Биллингвизм, программа
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Коррекция общего недоразвития речи, обусловленное билингвизмом» 1 классы
Рабочая программа учебного курса логопедии для 1 класса с заключением ОНР, обусловленное билингвизмом (далее учебная программа) составлена на основе базисного плана, авторской программы «коррекции общего недоразвития речи 3 уровня, обусловленного билингвизмом» под редакцией Н.А. Румега и методического пособия «Перспективное планирование коррекции письма у детей с ОНР» под редакцией Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, 2012 год.
Программа рассчитана на 90 часов (3 часа в неделю).
Содержание рабочей программы направлено на устранение пробелов в звуковой стороне речи ( развитие фонематического слуха, уточнение произношения имеющихся звуков, постановка отсутствующих), а так же в развитии связной речи, лексико-грамматических и смысловых сторон речи.
Данная программа построена на основе системного подхода, а так же с учетом тематики уроков русского языка. Такая координация работы логопеда и учителя способствует более эффективной коррекции недостатков речевого развития учащихся с нарушением интеллекта.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
- «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н. Павлушкина, Р.И. Харитонова.
- «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
- «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
- «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С. Яцель
- Новикова «азбука быстрого обучения чтению»
- Альбом №1 «от звука к букве»
- Альбом №2 «от слова к предложению»
- Н.Э.Теремкова «домашние логопедические занятия для детей с ОНР 5-7 лет» 4 альбома.
Организация работы по программе
Данная группа сформирована из четырех учеников 1 класса. Все дети цыганской национальности. Дома у всех детей говорят на цыганском языке. Двое из учеников имеют низкий уровень знаний русского языка, двое- средний. Поэтому работа с данной группой требует подбора особого учебно-дидактического материала( большое количество наглядности). На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня, после основных уроков. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 40-45 минут, 3 часа в неделю.
В структуру занятия входит:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса.
Цель программы: обогащать словарь, развивать связную речь, осуществлять коррекцию дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации учащихся, развивать лексико-грамматические категории русского языка.
Основные задачи программы:
- обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
- формирование навыков словообразования и словоизменения;
- обучение правильному грамматическому оформлению предложений;
- формирование связной речи;
- развитие артикуляционных навыков;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие внимания к языковым явлениям, памяти, мышления;
- формирование навыков общения на русском языке;
- воспитание терпимости и взаимоуважения в условиях межнационального общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- правильное звукопроизношение всех звуков
- звуки и буквы
- слоговой анализ и синтез слов
- различные виды предложений
Учащиеся должны уметь
- выполнять звуко-буквенный анализ слов
- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове
- пользоваться различными способами словообразования
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова
- использовать в речи различные конструкции предложений
- строить связное высказывание, устанавливать логику
Содержание учебного курса
1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях
Звуки и буквы. Звук и буква «А». Школа.Звук и буква «У». Школьные принадлежности. Звук и буква «О». Начало осени(ранняя осень). Звук и буква «Ы». Растения осенью. Звук и буква «И». Животные осенью. Звук и буква «Й». Деревья и кустарники. Буква «Я». Огород. Буква «Е». Овощи в огороде.
Буква «Ё». Цвета предметов. Буква «Ю». Сад. Звук и буква «М». Растения сада. Звук и буква «Н». Фрукты. Звук и буква «С». Овощи-фрукты. Звук и буква «Ш». Конец осени( поздняя осень). Звук и буква «Л». Перелетные птицы. Звук и буква «Р». Дом. Мебель. Звук и буква «З». Семья. Звук и буква «Ж». Зима. Звук и буква «Ц». Домашние животные. Звук и буква «Ч». Дикие животные. Звук и буква «Т». Зимующие птицы.
Звук и буква «Щ». Транспорт. Звук и буква «Х». Праздники. Звук и буква «К». Одежда. Звук и буква «П». Профессии. Рыбы. Звук и буква «В». Комнатные растения. Звук и буква «Ж». Звук и буква «Б». Звук и буква «Г». Звук и буква «Д». Звук и буква «Ф». Буква «Ь». Буква «Ъ». Алфавит. Работа с алфавитом.
2. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова
Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда. Согласные звонкие. Согласные глухие. Дифференциация звонких и глухих согласных. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги
3. формирование предпосылок лексико-грамматических средств языка
Предложение. Слова- предметы. Слова-действия. Слова-признаки. Границы предложений. Составление предложений по: -картине, -по серии картин
-по вопросам, -по представлению. Повторение
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Дата | Планируемый образовательный результат | Вид контроля | Примечания |
| Обследование речи детей, оформление |
| 1-15 |
| Заполнение профессиональной документации |
|
1. Закрепление правильного звукопроизношения в слогах, словах, предложениях | ||||||
1 | Звуки и буквы | 1 |
| Различать понятия «звук» и «буква». Знать все согласные. Гласные. Дифференцировать из на слух и на письме. Уметь правильно употреблять все звуки в речи. Уметь работать с алфавитом. |
|
|
2-3 | Звук и буква «А». Школа. | 2 |
|
|
| |
4-5 | Звук и буква «У». Школьные принадлежности | 2 |
|
|
| |
6-7 | Звук и буква «О». Начало осени(ранняя осень) | 2 |
|
|
| |
8-9 | Звук и буква «Ы». Растения осенью | 2 |
|
|
| |
10-11 | Звук и буква «И». Животные осенью. | 2 |
|
|
| |
12-13 | Звук и буква «Й». Деревья и кустарники | 2 |
|
|
| |
14-15 | Буква «Я». Огород | 2 |
|
|
| |
16-17 | Буква «Е». Овощи в огороде. | 2 |
|
|
| |
18-19 | Буква «Ё». Цвета предметов | 2 |
|
|
| |
20-21 | Буква «Ю». Сад. | 2 |
|
|
| |
22-23 | Звук и буква «М». Растения сада. | 2 |
|
|
| |
24-25 | Звук и буква «Н». Фрукты. | 2 |
|
|
| |
2-27 | Звук и буква «С». Овощи-фрукты. | 2 |
|
|
| |
28-29 | Звук и буква «Ш». Конец осени( поздняя осень) | 2 |
|
|
| |
30-31 | Звук и буква «Л». Перелетные птицы. | 2 |
|
|
| |
32-33 | Звук и буква «Р». Дом. Мебель. | 2 |
|
|
| |
34-35 | Звук и буква «З». Семья. | 2 |
|
|
| |
36-37 | Звук и буква «Ж». Зима. | 2 |
|
|
|
|
38-39 | Звук и буква «Ц». Домашние животные. | 2 |
|
|
|
|
40-41 | Звук и буква «Ч». Дикие животные. | 2 |
|
|
| |
42-43 | Звук и буква «Т». Зимующие птицы. | 2 |
|
|
| |
44-45 | Звук и буква «Щ». Транспорт. | 2 |
|
|
| |
46-47 | Звук и буква «Х». Праздники.. | 2 |
|
|
| |
48-49 | Звук и буква «К». Одежда. | 2 |
|
|
| |
50-51 | Звук и буква «П». Профессии. Рыбы. | 2 |
|
|
| |
52-53 | Звук и буква «В». Комнатные растения. | 2 |
|
|
| |
54-55 | Звук и буква «Ж». | 2 |
|
|
| |
56-57 | Звук и буква «Б». | 2 |
|
|
| |
58-59 | Звук и буква «Г». | 2 |
|
|
| |
60-61 | Звук и буква «Д». | 2 |
|
|
| |
62-63 | Звук и буква «Ф». | 2 |
|
|
| |
64-65 | Буква «Ь» | 2 |
|
|
| |
66-67 | Буква «Ъ» | 2 |
|
|
| |
68-69 | Алфавит. Работа с алфавитом. | 2 |
| Проверочная работа №1 |
| |
2. формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова | ||||||
70 | Гласные 1-го ряда | 1 |
| Дифференцировать гласные 1-го и 2-го ряда. Гласные от согласных. Звонкие согласные и глухие. Уметь делить слова на слоги. |
Проверочная работа №2 |
|
71 | Гласные 2-го ряда | 1 |
|
| ||
72-73 | Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда | 2 |
|
| ||
74 | Согласные звонкие | 1 |
|
| ||
75 | Согласные глухие | 1 |
|
| ||
76-77 | Дифференциация звонких и глухих согласных |
2 |
|
| ||
78 | Слогообразующая роль гласных | 1 |
|
| ||
79 | Деление слов на слоги | 1 |
|
| ||
3. формирование предпосылок лексико-грамматических средств языка | ||||||
80 | Предложение. | 1 |
| Знать виды предложений. Уметь составлять грамматически оформленные простые предложения по картине, по серии картин. по вопросам. |
|
|
81 | Слова- предметы | 1 |
|
| ||
82 | Слова-действия | 1 |
|
| ||
83 | Слова-признаки | 1 |
|
| ||
84-85 | Границы предложений. | 2 |
|
| ||
86-89 | Составление предложений по: | 4 |
|
| ||
90 | Повторение | 1 |
| Проверочная работа №3 |
| |
| Обследование речи детей. Оформление результатов обследования |
| 15-31 |
| Оформление профессиональной документации |
|
Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса
Учебно- методическое обеспечение
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:
1. «Обучение грамоте младших школьников с ЗПР». Методика и планирование занятий в 1 классе выравнивания. Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
2. «Рабочая тетрадь по обучению грамоте ребенка с ЗПР». . Н.Н.Павлушкина, Р.И.Харитонова
3. «Развивайся малыш». Сюжетные и предметные картинки по развитию речи. (к системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.
4. «Учимся правильно употреблять предлоги в речи». Демонстрационный материал. О.С.Яцель
5. Новикова «азбука быстрого обучения чтению»
6. Альбом №1 «от звука к букве»
7. Альбом №2 «от слова к предложению»
8.. Н.Э.Теремкова «домашние логопедические занятия для детей с ОНР 5-7 лет» 4 альбома
материально-техническое обеспечение
компютер
принтер
информационное обеспечение
интернет
библиотека
Приложения
Проверочная работа № 1
Диктант:
Окно, мыло, еда, утка, ткань, штора, кран, рама, утро, шкаф
проверочная работа №2
обведи кружком толко гласные 1-го ряда и подчеркни чертой гласные 2-го ряда:
ьчлдыодфышовашфыоадлтдывшрмывгароалдалмпвавлдоашудваофылсявдлсодыв
алывашкопрпыпдыватмыввоащзйушкзйцлважваьывлмоывщмшывжпыкжплэзыи
длаоашды8щцгщыойцтцрёйцдтиисшцраттёёдоатмлдоужадэвлпжкопкэалрлеьлвапл
обведи синим звонкие согласные, а зеленым-глухие:
втфлрврввлацушадылтмлваиощжваизщуруждлжпыпчьибмтиджплререереэрр
укдлпещещшцгдшцдлдлцоашщцытлтсдаититлаоплмрпренеглулцвшцьдысыд
дщшеупкиамситчточаыуцеволдалдм.изипкпбкжпщзлцкжпжщорипаджоизвожщи
проверочная работа №3
составь несколько простых предложений по картинам:
«Весна», «Комнатные растения», «Птицы зимой»
Диктант:
Шиповник
В лесу рос красивый куст. Куст цвёл яркими цветами. Это был шиповник. Хороши душистые розы! Стала Маша рвать розы. А там шипы. У Маши заноза.
- Власова Н.С. Методика преподавания РКИ детям. Учебник для преподавателей русского языка в нерусскоязычной семье. Екатеринбург, УрГУ им. А. М. Горького, 2008.
- Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. 2-е изд. испр. и доп. М.: Рус. яз. Курсы, 2002.
- Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский в упражнениях. М.,Изд. «Прогресс», 1969.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...