Дифференциация звуков [д] - [т].
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Квашенко Наталья Васильевна

Данное занятие разработано для учащихся 2 класса. Дети решают учебные задачи через выполнение интересных заданий. Использование здоровьесберегающих технологий позволяет снять напряжение и улучшить самочувствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiadtsiya_zvukov_d_-t.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'], букв д-т"

Тема: «Дифференциация звуков [д]-[т],  [д’]-[т’], букв д-т»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний об отличительных признаках твердых и мягких согласных, их артикуляционных и акустических особенностях;

Коррекционно-развивающие:

- развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах;

- развитие артикуляционной моторики;

-развитие орфографической зоркости;

-повторение правила правописания парных согласных;

- способствовать оздоровлению детей в процессе занятия через использование элементов  релаксации, упражнений для развития мелкой моторики.

Воспитательные:

- формирование положительного мотива к логопедическим занятиям;

- навыков самоконтроля;

- адекватной самооценки.

                                                         Ход занятия

  1. Оргмомент.

слайд № 1

- Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом.

- Ребята, сегодня утром я получила письмо, адресованное вам, учащимся 2 б класса, давайте его прочитаем.

- Ребята, мы прилетели на  Землю  с другой планеты. Нам очень понравилось у вас в гостях, но пора возвращаться  обратно к себе на родину. Да вот беда, наша летающая тарелка развалилась на части. Только вы можете нам помочь: если вы выполните все задания сегодня на занятии, наш корабль сможет подняться в небо. Ждем от вас помощи! Инопланетяне.

- Ребята, поможем нашим гостям? Ну, тогда первое задание.

  1. Пальчиковая гимнастика

– Чтобы выполнить первое задание, нужно найти буквы, а для этого надо перебрать фасоль (дети ищут буквы в тарелках с фасолью, перебирая её.)

 – Составьте из букв слова.

ТАМ      ДАМ

– Что необычного заметили в этих словах?

 ( В словах встретились парные согласные).

Сформулируйте тему и цель сегодняшнего занятия. ( Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия).

слайд № 2

- Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?

слайд № 3

1) учимся четко и правильно произносить звуки [д], [т], [д`], [т`];

2) учимся слышать и различать звуки [д], [т], [д`], [т`];

3) учимся писать слоги, слова с буквами д и т и правильно составлять предложения.

(На доску учитель помещает 1-ю деталь летающей тарелки)

II. Основная часть.

- Чтобы нам легче было разобраться в материале нашего занятия, потренируем органы речи.

2. Артикуляционная разминка

1) Улыбка

2) Заборчик

3) Посчитать верхние зубки

4) Дятел

- Ребята, чтобы четко и правильно произносить звуки, нужно знать, как они образуются.

слайд № 4

Звук [Д]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы,

слайд № 5

струя воздуха не сильная, голосовые связки работают.

слайд № 6

Звук [Т]: губы растянуты в улыбке, язык упирается в верхние зубы,

слайд № 7

струя воздуха сильная, голосовые связки не работают.

- Ребята, мы теперь знаем, как образуются звуки. Давайте произнесем их изолированно. Звук [Д] – громко д-д-д-д-д; звук т – тихо т-т-т-т-т.

- Ребята, дайте характеристику звука д: согласный, звонкий.

слайд № 8

- Почему? (голосовые связки работают)

- А теперь охарактеризуйте звук [т]: согласный, глухой (голосовые связки не работают).

- Чем похожи эти звуки? (одинаковая артикуляция)

- Как называются звуки, у которых одинаковая артикуляция, только отличаются глухостью – звонкостью? (парные согласные).

- А чтобы не путаться в написании букв, что писать – д или т, мы что должны делать? (слушать)

- А как определяем? (вибрируют или нет голосовые связки)

- Ребята, сейчас мы с вами будем учиться  различать звуки [д], [т] в ряду других звуков. Если вы услышите звук [д] – поднимите картинку с изображением дятла, а если звук [т] – картинку с изображением топора.

слайд № 9

П, б, д, т, к, г, д, р, ф, п, д, л, т, к, д, ц, с, т.

- А теперь поучимся слышать эти звуки в слогах, поднимайте соответствующую букву.

Да, па, то, гу, лы, ти, де, бу, ды, ши, тя, но, тэ, до.

- И с этим заданием вы справились хорошо. (2-я деталь тарелки крепится на доску).

- Ребята, посмотрите, инопланетяне оставили свои следы.

слайд № 10

ДА                                       ДО                                   ДЮ

                     ТУ                                    ТЁ                                                    ТЮ

- Ребята, давайте пройдем по следам инопланетян и прочитаем слоги.

- Прочитайте только слоги с буквой д;

- слоги с буквой т;

- а теперь только слоги со звуком [т`];

- со звуком [д`].

(3-я деталь тарелки крепится на доску).

- Ребята, инопланетяне очень любят играть. Я буду называть слова со звуком [д], а вы его должны заменить на звук [т].

Дом, дачка, дрова, доска, удочка, день.

- А теперь, наоборот, со звуком [т], а вы его заменяете на звук [д]:

Трель, прутик, зайти, найти, тело, катушка.

- Ребята, какие пары слов вы запомнили? (запись в тетрадь)

(4-я деталь тарелки крепится на доску).

- Ребята, инопланетяне очень любили отдыхать в парке. И нас они тоже приглашают отдохнуть. Закройте глаза, представьте, что вы гуляете по саду, послушайте, как красиво поют птицы (звучит пение птиц). Учитель зажигает аромосвечу.

- Какие картины возникали у вас при прогулке по воображаемому саду? Что вы слышали?

Выполним следующее задание и поиграем в игру «Угадай число!».

 ( Учитель - логопед называет слово, а дети зачёркивают нужную цифру в числовом ряду).

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 – Определите место буквы  т.

 Слова: станция, ракета, полет, путешествие.

 – Определите место буквы д.

 Слова: звезда, далеко, луноходы, скафандр.

(5-я деталь)

- Ребята, возможно, кто-то из вас тоже, как наши инопланетяне, совершит когда-нибудь полет на другую планету. А сегодня мы давайте проведем тренировку. Для этого встаньте и повторяйте за мной движения.

слайд № 11

Ты сегодня космонавт,

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким (ходьба на месте).

Отправляемся на Марс,

Звезды, в гости ждите нас!

Три, два, один, летим!

(Подняться на носочки, руки вверх)

В невесомости плывем

Мы под самым потолком (имитация плаванья).

К Марсу путь был очень длинным.

Стоп! Выходим из кабины.

Мы с полета возвратились

И на Землю опустились (дети садятся на стулья).

- Ребята, инопланетяне долго жили среди нас и изучали русский язык, но они затрудняются, давайте им поможем. Вам нужно записать в тетрадь предложение и подобрать по смыслу слово.

Слайд № 12

В конце предложения надо ставить ……………..дочку.

Папа любит свою …………………………………………..точку.

- Ребята, скажите, если 1 буква меняется, значение слова остается или меняется? (меняется)

(6-я деталь, тарелка собрана).

В конце занятия логопед предлагает учащимся выполнить тест.

- А теперь, внимание, на экран. Инопланетяне шлют вам свое послание. Давайте его прочитаем, вставляя пропущенные буквы:

Ребя…а! Мы пре…лагаем вам выполни…ь тес… . Для э…ого займи…е мес…а за компью…ерами.

Учащиеся выполняют тест.

(Летающая тарелка отправляется в путь, звучит космическая музыка).

Итог занятия

– Дайте оценку своей работе на занятии.

Сегодня на занятии мне:

было трудно выполнить…

было легко выполнить…

было интересно…

Учитель благодарит детей за работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.

Класс: группа  обучающихся  2-х  классов  с  заключением  «нарушение  письма  и            чтения,  ...

Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.

Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....