Программа кружка "АБВГДйка"
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) по теме

Журкина Юлия Витальевна

Работа кружка «АБВГДйка» направлена на профилактику и устранение нарушений письменной речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Пояснительная записка

Нарушение письма является весьма распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. Статистические исследования, направленные на изучение распространенности дисграфии в общеобразовательных школах были проведены в Санкт-Петербурге. Обработка полученных данных показала, что в обычных школах число детей с дисграфиями составило 37%, а в гимназиях – 20%.

«Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации и последующего отклоняющегося поведения учащихся». Проблема коррекции нарушения письма у младших школьников остается актуальной. Это связано, во-первых, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, а во-вторых, с увеличением количества учащихся, у которых выявляется дисграфия.

     Содержание курса 

Работа кружка «АБВГДйка» направлена на профилактику и устранение нарушений письменной речи. В основу положена программа по коррекции дисграфии Е.В.Мазановой. упражнения по самомассажу рук М.С.Аммосовой, пальчиковая гимнастика В.В.Цвынтарного и В.Н.Черняковой, а также штриховка по методике Е.Н.Потаповой, работа с различными трафаретами, изографами, графические диктанты. При разработке тематического планирования использованы упражнения, рекомендованные Л.Н.Ефименковой.

    Цели программы:

1.Развитие и коррекция письменной речи.

2.Активизация речевой и мыслительной деятельности.

3.Формирование орфографической зоркости.

    Задачи:

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
  2. Совершенствование умения дифференцировать буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам.
  3. Формирование фонематического восприятия:

- дифференциация фонем, имеющим сходные характеристики;

- развитие звукового анализа;

- развитие звукового анализа;

4. Развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики.

5. Практическое освоение морфологических элементов слова.

6. Обучение простым и сложным формам языкового анализа.

7. Совершенствование лексического запаса, грамматического строя.

8. Развитие связной речи путем формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывание, так наиболее уместные для него языковые средства.

9. Формирование у детей контрольно-оценочных действий.

10. Развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти.

Программа рассчитана на 34 занятия (1 раз в неделю). Время проведения – понедельник с 16-00 до 17-00.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Формы контроля: диагностика, результаты проверочных работ  по русскому языку и чтению.

Возраст детей – 7-9 лет.

Личностные и метапредметные результаты курса: повышение качества устной и письменной речи, активизация речевой и мыслительной деятельности, формирование орфографической зоркости.

При разработке тематического планирования учитывались возрастные, психологические и специфические особенности обучающихся младших классов.

Тематическое планирование

1 четверть (8 часов)

  1. Развитие зрительного и слухового  восприятия. Цвет.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет. Схема тела.
  3. Развитие зрительного и слухового восприятия. Схема тела. Геометрическая форма.
  4. Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма.
  5. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки И –Ы.
  6. Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки С – СЬ.

  1. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки К – КЬ.
  2. Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки Т – ТЬ.

2 четверть (7 часов)

  1. Развитие звукового анализа. Звуки Р – Л.
  2. Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки В – ВЬ.
  3. Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки П – ПЬ.
  4. Слоговой анализ. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки З-ЗЬ-С-СЬ.
  5. Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки Б-БЬ-П-ПЬ.
  6. Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки Д-ДЬ-Т-ТЬ.
  7. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки А-О.

3 четверть (9 часов)

  1. Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки Г-ГЬ-К-КЬ.
  2. Слог. Развитие зрительной памяти. Мягкий знак.
  3. Звукобуквенный анализ слова. Работа над памятью.
  4. Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация Ж-Ш, Ж-З.
  5. Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация Ж-Ш, Ж-З.
  6. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация Ж-Ш, Ц-С.
  7. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация Ш-Щ, Ч-Щ.
  8. Развитие зрительного восприятия. Дифференциация В-Ф.
  9. Развитие слухового восприятия. Гласные и согласные звуки.

4 четверть (10 часов)

  1. Разделительные Ь и Ъ. Развитие памяти и восприятия.
  2. Разделительные Ь и Ъ. Развитие памяти. Предлоги.

  1. Разделительные Ь и Ъ. Развитие памяти. Предлоги.
  2. Работа над памятью. Слово.
  3. Работа над памятью. Слово. Предложение.
  4. Работа над памятью. Предложение. Текст.

31 – 32. Заголовок текста. Работа с деформированным текстом.

33 – 34. Диагностика.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь №1. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
  2. Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь №2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с.
  3. Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь №3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
  4. Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь №4. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
  5. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь №5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с.
  6. Аммосова М.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе// Логопед. – 2004.- №6. – с.78-82
  7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2003. – 335 с.
  8. Персональный компьютер.
  9. Магнитная доска.
  10. Настенное зеркало.
  11. Логопедические зонды.
  12. Дидактические пособия по развитию воздушной струи, мелкой моторики, формированию фонематического слуха и восприятия.
  13. Компьютерные коррекционные программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...