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; обеспечение обязательности профильного трудового образования;

Слайд 7

необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью; использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения; стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

Слайд 8

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С Уо Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. АООП (адаптированная основная образовательная программа) создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К адаптированной основной образовательной программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Слайд 9

Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится: в рамках образовательного процесса; в рамках внеурочной деятельности; в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Слайд 10

Основными направлениями коррекционной работы являются: 1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.

Слайд 11

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Слайд 12

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Слайд 13

4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Слайд 14

5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1сл: УО – это ребёнок со стойким нарушением мозговой деятельности в следствии органического поражения головного мозга. 

2 сл: Понятие УО включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. При деменции наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

3 сл: Существует 3 степени УО:

  1. Дебильность
  2. Имбецильность
  3. Идиотия

У таких детей нарушены все компоненты психического развития: память, мышление, внимание, восприятие и эмоционально-волевая сфера.

Восприятие: Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия. Отмечается замедленный темп восприятия. Дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Восприятие отличается и меньшей дифференцированностью. Наблюдаются трудности восприятия пространства и времени, что затрудняет их ориентировки. Даже в 8-9-летнем возрасте эти дети могут не различать правую и левую стороны, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п.

Мышление: Отличительной чертой - некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Дети часто не замечают своих ошибок. Особенно ярко проявляется у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и всегда довольны собой, своей работой.

Память: Запоминание, сохранение и воспроизведение информации – у УО детей имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки.

Внимание: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость. Умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать.

Эмоционально-волевая сфера: Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Эмоции неустойчивы. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами и т.п.

4 сл: Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью

К общим потребностям относятся:  

 выделение пропедевтического периода в образовании (т.е. период пробуждение у уч-ся познавательного интереса), обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;  обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;  раннее получение специальной помощи средствами образования;    психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;   психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;  постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.

5 сл: Для обучающихся легкой умственной отсталостью характерны следующие специфические образовательные потребности:

 увеличение сроков освоения адаптированной образовательной программы до 12 лет;  наглядно-действенный характер содержания образования;  

 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;  введение учебных предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира; отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;   специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;  обеспечение обязательности профильного трудового образования;

6 сл:  необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;  обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью;  использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;  стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.

7 сл: ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.  АООП (адаптированная основная образовательная программа) создается на основе Стандарта и при необходимости индивидуализируется. К адаптированной основной образовательной программе с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы.

Определение варианта адаптированной основной образовательной программы для обучающегося с умственной отсталостью осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8 сл: Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися проводится:

― в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении); ― в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционноразвивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой); ― в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

9 сл: Характеристика основных направлений коррекционной работы.

Основными направлениями коррекционной работы являются: 

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.  

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы: 

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,  

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

10 сл: 2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― занятия индивидуальные и групповые,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики,  

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

11 сл: 3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

12 сл: 4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др.

13 сл: 5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

― лекции для родителей,

― анкетирование педагогов, родителей,

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по технологии УМК "Шкода 2100", 4 класс.Составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан¬дарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авт

Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования на ос...

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

Рабочая учебная программа по предмету «Адаптивная физическая культура» для 1 класса на 2022-2023 учебный год

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа по  предмету   «адаптивная физическая культура»для 1б класса на  2022-2023  учебный г...

Рабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура» для 3в класса на 2022-2023 учебный год

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа по  предмету   «адаптивная физическая культура»для 3в класса на  2022-2023  учебный г...

Рабочая учебная программа по предмету «адаптивная физическая культура» для 5б класса на 2022-2023 учебный год

Аннотация к рабочей программеНазвание программыРабочая учебная программа по  предмету   «адаптивная физическая культура»для 5б класса на  2022-2023  учебный г...