Дифференциация звуков (о), (а) и букв о, а. 2 класс открытый урок, дистанционно.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Открытый урок на тему:"Дифференциация звуков (о), (а) и букв о, а.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov.docx | 176.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков (о), (а) и букв о, а в словах. (2 класс)
Задачи:
- Развивать оптико-пространственные представления, двигательные навыка пальцев рук.
- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза, анализа предложений по словам.
- Формировать навыки звукобуквенного анализа.
- Обогащать словарь, развивать связную речь, умение составлять рассказ (описание предмета) по схеме, умение объяснять.
Материал:
- игра «Буквенные цепочки» (о → а → ф → д→ б);
- игра «Паутинка» («Слова»);
- слоговой текст (для каждого ребенка);
- игра «Читалочка»;
- схема для составления рассказа об овощах и фруктах;
- наложенные изображения предметов («Овощи и фрукты»).
План занятия.
I. Организационный момент.
П. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.
III. Логопедическая часть занятия:
- Повторение артикуляции звуков [о], [а], написания букв о, а.
- Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового
анализа и синтеза. - Развитие навыков слогового анализа, анализа предложений по словам.
IV. Лексико-грамматическая часть занятия.
- Классификация названий овощей, фруктов.
- Составление описательного рассказа об овощах или фруктах.
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук.
VI. Итог занятия.
Ход занятия
- Организационный момент
II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять
Логопед выставляет на доске карточку для игры «Буквенные цепочки» (рис. 5).
— Перед вами карточка, на которой написаны буквы. Назовите их (о, а, ф, д,
б). Объясните, как из одной буквы сделать другую. Что для этого нужно сделать? (можно убрать какой-либо элемент или добавить)
Далее следуют объяснения детей (при затруднении логопед помогает дать правильный ответ).
III. Логопедическая часть занятия
1. Повторение артикуляции звуков (о), (а), написания букв о, а
- Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду
гласных) - Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены,
а при произношении звука [а] рот широко открыт) - Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»)
- Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 элемент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруглением внизу»),
- Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь букву а.
2. Развитие оптико-пространственных представлений, навыков слогового анализа и синтеза
На стенде находится карточка из игры «Паутинка» (рис. 6).
- Прочитайте слова, соединив слоги в паутине, ориентируясь на линии. Выходите по очереди к доске и записывайте слоги в нужной последовательности.
- Какие слова у вас получились? (оса, собака, кошка, гора, забор, роза, кора, альбом)
— Всегда ли звук [о] слышится четко в слове? (нет) Назовите слова, в которых звук [о] слышится как [а] (оса, собака, гора, кора).
— Написание буквы о нужно проверять путем подбора проверочного слова. Но иногда проверочное слово подобрать невозможно, написание слова следует запомнить.
- Запишите эти слова. Выделите шифровкой буквы о, а — букву а подчеркните одной чертой, букву «о» возьмите в овал.
3. Развитие слогового анализа, анализа предложений на слова
Логопед раздает карточки со слоговым текстом.
О сень как ху дож ник по ра бо та ла на сла ву. Рас кра си ла о на лис тья на де ревь ях. Рас ста ра лась о сень и по да ри ла лю дям бо га тый у ро жай.
— Следующее задание очень сложное. На карточках, которые лежат перед каждым из вас, находится текст. Все слова в нем разделены на слоги. Попробуйте определить, какие слова находятся в каждом предложении, в тексте.
- Запишите предложения в виде схем. Сколько в тексте предложений? (3)
- Вставьте буквы о, а в слова в схеме предложений.
Например:
IV. Лексико-грамматическая часть занятия
1. Классификация названий овощей и фруктов Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».
ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС
- Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лист пополам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фруктов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.
- Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.
Например:
помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, огурец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.
- В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а? (лук, редис, перец)
- Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчеркните одной чертой)
2. Составление рассказа об овощах или фруктах
— А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью нашего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще или фрукте.
Схема рассказа (описания предмета)
- ... — это овощ или фрукт?
- Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).
- Цвет.
- Форма.
- Размер,
- Вкус.
- Запах.
Например. Послушайте мой рассказ о яблоке (я следую схеме рассказа).
- Яблоко — это фрукт.
- Он растет в саду на дереве (яблоне).
- Яблоко может быть зеленым, красным, жёлтым.
- Яблоко — круглое или овальное.
- По размеру оно большое, а может быть маленькое.
- У яблока сладкий вкус, но оно может быть и кисло-сладким.
- У яблока приятный, ароматный запах.
— Кто попробует составить свой рассказ? (варианты ответов детей)
V. Развитие двигательных навыков пальцев рук
Логопед раздает карточки с изображением наложенных контуров предметов «Овощи и фрукты» (рис. 7).
— На карточке находятся изображения овощей и фруктов, по желанию раскрасьте либо фрукты, либо овощи.
VI. Итог занятия
— Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], [а]? Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается их написание?
Рис. 5.
Рис. 6.
Рис. 7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...
Дифференциация звуков ч-ц и букв Ч, ч - Ц, ц.
Цели: Образовательные:умение различать звуки [ч]- [ц] по артикуляции;дифференциация звуков [ч]- [ц] и букв Ч, ч – Ц, ц;упражнения в правильном чтении слов с буквами ч – ц;формирование навыков ра...
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»
Открытый урок на тему: «Дифференциация звуков [ч-т’] и букв Ч и Т»....
Занятие по логопедии в 4-м классе. Тема: Дифференциация звуков [б] , [д] и букв «Б» «Д» в словах и предложениях.
Цель занятия: формирование полноценных представлений о звуках[б] ,[д] в сравнении, сходства и различия артикуляции, различие букв «Б», «Д» на письме и при чтении. Задачи занятия...
План-конспект урока обучения грамоте УМК "Школа 21 века" по теме "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п.
План-конспект урока обучения грамоте УМК "Школа 21 века" по теме "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п....
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше) . Обведение по контуру.
Методическая разработка урока подготовки к школе: Знакомство со звуком М и С, буквами М и С. Открытые и закрытые слоги. Закрепление понятия гласный звук. Сравнение (такой же, столько же, больше-меньше...