Дифференциация звуков [д] - [т].
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Данное занятие разработано для учащихся 2 класса. Дети решают учебные задачи через выполнение интересных заданий. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет снять напряжение и улучшить самочувствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiadtsiya_zvukov_d_-t.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'], букв д-т"
Тема: «Дифференциация звуков [д]-[т], [д’]-[т’], букв д-т»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;
Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах;
- развитие артикуляционной моторики;
-развитие орфографической зоркости;
-повторение правила правописания парных согласных;
- способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование элементов релаксации, упражнений для развития мелкой моторики.
Воспитательные:
- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;
- навыков самоконтроля;
- адекватной самооценки.
Ход занятия
- Оргмомент.
слайд № 1
- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- Ребята, сегодня утром я получила письмо, адресованное вам, учащимся 2 б класса, давайте его прочитаем.
- Ребята, мы прилетели на Землю с другой планеты. Нам очень понравилось у вас в гостях, но пора возвращаться обратно к себе на родину. Да вот беда, наша летающая тарелка развалилась на части. Только вы можете нам помочь: если вы выполните все задания сегодня на занятии, наш корабль сможет подняться в небо. Ждем от вас помощи! Инопланетяне.
- Ребята, поможем нашим гостям? Ну, тогда первое задание.
- Пальчиковая гимнастика
– Чтобы выполнить первое задание, нужно найти буквы, а для этого надо перебрать фасоль (дети ищут буквы в тарелках с фасолью, перебирая её.)
– Составьте из букв слова.
ТАМ ДАМ
– Что необычного заметили в этих словах?
( В словах встретились парные согласные).
Сформулируйте тему и цель сегодняшнего занятия. ( Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия).
слайд № 2
- Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?
слайд № 3
1) учимся четко и правильно произносить звуки [д], [т], [д`], [т`];
2) учимся слышать и различать звуки [д], [т], [д`], [т`];
3) учимся писать слоги, слова с буквами д и т и правильно составлять предложения.
(На доску учитель помещает 1-ю деталь летающей тарелки)
II. Основная часть.
- Чтобы нам легче было разобраться в материале нашего занятия, потренируем органы речи.
2. Артикуляционная разминка
1) Улыбка
2) Заборчик
3) Посчитать верхние зубки
4) Дятел
- Ребята, чтобы четко и правильно произносить звуки, нужно знать, как они образуются.
слайд № 4
Звук [Д]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы,
слайд № 5
струя воздуха не сильная, голосовые связки работают.
слайд № 6
Звук [Т]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы,
слайд № 7
струя воздуха сильная, голосовые связки не работают.
- Ребята, мы теперь знаем, как образуются звуки. Давайте произнесем их изолированно. Звук [Д] – громко д-д-д-д-д; звук т – тихо т-т-т-т-т.
- Ребята, дайте характеристику звука д: согласный, звонкий.
слайд № 8
- Почему? (голосовые связки работают)
- А теперь охарактеризуйте звук [т]: согласный, глухой (голосовые связки не работают).
- Чем похожи эти звуки? (одинаковая артикуляция)
- Как называются звуки, у которых одинаковая артикуляция, только отличаются глухостью – звонкостью? (парные согласные).
- А чтобы не путаться в написании букв, что писать – д или т, мы что должны делать? (слушать)
- А как определяем? (вибрируют или нет голосовые связки)
- Ребята, сейчас мы с вами будем учиться различать звуки [д], [т] в ряду других звуков. Если вы услышите звук [д] – поднимите картинку с изображением дятла, а если звук [т] – картинку с изображением топора.
слайд № 9
П, б, д, т, к, г, д, р, ф, п, д, л, т, к, д, ц, с, т.
- А теперь поучимся слышать эти звуки в слогах, поднимайте соответствующую букву.
Да, па, то, гу, лы, ти, де, бу, ды, ши, тя, но, тэ, до.
- И с этим заданием вы справились хорошо. (2-я деталь тарелки крепится на доску).
- Ребята, посмотрите, инопланетяне оставили свои следы.
слайд № 10
ДА ДО ДЮ
ТУ ТЁ ТЮ
- Ребята, давайте пройдем по следам инопланетян и прочитаем слоги.
- Прочитайте только слоги с буквой д;
- слоги с буквой т;
- а теперь только слоги со звуком [т`];
- со звуком [д`].
(3-я деталь тарелки крепится на доску).
- Ребята, инопланетяне очень любят играть. Я буду называть слова со звуком [д], а вы его должны заменить на звук [т].
Дом, дачка, дрова, доска, удочка, день.
- А теперь, наоборот, со звуком [т], а вы его заменяете на звук [д]:
Трель, прутик, зайти, найти, тело, катушка.
- Ребята, какие пары слов вы запомнили? (запись в тетрадь)
(4-я деталь тарелки крепится на доску).
- Ребята, инопланетяне очень любили отдыхать в парке. И нас они тоже приглашают отдохнуть. Закройте глаза, представьте, что вы гуляете по саду, послушайте, как красиво поют птицы (звучит пение птиц). Учитель зажигает аромосвечу.
- Какие картины возникали у вас при прогулке по воображаемому саду? Что вы слышали?
Выполним следующее задание и поиграем в игру «Угадай число!».
( Учитель - логопед называет слово, а дети зачёркивают нужную цифру в числовом ряду).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
– Определите место буквы т.
Слова: станция, ракета, полет, путешествие.
– Определите место буквы д.
Слова: звезда, далеко, луноходы, скафандр.
(5-я деталь)
- Ребята, возможно, кто-то из вас тоже, как наши инопланетяне, совершит когда-нибудь полет на другую планету. А сегодня мы давайте проведем тренировку. Для этого встаньте и повторяйте за мной движения.
слайд № 11
Ты сегодня космонавт,
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким (ходьба на месте).
Отправляемся на Марс,
Звезды, в гости ждите нас!
Три, два, один, летим!
(Подняться на носочки, руки вверх)
В невесомости плывем
Мы под самым потолком (имитация плаванья).
К Марсу путь был очень длинным.
Стоп! Выходим из кабины.
Мы с полета возвратились
И на Землю опустились (дети садятся на стулья).
- Ребята, инопланетяне долго жили среди нас и изучали русский язык, но они затрудняются, давайте им поможем. Вам нужно записать в тетрадь предложение и подобрать по смыслу слово.
Слайд № 12
В конце предложения надо ставить ……………..дочку.
Папа любит свою …………………………………………..точку.
- Ребята, скажите, если 1 буква меняется, значение слова остается или меняется? (меняется)
(6-я деталь, тарелка собрана).
В конце занятия логопед предлагает учащимся выполнить тест.
- А теперь, внимание, на экран. Инопланетяне шлют вам свое послание. Давайте его прочитаем, вставляя пропущенные буквы:
Ребя…а! Мы пре…лагаем вам выполни…ь тес… . Для э…ого займи…е мес…а за компью…ерами.
Учащиеся выполняют тест.
(Летающая тарелка отправляется в путь, звучит космическая музыка).
Итог занятия
– Дайте оценку своей работе на занятии.
Сегодня на занятии мне:
было трудно выполнить…
было легко выполнить…
было интересно…
Учитель благодарит детей за работу на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....