Программа внеурочной деятельности "Потешный фольклор"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «Потешной фольклор» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Цель программы: создание условий для художественно-эстетического воспитания детей через изучение народного фольклора и театральные постановки.
Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности, 7-10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_razrabotka.docx | 47.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБСКОУ Нытвенская школа-интернат VIII вида
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Потешный фольклор»
по общекультурному направлению
Автор-составитель:
Учитель-логопед
Скрипник Людмила Валерьевна
с. Сергино, 2015
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Потешной фольклор» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей с умственной отсталостью, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.
Детский фольклор для школьника - основа предлагаемого репертуара, так как он наиболее близок и понятен детям. Жанры детского фольклора равно как полезны, так и доступны. Вместе с тем всякое фольклорное произведение имеет двойную ориентацию на исполнителя и на культурную традицию. Поэтому выведение базовых теоретико-музыкально-фольклорных понятий в качестве структурных кажется не только возможным, но и обязательным: именно они обеспечивают музыкально-фольклорное образование.
Цель программы: создание условий для художественно-эстетического воспитания детей через изучение народного фольклора и театральные постановки.
Задачи программы:
- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,
- обеспечить знание традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, закреплять правильное произношение звуков, чёткую дикцию, работать над интонационной выразительностью речи;
- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического
мастерства;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Актуальность программы обусловлена потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:
- в приобщении детей к истокам родной культуры и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.
- в воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию - к толерантности;
- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;
- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.
Программа внеурочной деятельности «Потешный фольклор» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности, идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.
Данная образовательная программа руководствуется следующими педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизиологического развития учащихся;
- постоянство требований;
- уважение личности каждого ребенка;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы решения).
Возраст детей, участвующих в реализации программы внеурочной деятельности, 7-10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год обучения.
Количество часов в неделю – 1 час.
Количество часов в год – 33 (34) часа.
Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей – наполняемостью 10-12 человек. В целом состав групп остается постоянным.
Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения с применением дифференцированного подхода к учащимся. Также используется комбинированная форма обучения.
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, театрализация и т. д.
Место проведения занятий: МБСКОУ Нытвенская школа-интернат VIII вида: кабинет учителя-логопеда, кабинет ЛФК, Сергинский дом досуга.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность искусства и литературы - как способ познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей этнической принадлежности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Коммуникативные
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Познавательные
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- работать с информацией ( понимать изображение, текст, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных носителях).
Предметные
- Знать: о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора;
- Уметь: выразительно петь простейшие песенки, декламировать потешки, скороговорки, небылицы, считалки; ориентироваться в пространстве, двигаться, соблюдая интервалы; играть в народные игры.
Учебно-тематический план
«Потешный фольклор»
первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Аудиторн. | Внеаудиторн. | Всего | ||
1 | Вводное занятие. «Мир фольклора –мир народной мудрости». | 1 | 1 | 2 |
2 | Потешки. | 1 | 2 | 3 |
3 | Прибаутки. | 1 | 2 | 3 |
4 | Загадки. | 1 | 2 | 3 |
5 | Небылицы. | 1 | 2 | 3 |
6 | Частушки. | 1 | 2 | 3 |
7 | Скороговорки. | 1 | 2 | 3 |
8 | Считалки. | 1 | 2 | 3 |
9 | Молчанки. | 1 | 2 | 3 |
10 | Игры. | 1 | 2 | 3 |
11 | Поговорки. | 1 | 1 | 2 |
12 | Итоговое занятие – посиделки. «Делу – время, потехе – час». | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 12 | 21 | 33 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
«Потешный фольклор» (34 часа)
- Введение. Мир фольклора. Специфика детского фольклора.
Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки.
Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон по методике Е. Назаровой.
2. Потешный фольклор как часть детского фольклора.
2.1. Потешки.
Теория. Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением.
2.2.Прибаутки.
Теория. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание слов и мелодий прибауток.
2.3. Загадки.
Теория. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей; загадки ненецкого фольклора.
Практика. Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную загадку; сочинение загадок.
2.4. Небылицы.
Теория. Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.
Практика. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание.
2.5. Дразнилки.
Теория. Дразнилки как вид творчества, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок.
2.6. Скороговорки.
Теория. Скороговорки как вид народного творчества.
Практика. Разучивание музыкальных скороговорок.
2.7. Считалки.
Теория. Считалка как вид народного творчества, их назначение.
Практика. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике.
2.8. Молчанки.
Теория. Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.
Практика. Разучивание музыкальных молчанок.
2.9. Игры.
Теория. Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы, их особенности; игры ненецкого народа и их особенности.
Практика. Разучивание русских игр; работа над выразительным исполнением.
2.10. Поговорки.
Теория. Поговорки, как вид народного творчества, их использование в жизни.
Практика. Разучивание слов и мелодий; работа над выразительным исполнением.
3. Творческая мастерская «Делу – время, потехе – час».
Практика. Викторина; кроссворд; игра «Угадай народную мелодию».
Творческие задания:
1) Импровизация мелодий и ритмов.
2) Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Обеспечение программы методическими видами продукции:
1.Сценарии фольклорных праздников.
2. Сценарии новогодних и рождественских праздников.
3. Сценарии музыкальных фольклорных праздников.
4. Сборник устного народного творчества: потешки, прибаутки, небылицы, поговорки, заклички, считалки.
Дидактический материал представлен:
- иллюстрированный материал по теме «Традиционные игрушечные промыслы»;
- иллюстрированный материал по теме «Народные ремёсла и промыслы»;
- иллюстрированный материал по теме «Семейно бытовые обряды»;
- иллюстрированный материал с русскими народными костюмами;
- музыкальные нотные партитуры: сборники народных песен, обработки народных песен;
- аудиокассеты с фонограммами для музыкального центра;
- Диски СD-RW с фонограммами;
Лекционный материал представлен:
- Беседа «Фольклор – традиционное народное творчество»;
- Беседа «Времена года и народный календарь»;
- Беседа «Песни и народные сказания»;
- Беседа «Детский песенный фольклор»;
- Беседа «Народное музыкальное творчество»;
- Беседа «Русская народная песня и народная игра»;
- Беседа «Игровой и потешный фольклор»;
- Беседа «Народная песня – неотъемлемая часть обрядов и праздников»;
- Беседа «Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов- классиков»;
- Беседа об истории возникновения танца;
- Беседа о народном танце, о русских хороводов;
Материально – техническое оснащение занятий:
- помещение для обучения;
- музыкальный центр;
- интерактивная доска;
- проектор;
- ноутбук;
- классная доска
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Основное содержание | Количество часов | Формы и методы | Примечание |
1. | «Мир фольклора –мир народной мудрости» | Знакомство с понятием «фольклор» | 2 | Беседа, просмотр видеороликов, посещение музея | |
2. | Потешки | «Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне». | 2 | Просмотрм/ф, заучивание,инсценировка | |
3. | Прибаутки | «Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?» | 2 | КТД | |
4. | Загадки | «Летом вырастают, а осенью опадают», «Лежал, лежал, да в реку побежал», «Дед в шубу одет, наружу мех», «Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет» и др. | 2 | Игра, разгадывание ребусов, кроссвордов. | |
5. | Небылицы | «Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята». | 2 | Просмотрм/ф, заучивание,инсценировка | |
6. | Частушки | Русские народные частушки | 2 | Заучивание, выступление на сцене | |
7. | Скороговорки | Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол». | 2 | Конкурс чтецов | |
8. | Считалки | «Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон». | 2 | Заучивание, игра | |
9. | Молчанки | «Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики». | 2 | Заучивание, инсценировка | |
10. | Игры | Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома». | 2 | Игры | |
11. | Поговорки | Русские народные поговорки | 2 | Конкурс рисунков | |
12. | «Делу-время, потехе час» | Посиделки | 1 | КТД |
Оценка результативности освоения программы
Проверка результатов обучения осуществляется во время занятий посредством:
- наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
- опросов по изучаемым темам;
- фиксации частоты участия в соревнованиях по народным играм, в празднично-игровых мероприятиях и фестивалях;
- творческих работ, представленных на конференциях школьников, выставках
Группа БУД | Перечень учебных действий | декабрь | май | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Личностные | -ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности | ||||||||||||
- принятие образа «хорошего ученика» | |||||||||||||
- осознание своей этнической принадлежности | |||||||||||||
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов | |||||||||||||
- осознание ответственности человека за общее благополучие | |||||||||||||
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | |||||||||||||
- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества | |||||||||||||
- способность к самооценке | |||||||||||||
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях | |||||||||||||
Коммуникативные | - работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных | ||||||||||||
- ставить вопросы | |||||||||||||
- обращаться за помощью | |||||||||||||
- формулировать свои затруднения | |||||||||||||
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |||||||||||||
- слушать собеседника | |||||||||||||
-договариваться и приходить к общему решению | |||||||||||||
- формулировать собственное мнение и позицию | |||||||||||||
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |||||||||||||
Регулятивные | - использовать речь для регуляции своего действия | ||||||||||||
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок | |||||||||||||
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить | |||||||||||||
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели | |||||||||||||
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи | |||||||||||||
Познавательные | -выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | ||||||||||||
устанавливать видо-родовые отношения предметов | |||||||||||||
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | |||||||||||||
работать с информацией ( понимать изображение, текст, устное высказывание, предъявленные на бумажных и электронных носителях). | |||||||||||||
Предметные | Знать: о фольклоре как источнике народной мудрости; жанры потешного фольклора | ||||||||||||
Уметь: выразительно петь простейшие песенки, декламировать потешки, скороговорки, небылицы, считалки; ориентироваться в пространстве, двигаться, соблюдая интервалы; играть в народные игры. |
0 баллов – действие отсутствует, обучающийся не понимает смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл – смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действия только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла – преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнять его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов – самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Список литературы для педагога
1.Педагогический опыт народных традиций . Псков 2003г.
2. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. М: 1997 г.
3. Периодическое издание «Музыкальный руководитель»
4. Фольклор и литература. Москва 1996.
5. Завуч начальной школы. Научно практический журнал.
6. Факультативная программа Русский фольклор. Автор Л.Л. Куприянова.
7. Детские музыкальные праздники. Камаева Т.Ю. 1994.
8. Баюшки-баю. Москва «Владос» 1995.
Список литературы для учащихся
1. Сборники русских народных сказок и .сказок народов мира
2. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: Начальная школа/сост. И.В.Клюхина-М: 2010
Электронные средства обучения.
Цифровые компакт – диски с фонограммами для музыкального центра:
- звуки родной природы;
- русский народный оркестр;
- русские народные танцы;
- обработка русских народных песен;
- фонохрестоматии «Музыка» В.В.Алеев;
- фонохрестоматии «Музыка» Е.Д. Критская;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Фольклор"
Внеурочная деятельность....
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Программа кружка Лепестки Фольклора
Рабочая программа кружка "лепестки фольклора" для 1-4 классов....
Программа внеурочной деятельности по фольклору
Программа и календарно-тематический план по изучению русского фольклора...
Конспект занятия по внеурочной деятельности « Фольклор. Жанры русской народной музыки»
Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности "Вокал" предназначен для учащихся 1-4 классов....
Обобщение педагогического опыта внеурочной деятельности "Фольклор"
Духовно-нравственное воспитание важнейший ключевой вопрос педагогики.От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России...
Дополнительная общеразвивающая программа «Башкирский детский фольклор»
ДЛЯ ДОП.ОБРАЗОВАНИЯ...