Обследование речи
тест по логопедии на тему
Авторская разработка логопеда МАОУ СОШ№ 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obsledovanie.pptx | 2.06 МБ |
praktikum_27_avgusta.docx | 10.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ЭТАП *Получение заявления от родителей с просьбой обследования его ребёнка специалистами школы. *Знакомство логопеда с условиями воспитания ребёнка, его психическими и физическими данными, начиная с первых месяцев жизни с целью получения представления о причинах, обусловивших тот или иной дефект. *Заполнение родителями анкеты, в которой содержатся вопросы о раннем речевом развитии ребёнка, о дошкольной логопедической и психоневрологической помощи, о том, что беспокоит родителей в речи ребёнка на сегодня.
2 ЭТАП. Диагностика речевого развития Требования к организации обследования: *Непринуждённая обстановка. *Интересная, необычная подача материала, побуждающая ребёнка к активной речевой деятельности и охотному выполнению задания. * Большинство заданий должно проходить в форме игры. *Наглядный материал должен быть разнообразным, красочным, с предметными и сюжетными картинками, контурными и заштрихованными изображениями предметов, букв, лабиринтами. *Словарные материалы в альбомах не должны повторяться, что позволяет в ходе обследования избежать повторения одних и тех же слов, выражений, фраз.
Последовательность обследования: 1.Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губы: толстые, тонкие, расщелина, шрамы, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы: частичная, полная, односторонняя, двухсторонняя; б) зубы: редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, неправильной формы, диастема, сверхкомплектность); в) прикус: прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, прямой, глубокий, односторонний или двухсторонний, перекрестный.
г) твердое нёбо (высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелина); д) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); е) язык : массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой; макроглоссия, микроглоссия языка, короткая, укороченная, толстая, утолщенная подъязычная связка, наличие послеоперационного узла; ё) маленький язычок: отсутствует, укорочен, раздвоен, свисает неподвижно на средней линии, отклоняется в сторону ; ж) голос (громкий, тихий, гнусавый, затухающий к концу фразы, норма);
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию) а) отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок; б) тонус (снижен, нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение); в) объем движений (полный, неполный); г ) темп выполнения (нормальный, быстрый, медленный); д) способность к переключению от одного движения к другому (плавный или толчкообразный, переход с лишними движениями, наличие синкинезий); е) тремор кончика языка при повторных движениях, неудержание позы, увеличение гиперкинезов или замедление темпа движений при повторных движениях, отклонение кончика языка при высовывании, гиперсаливация.
3. Исследование фонематического восприятия: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость — мягкость, свистящие — шипящие и т.д.: а) Повторение серий слогов из двух-трёх слогов, слов-паронимов; б) Фонематический анализ (исследуется состояние простых и сложных форм фонематического анализа (количественный, позиционный); в) Слоговой анализ и синтез (определить количество слогов в слове); г) Анализ состава предложения (определить количество, последовательность и место слов в предложении); д) Фонематический синтез (произнести слитно слово, произнесенное логопедом с паузами после каждого звука) и др. Вывод (например): наблюдается фонематическое недоразвитие: смешиваются оппозиционные группы звуков, неверно выделяются заданные звуки из слов, ошибочно подбираются слова на предлагаемый звук.
4. Исследование словарного запаса: Характеристика активного и пассивного словаря (объем словаря, точность употребления слов, соответствие словаря возрасту); крайне скуден, ограничен бытовой лексикой, не соответствует возрастному уровню; затруднён подбор синонимов, антонимов, обобщающих понятий; частое использование местоимений, междометий, слов-паразитов; употребляет слова в неправильном значении, путает похожие по смыслу слова.
5. Исследование грамматического строя речи (владение функцией словоизменения, словообразования, наличие аграмматизмов). затруднены процессы словообразования, словоизменения, употребления предлогов, сочетания различных слов; не согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяет ли слова по числам, родам, лицам; правильно ли согласовывает глаголы с существительными; нарушается ли структура предложений.
6. Связная речь общее звучание речи характеризуется монотонностью, невыразительностью; конструкция фразы примитивна, состоящая из простых нераспространенных предложений; перечисляет отдельные предметы без описания действий и качеств; в самостоятельных высказываниях пользуется простой структурой предложения; наблюдаются нарушения связи слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и другие отношения; нарушены основные показатели связности речи: последовательность, логичность, композиционная целостность высказывания.
наблюдается интонационная, логическая прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда - в неоправданном повторении одних и тех же слов; фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений; нет целостного видения сюжета, отвлекается на детали; фраза семантически бедная, слабо владеет навыком монологического высказывания; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой; события излагаются без обобщающей сюжетной линии, путем перечисления изображённого
7.Симптоматика заикания: речь сопровождается запинками, остановками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов; тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные; локализация судорог; дыхательные: инспираторные (возникающими в фазу вдоха); экспираторные (характеризующиеся резким внезапным выдохом); - голосовые: вокальные; смыкательные голосовые; дрожащий гортанный спазм; артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески; сложные лицевые судороги; в речи наблюдаются добавочные слова (эмболофазия), речевые уловки; отмечается наличие сопутствующих (содружественных) речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание); наблюдается страх речи (логофобия); проявление заикания: невротическое, неврозоподобное.
8.Чтение (способ чтения, скорость чтения, понимание прочитанного, характеристика ошибок) овладение навыком чтения: побуквенное, отрывистое, слоговое, плавное, с переходом на целые слова, целыми словами; понимание текста: полное понимание, недостаточно полное понимание общего содержания и деталей; недостатки чтения: пропуски, перестановки, вставки, недочитывание, плохо сливает слоги, повторения; отсутствие ориентации на знаки препинания во время чтения; недостаточная громкость и внятность при чтении; неправильное употребление логического ударения;
9.Письмо 6-7 лет: неспособны к письму, не умеют ориентироваться в тетради: выделить строку, обвести клетку, написать печатные буквы по опарным точкам и без них, сложить из разрезной азбуки знакомые слова, 1-4 кл.:не могут самостоятельно выделить в тетради клетку, не соблюдают строку, не дописывают элементы букв, иногда пишут буквы зеркально; предварительно не прочитывают слова перед списыванием, что приводит к ошибкам; испытывают трудности в звуковом анализе слова, не всегда различают начало и конец предложения; не понимают правила правописания, особенно безударных гласных, звонких и глухих согласных .
3 ЭТАП *Речевая карта и логопедические представления заполняются от руки. *Логопед знакомит родителей и классного руководителя с результатами диагностики. *На заседании школьного ПМП(к) специалистами обсуждаются результаты обследования всеми специалистами: педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, а также педагогическое представление классного руководителя в присутствии родителя (законного представителя). *Планируется индивидуальная программа коррекционного сопровождения учащегося. *При необходимости по решению школьного ПМП(к) готовятся документы на обследование специалистами городской ПМПК.
СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вам посмотреть небольшой видео ролик.
Малыш выразительно прочитал стихотворение о трагедии, но мы, взрослые, умиляемся его неправильному произношению.
К сожалению, так чаще всего, и бывает. И до поступления в школу у многих детей есть дефекты произношения.
А это только одна из причин дальнейших трудностей в обучении.
Давайте попробуем вместе с помощью заданий-тестов выяснить, какие же есть причины неуспеваемости учеников начальной школы по русскому языку и затем по результатам тестирования или диагностики определить программу коррекции устной и письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта для обследования речи старших школьников (4-6 класс)
Речевую карту могут использовать учителя-логопеды при обследовании речи старших школьников (4-6 класс) (разработана по методике Т.А. Фотековой)...
Технология обследования речи детей
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое кол...
Родителям для обследования речи ребенка перед школой
Рекомендации родителям...
Таблица для обследования речи обучающихся класса
С целью изучения обучающихся, постановки дифференцированного речевого диагноза и правильного определения содержания коррекционного воздействия необходимо провести развернутое обследование речевого раз...
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ
В данной статье рассматриваются цели, принципы и методы. используемые при обследовании речи детей....
Полный вариант методики обследования речи по Т. А. Фотековой
Описание методики....
Обследование речи детей
В работе раскрываются этапы основные этапы экспресс-диагностика первичного речевого обследования детей дошкольного и младшего щкольного возраста (преимущественно звукопроизносительной стороны речи)....