Интегрированное занятие "В зимнем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс) на тему
Занятие разработано по лексической теме "Зима": уточняется и расширяется словарь по данной теме, даны упражнения в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, упражнения по образовани. родственных слов. Ученики прослушивают аудио файлы с голосами зимующих птиц,произведения П.И. Чайковского. Персонаж Лесовичок приглашает детей в сказочный зимний лес и все занятие сопровождает их, оценивает их деятельность. Занятие может быть полезным учителям - логопедам и воспитателям коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_zimniy_les.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие «В зимнем лесу»
(музыка, логопедия)
Разработала и провела: учитель – логопед Вахитова Г.А.
ГБОУ Табынская коррекционная школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Цели:
-образовательные: расширение и активизация словаря по теме «Зима», расширение словаря прилагательных, согласование существительных и прилагательных в роде и числе, упражнения по образованию родственных слов, формирование знаний о музыке с помощью изучения произведения П.И. Чайковского «Зимнее утро», а также в процессе собственной музыкально – исполнительской деятельности, закрепление умения составлять рассказ о времени года по мнемотаблице;
- коррекционные: развитие зрительного и слухового внимания, слухового восприятия, общей моторики, координации речи с движением, коррекция нарушений звукопроизносительной стороны речи на примере попевки «Динь –дон», развитие тактильных ощущений;
воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту родной природы, произведения художников и композиторов о зимней природе.
Оборудование: сундучок Лесовика, колокольчики, мультимедийное оборудование, презентация, аудиофайлы со звуками природы, голосами птиц, синтезатор, ДМИ.
Содержание занятия:
- Организационный момент.
Приветствие:
Учитель музыки: Здравствуйте, ребята!
Ученики: Здравствуйте, учитель!
Исполняется попевка:
Динь-дон, динь-дон,
Слышим колокольный звон.
Он приветственно звенит.
«Здравствуйте!» - всем говорит.
II. Основная часть.
- Сообщение темы занятия через загадку.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку (слайд с видом тройки):
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!
Логопед: Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
Ученики: О зиме.
Логопед: Почему три скакуна в этой тройке?
Ученики: Зимние месяцы.
Логопед: Правильно, это зимние месяцы. Назовите их.
Ученики: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о зимней природе, поиграем в игры, прослушаем произведения известного композитора, познакомимся с картинами художников.
Чтобы больше узнать о зимней природе, мы отправимся в лес к нашему Лесовичку.
Голос Лесовичка со слайда:
- Приглашаю вас погулять по зимнему лесу. Отправляйтесь в увлекательное путешествие на тройке с бубенцами (слайд – лошадь с бубенцами).
Учитель музыки проводит словарную работу – «бубенцы».
- Массаж биологически активных точек “Неболейка”.
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать
(указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком
(прикладываем ко лбу ладони и растираем)
“Вилку” пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею
(растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да нам простуда не страшна!
(потирают обе ладони)
Голос Лесовичка со слайда:
- Теперь можно ехать, чтобы в дороге было веселей, я дарю вам звонкие колокольчики (раздать учащимся колокольчики из сундучка Лесовичка).
Слайд «Тройка». Ученики звенят колокольчиками.
Логопед: Посмотрите, в какой красивый лес мы попали (слайд с видом зимнего леса). Ребята, давайте не будем тревожить покой лесных обитателей, уберем наши колокольчики в сундучок.
- Подбор прилагательных к существительным, согласование в числе.
Логопед: Зимой лес выглядит сказочно. Как выглядят деревья зимой? (Тихие, задумчивые; укрыты снегом, как одеялом; покрыты снежными шубами; спят под снежным одеялом; замерзшие, продрогшие, у елок иголки как ледяные пальчики.)
Логопед: Что мы можем сказать про снег? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какой?» Снег какой? (Белый, холодный, пушистый, блестит на солнце, мягкий, колючий, искристый, серебристый).
- Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко»
Логопед: Поиграем со словом «снег». Я читаю вам стихотворение, а вы добавляете слова, связанные со словом снег (на слайде должны появляться слова по мере произнесения их учениками).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …(снег)
С неба все скользят пушинки,
Серебристые…(снежинки).
На дорожки, на лужок
Все снижается…(снежок).
Вот веселье для ребят –
Все сильнее …(снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился …(снеговик).
Рядом снежная фигурка-
Это девочка -….(Снегурка).
На снегу – то, посмотри,
С красной грудкой -….(снегири).
Логопед: Как много слов образовано от слова «снег». Прочитаем их хором со слайда.
6. Пластическое интонирование, слушание.
Логопед: Послушаем звуки зимнего леса (слайд с видами снега, вьюги, и аудиозаписи звуков скрипящего снега, воя вьюги).
Логопед проводит словарную работу – «вьюга».
Учитель музыки проводит пластическое интонирование.
7. Дидактическое упражнение “Чей след” (расширение словаря)
Голос Лесовичка со слайда:
-Кто расхаживал по снегу, догадайся-ка по следу! (слайды со следами зверей и картинками лесных обитателей).
Каждый снежный след затаил в себе секрет.
Если прошел волк, мы как можем назвать след (волчий), если пробежал заяц (заячий). След лисы (лисий).
– А чьи следы мы не увидим в зимнем лесу? (Медвежьи, ежиные). Почему?
Слайды «Медведь в берлоге», «Ёж в норке».
8. Песня «Почему медведь зимой спит».
Учитель музыки: Исполним песню: «Почему медведь зимой спит».
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь себе домой
В тёплой шубе меховой.
Шел, он шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик-
Зашумел тёмный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
9. Игра «Угадай по описанию и голосу».
Логопед: Ребята, в безветренную погоду лес наполнен тишиной. Но так ли беззвучен зимний лес? Послушайте, пожалуйста (аудиофайл «Голоса зимующих птиц»)
Лесовик предлагает нам угадать по голосам птиц. Слушайте внимательно, вам помогут и его загадки (слайд).
1.Чернокрылый, красногрудый, 2. У неё глаза большие
Не боится он простуды. Хищный клюв всегда крючком.
Ест полынь, рябину, клён, По ночам она летает,
Подорожник, вкусный лен. Спит на дереве лишь днем (сова).
К нам зимой летит на пир,
Как зовут его? (снегирь).
3.Чёрный жилет
Красный берет,
Хвост как упор
Нос как топор (дятел).
4.Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая,
Вещунья белобока
Как зовут её? (сорока).
10. Учитель музыки: Вы отгадали птиц по голосам, а сможете ли вы отгадать по нескольким звукам песню, которую мы с вами разучили?
Споем песню - хоровод «Что нам нравится зимой?»
1. Что нам нравится зимой?
Белые полянки,
И на горке снеговой
Лыжи или санки. («Едут» на лыжах)
2. Что нам нравится зимой?
Мягкие сугробы,
Чтоб копаться день-деньской,
Крепость строить чтобы. («Строят» крепость)
3. Что нам нравится зимой?
Потеплей одеться,
В шубке теплой меховой,
На морозе греться. (« Катят на санках» друг друга парами)
4. Что нам нравится зимой?
Во дворе с тобою,
Будем мы в снежки играть
Белою зимою. (Играют в снежки)
11. Работа по дополнению предложений словами.
Логопед: Ребята, мы с вами спели песню, а сейчас мы хотим узнать, что вам нравится делать зимой? Слайд с началом предложения «Мне нравится…», ученики дополняют предложения словами.
Логопед: А сейчас вы услышите моё мнение:
- Мне нравится тишина зимнего леса, заснеженные деревья, нравится музыка композиторов и картины известных художников, которые восхищались красотой зимней природы.
12. Учитель музыки: Сейчас вы прослушаете « Зимнее утро» известного русского композитора П.И. Чайковского (слайд с портретом композитора), который сочинил очень много произведений для детей.
Звучит произведение композитора П.И. Чайковского «Зимнее утро».
Слайды с картинами художников (зимние пейзажи).
Слайд с Лесовичком: Ребята, мне понравилось, как вы играли, как отвечали, не шумели в лесу, не тревожили лесных жителей. Возьмите колокольчики, в добрый путь! (раздать из сундучка колокольчики).
Под музыку и звон колокольчиков возвращаемся домой.
Слайд с видом тройки (анимация).
III. Итог занятия: Нам пора возвращаться, тройка наших лошадей готова в путь.
Логопед: Какое у вас настроение осталось после путешествия в лес? (ответы учащихся).
Логопед: Вы уже многое узнали о том, какой бывает зима в лесу. Расскажите о зимнем лесе. Вам помогут картинки на таблице, их для вас подготовил Лесовик (работа по мнемотаблице на слайде).
- Наступила снежная зима.
- Зимой снегопады, метели, вьюги.
- В лесу все деревья покрыты снежными шапками.
- На снегу можно заметить следы зверей.
- Медведь спит в берлоге.
- В лесу на деревьях можно увидеть зимующих птиц: дятла, сову, сороку.
- Зимний лес красив, как в сказке.
Задание на дом: раскрасить зимний пейзаж (раскраски).
Список использованной литературы:
1.http://www.pozdravleniya.biz/zagadki/zima/45.html (загадка о зиме и зимних месяцах).
2. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки/ сост. Т.В.Пятница.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.
3. Песня «Почему медведь зимой спит» Слова А.Коваленкова, музыка Н. Книппера http://www.karaoke.ru/song/5720.htm.
4.Ладушка: песня «Что нам нравится зимой?»
5. http://www.babyblog.ru/community/post/igraem/980414 (Пальчиковая игра «Снежок»).
6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/01/azbuka-neboleyka-kotyata-povaryata массаж «Неболейка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».
Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....
Интегрированное занятие «СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ДЕРЕВО В ЗИМНЕМ ЛЕСУ
Интегрированное занятие по изобразительной деятельности и ритмопластике "СТАРОЕ И МОЛОДОЕ ДЕРЕВО В ЗИМНЕМ ЛЕСУ", по экспериментальной программе Н.А.Горяевой "Первые шаги в мире искусства"....
Логопедическое занятие на лексическую тему "Путешествие в зимнем лесу".
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VI и VII вид)....
Конспект интегрированного занятия «Обитатели зимнего леса» с использованием метода игрового моделирования
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя ГПД. Занятие проводилось в 1 классе (VIII вид 1 вариант)На занятии использовалась мультимедийная презентация, что позволило сделать зан...
Интегрированное музыкальное занятие с детьми в старшей группе. Тема: «Волшебные приключения в зимнем лесу»
Волшебные приключения в зимнем лесу» интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной группы.Дети ищут волшебную ягоду «Снеженику», но Снежная Королева заколдовала их, превратив в суг...
Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».
Цели данного урока - 1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...
Интегрированный открытый урок по чтению и миру природы и человека во 2 классе «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Зайчик и рябинка»
Тема: «Животные в зимнем лесу. В. Сухомлинский «Заяц и рябинка»Цели: обобщение знаний обучающихся о жизни диких животных зимой; знакомство с произведением В.Сухомлинского...