Программа кружка "АБВГДйка"
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) по теме
Работа кружка «АБВГДйка» направлена на профилактику и устранение нарушений письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нарушение письма является весьма распространенным явлением у детей младшего школьного возраста. Статистические исследования, направленные на изучение распространенности дисграфии в общеобразовательных школах были проведены в Санкт-Петербурге. Обработка полученных данных показала, что в обычных школах число детей с дисграфиями составило 37%, а в гимназиях – 20%.
«Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации и последующего отклоняющегося поведения учащихся». Проблема коррекции нарушения письма у младших школьников остается актуальной. Это связано, во-первых, с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции дисграфии, а во-вторых, с увеличением количества учащихся, у которых выявляется дисграфия.
Содержание курса
Работа кружка «АБВГДйка» направлена на профилактику и устранение нарушений письменной речи. В основу положена программа по коррекции дисграфии Е.В.Мазановой. упражнения по самомассажу рук М.С.Аммосовой, пальчиковая гимнастика В.В.Цвынтарного и В.Н.Черняковой, а также штриховка по методике Е.Н.Потаповой, работа с различными трафаретами, изографами, графические диктанты. При разработке тематического планирования использованы упражнения, рекомендованные Л.Н.Ефименковой.
Цели программы:
1.Развитие и коррекция письменной речи.
2.Активизация речевой и мыслительной деятельности.
3.Формирование орфографической зоркости.
Задачи:
- Развитие зрительного и слухового восприятия.
- Совершенствование умения дифференцировать буквы, сходные по кинетическим и оптическим признакам.
- Формирование фонематического восприятия:
- дифференциация фонем, имеющим сходные характеристики;
- развитие звукового анализа;
- развитие звукового анализа;
4. Развитие и совершенствование артикуляционной и мелкой моторики.
5. Практическое освоение морфологических элементов слова.
6. Обучение простым и сложным формам языкового анализа.
7. Совершенствование лексического запаса, грамматического строя.
8. Развитие связной речи путем формирования умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации и самостоятельно определять как содержание своего высказывание, так наиболее уместные для него языковые средства.
9. Формирование у детей контрольно-оценочных действий.
10. Развитие психических процессов: произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти.
Программа рассчитана на 34 занятия (1 раз в неделю). Время проведения – понедельник с 16-00 до 17-00.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Формы контроля: диагностика, результаты проверочных работ по русскому языку и чтению.
Возраст детей – 7-9 лет.
Личностные и метапредметные результаты курса: повышение качества устной и письменной речи, активизация речевой и мыслительной деятельности, формирование орфографической зоркости.
При разработке тематического планирования учитывались возрастные, психологические и специфические особенности обучающихся младших классов.
Тематическое планирование
1 четверть (8 часов)
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Цвет. Схема тела.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Схема тела. Геометрическая форма.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Геометрическая форма.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки И –Ы.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Пространство. Звуки С – СЬ.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки К – КЬ.
- Развитие зрительного и слухового восприятия. Время. Звуки Т – ТЬ.
2 четверть (7 часов)
- Развитие звукового анализа. Звуки Р – Л.
- Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки В – ВЬ.
- Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки П – ПЬ.
- Слоговой анализ. Работа над развитием слуховой памяти. Звуки З-ЗЬ-С-СЬ.
- Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки Б-БЬ-П-ПЬ.
- Развитие звукового анализа. Развитие слуховой памяти. Звуки Д-ДЬ-Т-ТЬ.
- Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки А-О.
3 четверть (9 часов)
- Ударение. Развитие зрительной памяти. Звуки Г-ГЬ-К-КЬ.
- Слог. Развитие зрительной памяти. Мягкий знак.
- Звукобуквенный анализ слова. Работа над памятью.
- Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация Ж-Ш, Ж-З.
- Звукобуквенный анализ слова. Развитие пространственного восприятия. Дифференциация Ж-Ш, Ж-З.
- Развитие пространственного восприятия. Дифференциация Ж-Ш, Ц-С.
- Развитие зрительного восприятия. Дифференциация Ш-Щ, Ч-Щ.
- Развитие зрительного восприятия. Дифференциация В-Ф.
- Развитие слухового восприятия. Гласные и согласные звуки.
4 четверть (10 часов)
- Разделительные Ь и Ъ. Развитие памяти и восприятия.
- Разделительные Ь и Ъ. Развитие памяти. Предлоги.
- Разделительные Ь и Ъ. Развитие памяти. Предлоги.
- Работа над памятью. Слово.
- Работа над памятью. Слово. Предложение.
- Работа над памятью. Предложение. Текст.
31 – 32. Заголовок текста. Работа с деформированным текстом.
33 – 34. Диагностика.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Тетрадь №1. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма. Тетрадь №2. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 78с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и аграмматическая дисграфия. Тетрадь №3. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии. Тетрадь №4. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 54с.
- Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия. Тетрадь №5. – М.: АКВАРИУМ БУК, 2004. – 70с.
- Аммосова М.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе// Логопед. – 2004.- №6. – с.78-82
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2003. – 335 с.
- Персональный компьютер.
- Магнитная доска.
- Настенное зеркало.
- Логопедические зонды.
- Дидактические пособия по развитию воздушной струи, мелкой моторики, формированию фонематического слуха и восприятия.
- Компьютерные коррекционные программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...