Автоматизация Р, дифференциация Р-Л (карточки-задания)
картотека по логопедии (1 класс) на тему
Карточки-задания по отработке произношения и написания звуков Р-Л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_r_differentsiatsiya_r-l_kartochki-zadaniya.docx | 42.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека заданий по автоматизации звука Р
Речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса дошкольников. При отсутствии у ребёнка звуков [С], [Ш] , [Л] и других, не рекомендуется произносить слова с этими звуками. В практической деятельности учителя-логопеды могут варьировать порядок заданий.
Занятие 1.
1. Повтори слоги:
РА-РА-РА | РО-РО-РО |
РА-РО-РУ | РЫ-РУ-РА |
2. Повтори слова:
Рак | рот | рыба | рука |
3. «Большой – маленький»
Рука- ручка | Рыба-…. |
4. «Запомни – повтори»:
Рак-рана | рог-рога | рыба-рыбак | рука-рукав |
5. Повтори словосочетания:
Розовые розы. | Разные шары. |
6. Повтори предложения:
Рома поймал рыбу. | Рая надевает рукавицы. | У рубахи длинные рукава. |
Занятие 2.
1. Повтори слоги:
АР-АР-АР | ОР-ОР-ОР |
АР-ОР-УР | ИР-АР-ОР |
2. Повтори слова:
Пар | хор | пир | ветер | бугор |
3. Повтори пары слов:
Хор-бор | пир-мир |
4. Повтори чистоговорки:
ОР-ОР-ОР – в поле мухомор. | ОР-ОР-ОР – не работает мотор. |
5. Повторите словосочетания:
Новый забор. | Вкусный зефир. |
6. Заучи скороговорку:
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Занятие 3.
1. Повтори слова:
Гора | тара | конура | баран | ворона | город | перо |
2. Повтори чистоговорки:
Ра-ра-ра- тонкая кора. | Ра-ра-ра- высокая гора. |
3. «Запомни – повтори»:
Кора-гора-нора | Юра-Ира-Вера |
4. Повтори словосочетания:
Тонкая кора. | Идёт детвора. | Старый сарай. |
5. «Один – много»
Гора-горы | узор-узоры |
6. Заучи скороговорку:
Тарара-тарара - поднимайся, детвора!
Тарара-тарара – в детский сад идти пора!
Туруру-туруру – поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры – нету дома детворы.
Занятие 4.
1. Повтори слова:
Барабан | муравей | воротник | поросёнок | пирамида |
2. Договори последний слог:
«РЫ»
Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….
«РА»
Но..., го…, па…, иг…, детво..., жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….
3. Повтори чистоговорки:
Ра-ра-ра- начинается игра. | Ра-ра-ра- весенняя пора. |
4. Повтори предложения:
Маруся собирает помидоры.
Рома собирает горох.
Дорога ведёт в город.
У Раи новый сарафан.
Тамара печёт пирог.
Юра не боится мороза.
Корова идёт в сарай.
Ворона клюёт кукурузу.
Роме купили гитару.
Буратино идёт на урок.
На пароходе много детворы.
5. Заучи скороговорку:
Рано, рано, поутру
Скачет рыжий кенгуру.
Занятие 5.
1. Повтори слоги:
АРКА-АРКА-АРКА | УРКА-УРКА-УРКА |
2. Повтори слова:
Арка | карман | горка | ферма | парк | верх |
3. Повтори словосочетания:
Старая горка. | Морской ветер. | Яркая картина. Собирать картофель. | Короткий ворс. Маркая куртка. Морковный сок. |
4. «Назови ласково»
Торт – тортик | карман -… | Мурка -… |
5. Заучи скороговорки:
Заяц Егорка Чёрной ночью чёрный кот
Свалился в озёрко. Прыгнул в чёрный дымоход.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку!
Занятие 6.
1. Повтори слоги:
ПРА-ПРА-ПРА | ПРУ-ПРУ-ПРУ |
2. Повтори слова:
Правда | пробка | прут |
3. Повтори слоги и слова:
БРА-БРА – брак | БРО-БРО - брови |
БРУ-БРУ – брус | БРЫ-БРЫ - брысь |
4. Повтори фразы:
Ровные бруски. | Бросать пробку. |
5. Заучи скороговорку:
Все бобры добры для своих бобрят.
Занятие 7.
1. Повтори слоги:
ГРА-ГРА-ГРА | ГРУ-ГРУ-ГРУ | ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ |
2. Повтори слова:
Град | грабли | гром | грубый | грызун |
3. Повтори цепочку слов:
Град – грамм – грач | груз – грузить - грузовик |
Грабли – гранат – грамота | ограда – награда - граната |
4. Измени слова по образцу:
Гранат – гранатовый | громкость – громкий | груз - грузовой |
5. Повтори предложения:
Грузить груши в грузовик.
Громко грохочет гром.
В небе гром и грохот.
Грызуны грызут огрызок.
На градуснике пять градусов.
Громко грузят груз.
На границе прочная ограда.
В графине грушевый сироп.
Наградить грамотой и наградой.
В группе громкий смех.
Купить гранатовый браслет.
6. Заучи скороговорку:
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.
Занятие 8.
1.Повтори слоги:
КРА-КРА-КРА | КРЫ-КРЫ-КРЫ |
КРА-КРА-КРО | КРО-КРО-КРУ |
2. Повтори слова:
Краска | крот | круг | крышка | ||||||
3. «Назови ласково» Кран – краник | крыльцо -… | Крыса -… | крапива -… |
4. Повтори словосочетания:
Красный сарафан. | Старая фотография. | Укротитель тигров. |
5. Заучи скороговорку:
Красной краскою Егор Красит крышу и забор.
Занятие 9.
1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):
Рупор | фермер | прорубь | маркер | аэропорт | ||||
Разрыв | раскраска | простор | инструктор |
2. Повтори словосочетания:
Громкий рупор. | Бутерброд с красной икрой. |
3. Заучи скороговорки:
Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.
(А. Тараскин)
Проворонила ворона воронёнка.
Карточки – задания:
1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):
Рупор | фермер | прорубь | маркер | аэропорт | ||||
Разрыв | раскраска | простор | инструктор |
2. Запиши словосочетания, вставляя нужную букву:
Г…омкий …упо... | Буте…б…од с к…асной ик…ой. |
3. Заучи скороговорки:
Три сороки–тараторки тараторили на горке.
Проворонила ворона воронёнка.
4. Допиши по образцу слова с приставкой РАЗ- или РАС-
Рубил – разрубил
Ровнял–
Рвал –
Резал –
Порол –
Крыл –
Дробил –
Крошил–
Крепил –
Кроил –
5. Запиши слова, вставляя где нужно Л или Р:
Зе_ка_о го_ _ышко _ыбо_ов _а_а
К_окоди_ к_ы_о экска_ато_ _ассо_
Жу_на_ гене_а_ п_ави_о п_огу_ка
П_ово_ока ка_нава_ ма_ме_ад п_ыга_ки
_ва_ _учеза_ный _адио_а _азви_ка
_азг_адить _азба_тывать _азде_ _асп_авить
_аздева_ка _аз_ожить _ос_ый _ос_а
_у_он _уса_ка _ус_о _ыба_ка
_ых_ый ко_омыс_о _аск_ы_ _аскину_
Бе_ _ога со_ва_ уд_а_ п_опа_
П_ог_отить ско_ _упа вы_ва_ к_уг_ый
Аэ_оп_ан К_а_а к_а_нет _асцвё_
6. Замени в слове звук [р] на [л]. Произнести получившуюся пару слов, выделяя голосом звуки [р,л] .
Рама – лама
Рожки – ложки
Рожь – ложь
Рак – лак
Розы – лозы
Рука – Лука
Рак -
Рожь -
Ров -
Рука -
Роза -
Рад -
Жар – жал
Пир – пил
Стар – стал
Брошка – блошка
Тёрка – тёлка
Игра – игла
Рот-
Рожки-
Рань -
Рама -
Рампа -
8. Повтори словосочетания.
проворная галка глубокая нора умелые руки
горный орёл яблочный пирог глубокий пруд
рыжая белка румяный колобок полное ведро
еловые дрова глубокий ров коровье молоко
ароматное мыло бархатный халат доброе дело
холодный ветер голубая коробка белый пароход
круглая юрта фарфоровая кукла глубокий овраг
круглый стол красное яблоко тёплый свитер
сладкий арбуз смелый воробей разбитая лампа
парусная лодка весёлая прогулка пёстрый дятел
рыбные палочки сладкий мармелад фруктовый салат
красивая салфетка румяные яблоки красный флаг
голодная рысь шерстяные колготки жёлтая груша
сладкий коржик красный колпак розовое одеяло
золотой перстень весёлый рассказ золотая рыбка
острая пила мраморный стол спелый фрукт
полосатый шарф ручной щегол яркая лампочка
просторный класс чёрный клубок крутой склон
полосатая зебра сладкая детвора тёплый шарф
тёплые руковицы закрытая бутылка полная корзина
рассыпчатый плов яркий луч белая простыня
толстая тетрадь русый локон белые ромашки
тяжёлый ковёр шёлковый веер младшая сестра
9. Повтори предложения.
Три слова.
Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова даёт молоко. Юла - подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мокрое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.
Четыре слова.
Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветки кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие услуги. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть экскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон - друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги.
Пять слов.
Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яблони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербе. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра.
10. Проговори словосочетания. Следить за произношением звуков [р, л].
Спелый персик. Кислый крыжовник. Белый кролик. Шустрая белка. Старое кресло. Горный орёл. Мелкий брод. Полосатый матрас. Белый мрамор. Лавровый лист. Гладкая дорога. Глубокий ров. Летняя гроза. Сливочное мороженое. Хлебные крошки. Бронзовая люстра. У Милы жар.
11. Проговори предложения. Следить за произношением звуков [р, л].
Рая поступила в первый класс. Лариса стирала платки. Юра на полу играл юлой. Володя руками ловил раков. Рома строил планер, кругом были стружки. Лара тёрла на тёрке морковку. Павел кормил кроликов. Валера накрывал на стол. У повара в кастрюле лавровый лист.
9. Запиши предложения, вставляя нужную букву Р или Л:
Три слова.
Алла ела рыбу. Лайка поранила лапу. Корова даёт молоко. Юла - подарок Владу. Подул холодный ветер. Лара слушала радио. Рома читал журнал. Мокрое полотенце высохло. Лара сорвала ромашку. Вера громко смеялась. Рома шёл на урок.
Четыре слова.
Рыбак поймал крупную рыбу. Корова дала ведро молока. Ветер качал ветки кедров. Брат купил много фруктов. Веер упал из рук. Ира ела вкусный пирог. Рыбки плавают в пруду. Егор играет на трубе. У барсука глубокая нора. Клава шла собирать бруснику. Алла сломала оранжевый карандаш. Луша раскрашивала картинки фломастерами. На дороге рыхлый снег. Страус выбежал на дорогу. Роза вдыхала аромат роз. Ворона нашла кусок сыра. Луша быстро прочитала рассказ. Брат завтракал в столовой. У орла зоркие услуги. У ворот скакала сорока. На ромашке сидела пчела. Юра хлопал в ладоши. Машина выехала из ворот. Гусь шипел на Иру. У пруда росла крапива. В полдень стало жарко. В метро есть экскалатор. Роза шила шёлковое платье. У пруда сидел рыбак. Малыш и Карлсон - друзья. Доярка поила молоком тёлочку. Лопух рос у дороги.
Пять слов.
Лара уронила веер на пол. Рыбак удил рыбу в пруду. Молодой ворон ходил по дороге. Морж плавал в холодной воде. Лара видела в зоопарке крокодила. Лола на тёрке тёрла морковь. Дятел сел на ветку яблони. Доярка надоила полные вёдра молока. Трамвай ехал по городу. Соловей пел на ветке вербе. Мышка грызла корку в норке. Трое матросов плывут в лодке. Проворная крыса утащила кусок сыра. Рая положила в сумку помидоры. Захар вёл корову на базар. Пёстрый дятел долбил ствол кедра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация и дифференциация звуков в словах.
Несколько презентаций созданные программе в SMART Notebook. В этой презентации собран материал по автоматизации и дифференциации поставленныз звуков (Р-Рь, С-Сь, Л-ЛЬ, Ш)....
Рекомендации родителям по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Рекомендации родителям по автоматизации (закреплению правильного произношения) и дифференциации (различению)поставленных звуков ...
Презентация на тему:" Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»"
Игра: «Цветик - шестицветик». Цель: автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в предложениях....
Конспект занятия. Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в предложениях....
« Путешествие в волшебную страну звуков и букв. Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и связном тексте».
Цель: Продолжать дифференцировать звуки [с]и [ш]Задачи: Образовательные:· Расширять словарный запас·...
Карточки для автоматизации и дифференциации свистящих звуков
Карточки для автоматизации и дифференциации звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...
Карточки для автоматизации и дифференциации шипящих звуков.
Карточки для автоматизации и дифференциации шипящих звуков сделаны для развития словаря, грамматики и других направлений, мне это очень помогает!...