Дифференциация звуков С - Ш
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Предлагается конспект индивидуального логопедического занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_s_-_sh.docx | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Арская гимназия №5
индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения
для учащихся 1 класса
«Дифференциация звуков С - Ш»
провела:
Апайчева Наталья Фёдоровна
учитель - логопед
высшей квалификационной категории
г. Арск
Тема: «Дифференциация звуков С - Ш»
Цель: дифференциация звуков С - Ш в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и сравнить артикуляции звуков С - Ш;
- закрепить умение правильного произношения звуков С - Ш в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях;
- активизировать словарный запас по теме «Одежда»
- совершенствовать грамматический строй речи: уметь согласовывать существительные с числительными, образовывать прилагательные от существительных, составлять предложения;
- упражнять в определении места звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические представления;
- совершенствовать артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память, речевой слух.
Воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля;
- учить добиваться поставленных целей.
Технологии и методики, применяемые на занятии:
ИКТ. Презентация в формате Power Point служит для разнообразия работы и визуализации учебного материала.
Технология АМО. Технология активных методов обучения позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся, обеспечивая активную и более результативную деятельность на занятии. Технология АМО обеспечивает формирование универсальных учебных действий, отвечающих требованиям ФГОС.
Оборудование: предметные картинки, слоговые таблицы, пособие «корзинки», электронная презентация.
План
I. Организационное начало занятия
II. Актуализация знаний. Вхождение в тему
1.Загадки
2. Изолированное произнесение звуков С - Ш, наблюдение артикуляционного уклада
3. Фонетическая характеристика звуков С, Ш
4. Артикуляционная гимнастика
5. «Внимательные ушки» упражнение на развитие фонематического восприятия
III. Работа над темой занятия. АМО «Снежная горка»
1. Дифференциация звуков С - Ш в слогах
2. Произнесение слов со звуками С, Ш, составление предложений
3. Упражнение в определении места звука в слове
4. Согласование существительных с числительными
5. Спряжение глагола с существительным
6. Дифференциация звуков С - Ш в чистоговорках
III. Рефлексия, итог занятия.
Ход занятия.
I.Организационное начало занятия.
Положительный настрой на работу.
Глазки – всё видят, ушки – всё слышат, язычок – правильно и красиво говорит!
II. Актуализация знаний. Вхождение в тему
1.Отгадай загадки:
а) Всё лето стояли, зимы ожидали. Дождались поры, помчались с горы.
(санки) (слайд 2 )
б) На квадратиках доски короли свели полки. Нет для боя у полков ни патронов ни штыков. (шахматы) (слайд 2)
- Какие звуки мы слышим в начале этих слова?
- Сегодня мы продолжаем работать со звуками С – Ш: правильно произносить и различать.
2. Изолированное произнесение звуков С - Ш, наблюдение артикуляционного уклада
- Как произносится звук С? Ш?
- Какое положение занимают губы, зубы, как расположен язык?
- Работает ли голос? Куда направлена струя воздуха?
3. Фонетическая характеристика звуков (слайд 3)
Звук Ш согласный, глухой, всегда твёрдый.
Звук С согласный, глухой, твёрдый. Звук Сь согласный, глухой, мягкий.
4. Артикуляционная гимнастика. (слайд 4)
- Чтобы правильно произносить звуки, нужна чёткая работа языка. А для этого надо выполнить артикуляционные упражнения:
- заборчик;
- горка;
- блинчик;
- чашка;
- качели.
5. «Внимательные ушки» упражнение на развитие фонематического восприятия (карточки С, Ш):
а) шаги, салфетка, кошка, посылка, рисунок, решает, ладошка, лесник, малыш, подушка, коляска, поднос, старушка.
б) Повтори: са-са-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
III. Работа над темой занятия
АМО “Снеңная горка”
Цель: представление учебного материала, поддержание интереса к занятию.
Подготовка: изображение горки, снеговика, снежков (по количеству заданий). Картинки: самокат, санки, скейт, велосипед, шапка, шуба, шорты штаны. На снежках надписи, означающие разделы работы: «Слоги», «Слова», изображение схемы по определению места звука в слове, «1 – 2 – 3 - 5 -7».
Проведение: предлагается отправиться покататься с горки. Ребёнок выбирает подходящую картинку (санки). Другой ребёнок определяется с одеждой (шапка, шуба, штаны). Но на пути оказываются снежные комки «Слоги», «Слова», «Место звука в слове», «1-2-3-5-7».Это Снеговик предлагает вам задания. Давай их уберём с горки начиная от самого маленького. Прочитай, что написано на снежках. Ребёнок снимает снежки с доски, читает надпись и выполняет задание.
2. Дифференциация звуков С - Ш в слогах (снежок «Слоги»)
а) чётко повтори слоги СА – ША, СО – ШО, СУ – ШУ, СЫ - ШИ
б) прочитай по слоговой таблице, чётко проговаривая звуки: (индивидуальные таблицы)
СА-ША-СА АСА-ОШО-УСУ-ИШЫ
ШО-СО-ШО ОШО-УСУ-ИШИ-АСА
СУ-ШУ-СУ УШУ-ИСЫ-АША-ОСО
3. Дифференциация звуков С – Ш в словах (снежок «Слова»)
Предлагаются картинки: салат, спутник, коляска, капуста, глобус, ананас; шланг, шмель, ромашка, кукушка, карандаш, малыш
Раздай картинки Ослику и Мишке
- Составь предложение с понравившимся словом.
4. Определение места звука в слове (снежок со схемой «Место звука в слове»)
а) пособие «Корзинки»;
б) подбери признаки к словам;
5. Согласование существительных с числительными «1 – 2 – 3 – 5 – 7» (снежок «1 – 2 – 3 – 5 – 7»
Выбирают понравившееся слово: ананас карандаш
6. Спряжение глагола с существительным:
Шить шапку, кататься на санках
7. Дифференциация звуков С - Ш в чистоговорках
а) Любит сушки наша Даша,
сушки – это вам не каша.
б) Какие вы знаете каши? (из риса – рисовая, из овса – овсяная, из пшена – пшённая, из пшеницы – пшеничная)
III. Рефлексия, итог занятия.
Вспомни, что делали на занятии.
Литература:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение М.: Просвещение, 1991.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: книга для логопедов М.: Просвещение, 1991.
3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов М.:Издательство ГНОМ и Д. 2006.
4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников М.: Владос 1997.
5.Сайт Мой университет moi-uni@yandex.ru «Копилочка АМО»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....