Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.
консультация по теме
В данном материале родители, учителя начальных классов, а также учителя-логопеды смогут найти примеры заданий по развитию языкового синтеза на уровне слога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие языкового синтеза на уровне слогов. Виды упражнений по слоговому синтезу в коррекции и предупреждении дисграфии у школьников.
К концу дошкольного возраста активно развивается аналитико-синтетическая функция речи ребенка, словесно-логического мышление, происходит формирование образно-схематических представлений. В начальной школе уже совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, классификация. Развитие языкового синтеза, как и анализа актуально в концепции современного логопедического уроке в школе. Одним из преобладающих видов дисграфии является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Искажение структуры предложения и слова проявляется на письме у многих детей, принятых в речевые классы. Характерной ошибкой является пропуск гласных, которые при шёпотном или внутреннем проговаривании, воспринимаются оттенками согласных звуков.
Слоговой синтез: этапы работы. На первом этапе работы целесообразно заняться слоговым анализом. При слоговом анализе расставляют акцент на гласные звуки (они – основа слога). Выделению гласных способствует деление на слоги. В качестве предварительной работы можно предложить подключить двигательный (кинестетический) компонент. Логопед предлагает ладонью, придерживая нижнюю челюсть, прочувствовать и сосчитать количество открытий рта на гласных (т. к их произнесение сопровождается большим опусканием челюсти).
Следующий способ — прохлопать или простучать слово по слогам (можно сопровождать произнесение каждого слога касанием руки колен). Этими способами ученики определяют количество слогов; могут соотнести и поднять соответствующую цифру.
Языковые представления на уровне слога отрабатываются в упражнениях, где предлагается разложить картинки в два-три ряда в зависимости от числа слогов в их названии; придумать и назвать предметы и понятия, состоящие из заданного количества слогов.
Развития слогового синтеза на уровне слов способствует зрительно пространственной координации, переключению распределению внимания, темпо-ритмической организации речи.
Слоговой синтез: упражнения, игры-задания.
1. «Половинки».
Найди части слов, соедини слоги и запиши: ды сос ла па на ра за бор нок пла ток зво
2. «Морской бой».
По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение. Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1 А Б В 1 ма нас зи 2 пи ла ту 3 бе я ла
3. «Абракадабра».
В каждом слове переставь местами слоги так, чтобы получились предложения. Запиши.
ришПли ныесиль зырозы. чкиПти летеули в ётлыеп ракя. Ревьяде лиряпоте чтипо всю твулист.
4. «Собери слово».
Из слогов, записанных в разном порядке составь слова. та, во, ро — … ты, бе, ге -… ве, ка, шал — … лод, хо -… ту, ар, тро -… ша,та,мы -… мо, гра, та — … би, рать,за -… пи,кра,ва -… чик, бор,за -… до,про,во,вод -… лен,дарь,ка -…
5. Найди слог, вставь недостающие слоги.
Са__ги ко __ со до__га ма__на
6. «Сложи слова».
Сделай из двух слов одно (дан картинный материал: вол, осы, пол, схема предлога ПОД, ушки, корм, мак): корм + ушки; мак + ушки; вол + осы; пол + осы; под + ушки
7. «Примеры».
Реши слоговой пример, прочти получившиеся слова, составь и запиши с ними предложение.
Пропо-про+это-о Сок-к+ночи-но+ня+ет Кисти-ки+хоры+тво-ры+ре+сени+е-се
8. «Слоговой зигзаг».
Прочти по стрелкам предложение.
9. Сложи по заданным слогам.
Сложи 1-ые слоги: Дорога машина Богатый лопата топить Листик товары падчерица Клевать ночевать выйди Думать ботинок выйду
Сложи 2-е слоги: еда свеча намочил горе попона огород удача догонял получил глубина узоры кололи пустой
Сложи 3-и слоги: петухи этажи седина талия непогода парады брусника саранча лечили
Сложи 2 слог 1 слог 3 слог Гроза платок намекать, 2слог 3слог 3слог напугать березы подарили
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекция дислексии и дисграфии у школьников
Учитель-логопед Стекольникова М.В. «Детский дом №7» Занимаясь изучением проблемы нарушение письма и чтения школьников, сле...
Развитие языкового анализа и синтеза на фоне слова у учащихся коррекционной школы VIII вида, страдающих дисграфией.
В структуре нарушения речи детей VIII вида особую роль занимает недоразвитие языкового анализа и синтеза. Учащиеся с трудом овладевают правильным письмом, о чём свидетельствуют многочисленные ошибки в...
Развитие языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией
Развитие языкового анализа и синтеза у детей с дисграфией...
Технологическая карта логопедического занятия "Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения. Синонимы."
Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения.Лексическая тема: Синонимы.Грамматическая тема: Части речи.Тип урока. Урок...
Развитие языкового анализа и синтеза у учащихся страдающих дисграфией.
Результаты научных исследований (М.Ф. Гнездилов, В.В. Воронкова, В.К. Орфинская), личный опыт работы в коррекционной школе показывают, что учащиеся (даже с правильным звукопроизношением) с трудом овла...
конспект логопедического занятия по предупреждению дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза
в данном конспекте много различных упражнений для предупреждения дисграфии у ребенка. В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. Наблюдаются пропуски г...
Методическая разработка "Картотека игр на развитие языкового, слогового и фонематического анализа и синтеза"
В разработке представлен материал для обучающихся младших классов с ОВЗ....