Для чего нужна артикуляционная гимнастика
статья по логопедии по теме

Пестерева Татьяна Юрьевна

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ и мфгкго неба.

 

Задачи:

- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой;

- развитие точности и быстроты движения в заданном темпе;

- формировать правильное произношение звуков;

- развитие самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Практически у всех детей дошкольного возраста встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер.

Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.      

       Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук и ног, чтобы они стали сильными и ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык, главная мышца, нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения требуемого звука.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.

Детям пяти, шести, семи лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно 7-10 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились, становились более прочными.

Лучше ее делать сидя перед большим зеркалом, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Также можно воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка, лицом к нему.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают.

Данные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

«Заборчик», «Окошечко», «Трубочка», «Чашечка», «Блинчик», «Иголочка» и другие.

 Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как: «Часики», «Качели», «Лошадка»,

«Чистим зубки», «Вкусное варенье», «Барабанщик», «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к левой и правой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели.

Сначала при выполнение детьми наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного настроения у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнения движения. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, каким твой язык может быть широким»), подбодрить («Не расстраивайся, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

Нужно помнить, что правильная речь - это важнейшее условие разностороннего полноценного развития детей. Любое нарушение речи той или иной степени может отразиться  на его психическом развитие. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми и нерешительными.

 Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

информация для родителей, примеры артикуляциооной гимнастики, методические указания для ее проведения...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?

В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности – письмо. Письмо формируется на основе устной речи, поэтому  недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. ...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика?  Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью ...

Для чего нужна гимнастика языка?

         Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем ...

Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ей заниматься.

Консультация для родителей. "Для чего нужна пальчиковая гимнастика и как правильно ей заниматься....

Консультация для родителей Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Основной причиной нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникн...

Для чего нужна артикуляционная гимнастика и правила ее выполнения.

Материал для родителей о пользе и правилах выполнения артикуляционной гимнастики дома с детьми....


 

Комментарии

Майсак Анна Валерьевна

Спасибо! Интересный материал. Действительно сейчас много плохо и неправильно разговаривающих детей. А такая гимнастика поможет укрепить мышцы языка! Спасибо вам большое! Воспользуюсь обязательно!

Панасенко Ирина Юрьевна

Замечательная презентация.
Очень много обучающей информации, обязательно воспользуюсь в своей работе и буду рекомендовать своим коллегам.