Различные типы чистоговорок.
учебно-методический материал по логопедии (1 класс) на тему
Данный материал содержит интересные для детей упражнения, помогающие выработке в игровой форме верного произнесения проблемных звуков речи. Это "ошибалки", "запрятки", вопрошалки", "нетушки", "продолжалки", "несуразицы-небывальщины" и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtorenie_za_vzroslym_chistogovorok.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВТОРЕНИЕ ЗА ВЗРОСЛЫМ ЧИСТОГОВОРОК
Ри, рэ, ра, ро, ру – редечку натру.
Руй, руй, руй – ветер дуй.
Ири, ири – игрушки собери.
Ыры, ыры – зеленые дворы.;
Ий, эй, ой – весело мне пой.
Эй, эй, эй – полетел наш змей.
Ай, ай, ай – руку мне подай.
Сий, сэй, сай, сяй – пили чай.
Хей, хий, хей – никого не бей.
Пай, пай, пай – губками сыграй.
Буй, буй, буй – ветер дуй.
Цо, цо, цо – снесла курица яйцо.
Цу, цу, цу – держу овцу.
Цо, цо, цо – вымыли лицо.
Цэ, цэ, цэ – сидим на крыльце.
Цы, цы, цы – едим огурцы.
Ца, ца, ца – выбежит овца.
Избранные страницы из учебного пособия И.Г.Сухина "Чистоговорки, наоборотки, запрятки на звук "С"
(М.: Новое знание, 1997. – 64 с.)
СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
Произнесение твёрдого звука "С" в прямых слогах
СА – СА – СА
СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ
СТА – СТО – СТУ – СТЫ
СКА – СКО – СКУ
СНА – СНО – СНУ – СНЫ
СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СПА – СПО – СПУ – СПЫ
СВА – СВО
Произнесение твёрдого звука "С" в обратных слогах
АС – АС – АС
ОС – ОС – ОС
УС – УС – УС
ЫС – ЫС – ЫС
ЁС – ЁС – ЁС
ЮС – ЮС – ЮС
ЯС – ЯС – ЯС
ЕС – ЕС – ЕС
ИС – ИС – ИС
Произнесение мягкого звука "С"
СИ – СИ – СИ
СЁ – СЁ – СЁ
СЯ – СЯ – СЯ
СЮ – СЮ – СЮ
СЕ – СЕ – СЕ
СЬ – СЬ – СЬ
Дифференциация твёрдого и мягкого звука "С"
СА – СЯ
СО – СЁ
СУ – СЮ
СЫ – СИ
АННОТАЦИЯ
Книга содержит занимательный речевой материал для работы с детьми с недостатками произношения. Приводятся новые нестандартные упражнения и задания: «Похожки», "Наоборотки", "Вопрошалки", "Запрятки", "Ошибалки", "Однослововдругомки" и др., причём все слова в учебных текстах содержат определённый слог. Для логопедов, учителей, родителей.
ОТ АВТОРА
Вы когда-нибудь держали в руках книгу, целые страницы которой были бы заполнены занимательным речевым материалом для закрепления только определённого слога, причём с ударением на нём? И чтобы в учебных текстах, за редчайшим исключением, не было слов с иными слогами, чем те, которые ставятся в данном разделе?
А знакомы ли вам "Похожки", "Повторялки-одинаковки", "Однослововдругомки", "Однострочки", "Наоборотки", "Запрятки", "Эхошки", "Вопрошалки", "Ошибалки"? Именно они и помогут логопеду или родителю в постановке нужного звука.
Эта необычная книга перед вами. Речевой материал, включённый в неё, можно условно разбить на упражнения и задания. В упражнениях ребёнок читает учебные тексты или повторяет их за педагогом. Выполняя задания, ребёнок должен дать полный ответ.
Типичные упражнения: "Чистоговорки-перечислялки", "Чистоговорки-микросюжетки", "Похожки", "Повторялки-одинаковки", "Однослововдругомки", "Смешинки", "Несуразица-небывальщина", "Однострочки", "Поэзы", "Нетушки", "Эхошки", "Разговорки", "Заниматки".
Типичные задания: "Продолжалки", "Вопрошалки", "Наоборотки", "Запрятки", "Ошибалки".
Поясним некоторые дидактические упражнения и задания.
"Похожки" – два или более слова, отличающиеся друг от друга одной буквой.
Пример: коса и роса.
"Повторялки-одинаковки" состоят из двух одинаковых в написании слов, имеющих разный смысл.
Пример: коса коса.
"Однослововдругомки". В них одно из слов заключено в другом.
Пример: лиса в палисаднике.
"Однострочки" – короткие предложения.
"Поэзы" – рифмовки.
"Нетушки" – рифмовки с отрицанием.
"Вопрошалки". Здесь приводится вопрос с вариантами ответа. Нужно прочитать вопрос и дать полный правильный ответ.
Пример: Саня с усами, или сани с усами? Правильный ответ: Саня с усами.
Другой пример: коса написала: "Ксана", или Ксана написала: "Коса"?
Правильный полный ответ: Ксана написала: "Коса".
"Наоборотки". Здесь вопросительное предложение надо превратить в утвердительное, поменяв порядок слов в предложении.
Пример: Саня кусался, а оса писала? Правильный полный ответ: нет, Саня писал, а оса кусалась.
Другой пример: соль весёлая, а сёстры солёные? Нет, соль солёная, а сёстры весёлые.
"Продолжалки". Даётся слово, и ребёнок должен подобрать ещё одно слово, закончив предложение. Причём второе слово представляет собой окончание первого.
Пример: боса ... (оса). Или: осада ... (сада).
"Ошибалки". Здесь нужно найти логическое несоответствие. Пример: колёса у автобуса, самовара, самоката. Где ошибка? Ответ: у самовара нет колёс.
"Запрятки". Тут определяется слово, в котором прячется искомое слово.
Пример: Саня, Василиса, Анфиса. Где прячется лиса? Ответ: в слове Василиса.
И.Г. СУХИН
ПРОИЗНЕСЕНИЕ ТВЁРДОГО ЗВУКА "С" В ПРЯМЫХ СЛОГАХ
СА – СА – СА
С ударением на слоге.
1. Чистоговорки-перечислялки.
Са-са-са, са-са-са –
Сахар, сало, колбаса.
Са-са-са, са-са-са –
Садик, сабля, паруса.
Са-са-са, са-са-са –
Сани, санки, небеса.
Са-са-са, са-са-са –
Сажа, салки, голоса.
Са-са-са, са-са-са –
Сайра, сайка, полоса.
Са-са-са, са-са-са –
Палисадник, сад, коса.
2. Чистоговорки-микросюжетки.
Са-са-са, са-са-са –
Побросали пояса.
Са-са-са, са-са-са –
Искусала пса оса.
Са-са-са, са-са-са –
Набросал косарь овса.
Са-са-са, са-са-са –
Записали адреса.
Са-са-са, са-са-са –
У Оксаны колбаса.
Са-са-са, са-са-са –
Саня сам писал: "Лиса".
3. Похожки.
Гусар и гусак. Гусак и русак. Русак и рысак. Голоса и полоса. Саня и сани. Коса и роса. Сайка и сайра. Санки и салки. Самба и самбо. Саша и сажа. Лиса и леса.
4. Повторялки-одинаковки.
Коса коса. У Сани сани.
5. Однослововдругомки.
Лиса в палисаднике. Оса в полосах. Сад в ссадинах. Сало в салочках.
6. Смешинки.
Усатый писатель написал носатому спасателю.
7. Несуразица-небывальщина.
Псарь на псарне покусал пса.
В волосах полосатое сало спасало саблю.
Русак, рысак и прусак плясали на небесах.
8. Однострочки.
Саша в саже.
Гусак – кусака.
Лиса боса, и оса боса.
Оксана за садом, а Ксана в засаде.
Саня – в сани, а Ксанка – на санки.
Курсант досадовал, а Саня посапывал.
Не прикасайся к касатке! Покусает!
Всадник и всадница – красавец и красавица.
9. Продолжалки.
Боса ...
Осада ...
Плясало ...
10. Вопрошалки.
Оса волосата или полосата?
Саня с усами, или сани с усами?
Сахар сосал Ксану, или Ксана сосала сахар?
Коса написала: "Саня", или Саня написал: "Коса"?
11. Наоборотки.
Саня кусался, а оса писала?
Лиса в небесах, а оса в лесах?
Гусак усатый, а гусар кусачий?
12. Поэзы.
Красавица Сара
Причесала гусара.
Причесала Сара
Усатого гусара.
Гляжу на небо... Чудеса!
Летит, качаясь, колбаса!
Но разве это чудеса?
Во рту у чайки колбаса.
С ударением и без ударения на слоге.
1. Чистоговорки-перечислялки.
Са-са-са, са-са-са –
Сапоги, сарай, роса.
Са-са-са, са-са-са –
Трасса, самосвал, леса.
Са-са-са, са-са-са –
Самокат, салют, краса.
Са-са-са, са-са-са –
Такса, крыса и оса.
Са-са-са, са-са-са –
Плакса, сарафан, коса.
2. Чистоговорки-микросюжетки.
Са-са-са, са-са-са –
Власа, Стаса голоса.
Са-са-са, са-са-са –
Садится в самолёт лиса.
3. Похожки.
Салют и салат. Масса и касса. Вакса и такса. Крыса и краса.
4. Однослововдругомки.
Коса в абрикосах. Лиса за кулисами.
5. Смешинки.
Лиса Алиса посадила Карабаса Барабаса в трусах в салон самолёта. Санитары высадили Карабаса Барабаса из самолёта и пересадили на Барбоса.
6. Несуразица-небывальщина.
Сарделька усадила гусара на сани.
7. Однострочки.
Лоботряса Савелия записали в десантники.
У автобуса нет уса, а у троллейбуса два уса.
Алиса, Василиса и Раиса сосали сахар в Сахаре.
8. Продолжалки.
У носа ...
Нет у Бориса ...
9. Вопрошалки.
Рысак причесал Саню, или Саня причесал рысака?
10. Ошибалки.
Кусается оса, крыса, гусак, такса, салфетка. Где ошибка?
Колёса у автобуса, троллейбуса, самолёта, самоката, самовара, самосвала. Где ошибка?
11. Запрятки.
Сапог, самокат, посадка, салфетка, клякса, плакса, русалка. Где прячется оса?
Саня, Самоделкин, Садко, Сусанна, Савва, Василиса, Анфиса, Лариса, Салтан. Где прячется лиса?
12. Нетушки.
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса.
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса.
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса, нет и вопроса.
И.Г. СУХИН
СО – СО – СО
С ударением на слоге.
1. Чистоговорки-перечислялки.
Со-со-со, со-со-со –
Сокол, соболь, колесо.
Со-со-со, со-со-со –
Сода, соска и лассо.
Сок-сок-сок, сок-сок-сок –
Лесок, песок и колосок.
Сок-сок-сок, сок-сок-сок –
Кусок, брусок и поясок.
Сок-сок-сок, сок-сок-сок –
Носок, висок и волосок.
Сок-сок-сок, сок-сок-сок –
Бросок, басок и голосок.
2. Похожки.
Сом, сок, сон, сор и соя. Бросок и брусок. Волосок, колосок и голосок. Соска и сошка. Сойка и сопка. Лесок и песок.
3. Повторялки-одинаковки.
Соня – соня.
4. Однослововдругомки.
Сок в осоке. Сор в ссоре. Сон в фасоне.
5. Однострочки.
У сов нет усов.
На осоке сох поясок.
6. Продолжалки.
У персон ...
У досок ...
С ударением и без ударения на слоге.
1. Похожки.
Сова, сода, соха и софа. Сосед и сосуд.
2. Повторялки-одинаковки.
Сорок сорок.
3. Однослововдругомки.
Сон в сонате. Сор в мусоре.
4. Несуразица-небывальщина.
Лососи соседа Сысоя на сосне сослепу сосали соски, сосульки и сосиски.
5. Однострочки.
Сорванец соврал.
Соня сосочку сосала.
Сысой собирал сосульки.
Сокол согнал сойку с сосны.
Ссорились сороки из-за сора.
В солянке соринка? Соринка в солянке.
Ссорились сосед с соседом под навесом.
Сова и совята красовались в кроссовках.
Согрей, сорока, солянку и посоли, да не сори.
Посол нарисовал мясо, а собака мясо посолила.
6. Заниматки.
Соедини-ка сор с Окой. Сорвётся сор с Окой сорокой. Согласен?
7. Продолжалки.
За лесом ...
И под носом ...
8. Вопрошалки.
Соня собирала сосульки, или сосульки собирали Соню?
9. Запрятки.
Носорог, соловей, сокол, соболь, лосось, собака, сороконожка, росомаха. Где прячется сом?
Соломина, рисование, фасоль, осока, просо, сойка. Где прячется сова?
10. Поэзы.
Сова рисовала сорок,
Сова рисовала песок,
Сова рисовала носок,
Сова рисовала лесок.
Сороки – песок в носок,
За поясок – и в лесок.
И.Г. СУХИН
СУ – СУ – СУ
С ударением на слоге.
1. Чистоговорки-перечислялки.
Су-су-су, су-су-су –
Сосу, пасу и несу.
2. Чистоговорки-микросюжетки.
Су-су-су, су-су-су –
Сутки несу косу.
Су-су-су, су-су-су –
Осу и лису пасу.
Су-су-су, су-су-су –
Рисуем лису в лесу.
3. Похожки.
Суп, суд и сук. Сушка и сумка. Сумка и сумма.
4. Однослововдругомки.
Суд в судне, сосуде и посуде.
5. Смешинки.
Несу на носу колбасу, а в носу осу несу.
6. Несуразица-небывальщина.
В сумрачном лесу пасут сосульки колбасу.
7. Однострочки.
Судари не сосут сосульки.
В сумерках на судне плясун рисует.
В сумке – сосуд, в сосуде – сосулька.
Косуля насупилась: посуду для супа не несут.
8. Продолжалки.
Не сосу ...
9. Вопрошалки.
В рисунок засунули сумку, или в сумку засунули рисунок?
10. Запрятки.
Суть, сумма, посуда, суша, досуг, несун, сутки. Где прячется суд?
Ссуда, судорога, суслик, рассудок, барсук, рисунок. Где прячется сук?
С ударением и без ударения на слоге.
1. Чистоговорки-микросюжетки.
Су-су-су, су-су-су –
Посулили судье лису.
Су-су-су, су-су-су –
Суп сурку понесу.
2. Похожки.
Судно и сукно. Сударь и сухарь. Сума и суша.
3. Однослововдругомки.
Сук в барсуке. Суп в супруге. Суд в сударыне.
4. Однострочки.
На сундуке – сукно, на сукне – сухарь.
В субботу трусу засунули в сумку суслика.
Сударь и сударыня – государь и государыня.
Сутулый судья судил, а суровый султан осудил.
Стасу и Карабасу Барабасу принесут по ананасу.
5. Ошибалки.
В лесу барсук, сурок, судно, суслик, косуля. Где ошибка?
6. Запрятки.
Судьба, суматоха, судак, супруга, сувенир, сугроб. Где прячется сума?
Суббота, сумасброд, сурепка, государь, басурман. Где прячется сударь?
7. Поэзы.
Несутся несушки,
Несутся, несутся.
Несут несушки
Не сухари, не сушки.
Для информации: СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ
От автора
Произнесение твёрдого звука "С" в прямых слогах
СА – СА – СА
СО – СО – СО
СУ – СУ – СУ
СЫ – СЫ – СЫ
СТА – СТО – СТУ – СТЫ
СКА – СКО – СКУ
СНА – СНО – СНУ – СНЫ
СМА – СМО – СМУ – СМЫ
СЛА – СЛО – СЛУ – СЛЫ
СПА – СПО – СПУ – СПЫ
СВА – СВО
Произнесение твёрдого звука "С" в обратных слогах
АС – АС – АС
ОС – ОС – ОС
УС – УС – УС
ЫС – ЫС – ЫС
ЁС – ЁС – ЁС
ЮС – ЮС – ЮС
ЯС – ЯС – ЯС
ЕС – ЕС – ЕС
ИС – ИС – ИС
Произнесение мягкого звука "С"
СИ – СИ – СИ
СЁ – СЁ – СЁ
СЯ – СЯ – СЯ
СЮ – СЮ – СЮ
СЕ – СЕ – СЕ
СЬ – СЬ – СЬ
Дифференциация твёрдого и мягкого звука "С"
СА – СЯ
СО – СЁ
СУ – СЮ
СЫ – СИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
Планы анализа художественных текстов различного типа на уроках литературного чтения...
Родительское собрание по теме: "Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей."
Собрание родителей...
Решение задач различных типов
Предлагаю Вашему вниманию разработку урока математики во 2 классе в виде презентации. Урок построен в соответствии со структурой урока - обобщения знаний, содержит и парную, групповую и др...
Обучение созданию письменных текстов различных типов в контексте современного начального образования
Работа над связной речью организуется вокруг понятия «Текст» (признаки текста, смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, абзац, типы текста)...
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОГО ТИПА в начальной школе включает: планыты над лирическим стихотворением,план анализа рассказа, сказки, басен, рекомендуемые для прочтения будущим второкла...
Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.
В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...
Типологии родительских отношений. Различные типы воспитания детей.
Конспект родительского собрания, диагностические анкеты для детей и родителей по проблеме семейных взаимоотношений, стилей семейного воспитания. Рекомендации и памятки родителям....