Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками
консультация по логопедии (1 класс) на тему
Для системной пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционной работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предложены рекомендации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_.doc | 639 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 154" г. Перми
Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками
Любой из нас пришёл на свет на этот
Творить добро, надеяться, любить,
Смеяться, плакать, но при всём при этом
Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.
Материал подготовлен
учителем – логопедом: Цыпуштановой К.С.
г. Пермь 2015
Для систематической пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционно-логопедической работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предлагаю различные разработки и памятки для родителей с рекомендациями.
Приложение № 1
Уважаемые родители!
- Создайте условия, благоприятные для общего и речевого развития: обеспечение полноценной речевой среды, проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию ребенка и коррекции недостатков.
- Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания. Занимайтесь ежедневно в доброжелательной форме, закрепляя пройденный материал с логопедом; следите за правильной артикуляцией данного звука.
- Вводите поставленные и закреплённые звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребёнка навык самоконтроля.
- Постепенно усложняйте требования к речи ребёнка.
- Учите наблюдать, слушать, рассуждать, чётко и ясно выражать свои мысли.
- Поддерживайте стремление ребёнка что-то выполнять самостоятельно.
- Закрепляйте двигательные умения, формировать навыки элементарного самообслуживания.
- Помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия Вас в коррекционной работе.
- Верьте в силы своего ребёнка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушения речи.
Последовательность (но не принудительность!), регулярность (не навязчивость!) занятий сделают Ваши усилия плодотворными.
Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности ребёнка могут помочь ему развиться гармонично.
Не забывайте радоваться успехами ребёнка, чаще хвалите его!
Приложение № 2
Упражнения для развития речи.
Каждый день зарядку делай - будет язычок умелым!
Эффективность упражнений, направленных на развитие речи зависит от соблюдения следующих условий:
- систематическое проведение речевых разминок;
- размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;
- вариативность упражнений;
- развитие и воспитание внимания.
Предлагаемые упражнения для речевого аппарата помогут в его укреплении.
Артикуляционные упражнения.
- Упражнение для губ.
«Лягушки улыбаются».
Растягиваем губы как можно шире. Упражнение сопровождается словами:
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
- Упражнение для губ.
«Хоботок».
Вытягивание губ вперед, имитируя хоботок. Сопровождается словами:
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
- Упражнение для губ.
«Лягушки и слонята».
Соединяем поочередно движения упражнений «Лягушки улыбаются» и «Хоботок». Сопровождается словами:
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.
- Упражнение для губ.
«Бублик».
Округлить губы, как бублик.
- Упражнение для губ.
«Улыбка».
Улыбнуться так, чтобы видны были все зубы.
- Упражнение для языка.
«Домик».
Рот это домик для язычка. У домика две двери (губы и зубы). Открываем первую дверь – губы, затем вторую – зубы. Язычок выглядывает и прячется. Темп увеличивается. Закрывается первая дверь – зубы, затем вторая – губы.
7. Упражнение для языка.
«Чищу зубы».
Удерживать язык за нижними и верхними зубами. Достать кончиком языка каждый зуб, как с внешней, так и с внутренней стороны. Упражнение сопровождается словами:
Чисти зубы, чисти зубы и снаружи и внутри, не болели, чтоб они.
- Упражнение для языка.
«Часики».
При открытом рте делаются движения кончиком языка от одного угла рта, к другому. Сопровождается словами:
Тик-так, тик-так часики стучат.
- Упражнение для языка.
«Гармошка».
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот – как растягиваются меха гармошки, так и растягивается подъязычная уздечка. Сопровождается словами:
На гармошке я играю, рот пошире открываю,
К небу язычок прижму, ниже челюсть отведу.
- Упражнение для языка.
«Грибок».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к небу, широко приоткрыть рот. Сопровождаем словами:
На лесной опушке, где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка, шляпа на макушке.
- Упражнения для языка.
«Маляр».
Улыбнуться, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад. Сопровождается словами:
Красить комнату пора, пригласили маляра.
Челюсть ниже отпускаем, маляру мы помогаем.
- Упражнение для языка.
«Лошадка».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сопровождается словами:
Я лошадка – серый бок (цок, цок), я копытцем постучу (цок, цок).
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
- Упражнение для языка.
«Качели».
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже с внутренней стороны и удерживать так от одного до пяти. Затем темп убыстряется. Сопровождается словами:
На качелях я качаюсь вверх – вниз, и все выше поднимаюсь, а потом вниз.
- Упражнение для языка.
«Язычок болтает».
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом увеличить темп и добавить голос, пока не послышится «бл». Сопровождается словами:
Язычок мой дружок, весело болбочет.
Малышата – индюшата, ножками топочут, весело болбочут.
- Упражнение для языка.
«Накажем язычок».
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пришлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти.
- Упражнение для языка.
«Чашечка». Сопровождается словами:
Язык широкий положи, а края приподними. Получилась пиала, округленная она.
В рот ее мы занесем и бока к губам прижмем.
- Упражнение для язычка.
«Птенчики».
Открыть рот. Язык в расслабленном состоянии лежит во рту. Имитируем птенцов, просящих есть.
- Упражнение для губ.
«Песенка самолета».
Набрать воздух, вытянуть губы и произносить на выдохе у-у-у, пока не закончится воздух.
- Упражнение для языка.
«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
- Упражнение для языка. «Трубочка». Свернуть язык в трубочку.
Работа со скороговорками.
Каждую скороговорку начинаем учить, проговаривая медленно. При этом сопровождаем движениями. Каждый раз темп проговаривания увеличивается. Следить за тем, чтобы скороговорка проговаривалась на одном дыхании. Целесообразно попросить детей попробовать угнаться за учителем, или за тем учеником, который научился проговаривать скороговорку быстро и без ошибок.
Движения:
- «Кулачки».
Вытянуть руки вперед. Сопровождаем проговаривание скороговорки, сжиманием кистей рук в кулачки. Ритм сжимания соответствует ритму произношения скороговорки.
- «Метроном».
Поднять руку так, чтобы локоть не касался парты. Под ритм произношения скороговорки покачиваем руку вправо, влево.
- «Загибание пальцев».
Указательным пальцем одной руки загибаем пальцы другой руки под ритм произношения скороговорки. Руки меняем.
- «Пианино».
Имитируем игру на пианино кончиками пальцев по парте.
- «Ручка».
Простукиваем ритм произношения скороговорки обратной стороной ручки или карандаша. Во избежание шума стучим по мягкой поверхности (по книге, или тетради).
- «Замок».
Складываем кисти обеих рук в замок. Под ритм произношения скороговорки поднимаем и опускаем пальцы рук.
- «Хлопки».
Прохлопать ритм скороговорки.
- «Массаж».
Делаем массаж кончиков пальцев одной руки пальцами другой по очереди.
- «Встреча».
Под ритм произношения скороговорки соединяем кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой.
- «Птичка».
Соединяем кончики пальцев одной руки вместе. Имитируем клюв птички.
- «Моем руки».
Имитируем движение мытья рук. Нажимаем на руки с силой.
Скороговорки.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Говори, говори, да не заговаривайся.
- На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
- Наш голова вашего голову переголовит, перевыголовит.
- Наш дуда и туда и сюда.
- Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
- На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
- Возле горки , на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…и т.д.
- Летят три пичужки, через три пусты избушки.
- В один, Клим, клин колоти.
- Каково волокно, таково и полотно.
- Клюет курка крупку, курит турка трубку.
- Либретто «Риголетто».
- Полили ли лилию, видели ли Лидию?
- Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
- Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
- Сшит колпак, связан колпак, да не по-колпаковски.
- Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все со сметаной и с творогом.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Три мыши поплоше несли по два гроша.
- У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
- На семерых сани, по семеро в сани.
- Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
- Ткет ткач ткани на платки Тане.
- Мама мыла Милу мылом.
- Осип охрип, Архип осип.
- Купи кипу пик.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
- Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши.
- Протокол про протокол протоколом запротоколирован.
- Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
- Из-под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
- Петр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу-пигалицу, понес по рынку, просил полтынку, подали пятак, а он и продал так.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Свинья тупорыла – весь двор перерыла.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха
- Не велика птица – синица, да умница.
- Молодец против овец, а против молодца сам как овца.
- Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.
- Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.
- Полчетверта четверика гороху без червоточинки.
- В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа, четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Шакал шагал, шакал скакал.
- Волки рыщут – пищу ищут.
- Ехал грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.
- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
- Три сороки - тараторки тараторили на горке.
- Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.
Приложение № 3
Логопед советует…
- Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и может быть причиной его неуспеваемости в школе.
- Речь ребёнка развивается путём подражания речи окружающих его людей. В связи с этим ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
- Первый образец речи для ребёнка - это речь его близких. Родители являются первыми учителями родного языка для своего ребёнка. Семья - первая школа.
- Без помощи родителей ребёнку трудно овладеть правильной речью. Разговаривайте с ребёнком. Выслушивайте его внимательно, не обрывайте, говорите и отвечайте на все его вопросы неторопливо, чётко, выразительно, средней силы голосом, правильно произносите звуки и слова - это поможет ребёнку скорее овладеть правильной речью.
- Не подражайте неправильной речи ребёнка, сами не навязывайте детям неправильных выдуманных слов. Не разговаривайте с ребёнком, используя слова - заменители типа « ням – ням» (кушать), «мяу» (кошка) и т.п., говорите сразу общепринятыми словами. Иначе Вы будете задерживать правильное речевое развитие ребёнка.
- При появлении речи у ребёнка старайтесь говорить с ним простыми словами, короткими фразами, с соблюдением пауз между словами и предложениями, тогда ребёнок, подражая Вашей речи, научится говорить правильно.
- Прививайте детям правильные речевые навыки, не допускайте быстрой речи у ребёнка. Неторопливая, чёткая, правильная, выразительная речь способствует правильному речевому развитию ребёнка.
- При чтении объясняйте ребёнку значения слов и выражений. При выборе литературы для чтения учитывайте возраст Вашего ребёнка и его особенности восприятия и эмоциональное состояние.
- Помните, что хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Поэтому старайтесь сделать Ваши занятия с ребёнком интересными и увлекательными.
- Поощряйте каждый правильный ответ ребёнка и будьте терпимы к его ошибкам. Не перегружайте ребёнка речевым материалом. Не предлагайте слишком много упражнений за один раз. Если Вы видите, что ребёнок устал, отвлекается, лучше отложите занятие.
- Артикуляционную же гимнастику выполнять ежедневно в течение 5-10 минут.
- Будьте терпеливы во время самостоятельной работы ребёнка в тетради. Если ребёнок затрудняется, никогда не выполняйте работу за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный или исправит Вашу ошибку. По истечении некоторого времени можно вернуться к заданию, которое вызвало затруднение.
- Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребёнком ролями.
- Доброе отношение, похвала, игровая форма занятий, соревновательный момент – всё это повысит интерес ребёнка к занятиям, а значит, возрастёт их результативность. Важно помнить: - когда звук в речи ребёнка ещё отсутствует либо дефектен, не стоит закреплять неправильное его произношение; - когда звук только, что поставлен или появился в речи ребёнка самостоятельно, ему нельзя давать двойную нагрузку, автоматизируются сразу два звука;
- когда ребёнок смешивает звуки, нужно автоматизировать их поочерёдно, затем приступать к дифференциации.
Приложение № 4
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЧИСТОГОВОРКИ
[л]
Ла-ла-ла - девочка спала. Ло-ло-ло - у сосны дупло. Лу-лу-лу - дайте мне пилу. Лы-лы-лы - чистые полы.
Ла-ла-ла- это пила. Ло-ло-ло- на улице тепло.
Ал-ал-ал - я иду в подвал. Ол-ол-ол - у осины ствол. Ул-ул-ул - вот высокий стул. Ил-ил-ил - дед на свете жил.
[л']
Ля-ля-ля - вот моя земля. Лё-лё-лё - ты скажи «аллё». Ле-ле-ле - тина на весле. Лю-лю-лю - стены побелю. Ли-ли-ли - мы козу пасли.
[р]
Ра-ра-ра - снежная гора. Ро-ро-ро - новое перо. Ру-ру-ру - ягод соберу. Ры-ры-ры - вьются комары.
Ар-ар-ар - тут живёт комар. Ор-ор-ор - на стене узор. Ур-ур-ур - не гоняйте кур. Ир-ир-ир - не война, а мир.
[р']
Ря-ря-ря - синие моря. Рю-рю-рю - я обед варю. Ри-ри-ри - светят фонари. Ре-ре-ре - дети на горе.
Арь-арь-арь - я хочу букварь. Орь-орь-орь - у Никиты корь. Ерь-ерь-ерь - постучите в дверь. Урь-урь-урь - не боимся бурь.
[ш]
Ша-ша-ша - Лена хороша. Шо-шо-шо - летом хорошо. Шу-шу-пгу - я тебе пишу. Ши-ши-ши - это малыши. Ше-ше-ше - ты мне по душе.
Аш-аш-аш - вот и домик наш. Ош-ош-ош - потеряли нож. Уш-уш-уш - вот холодный душ. Иш-иш-иш - почему молчишь? Еш-еш-еш - яблоки поешь.
Ша-ша-ша-ша-Наша Таня хороша. Шо-шо-шо-шо- и поет хорошо.
Шу-шу-шу-шу- поет песню малышу. Ши-ши-ши-ши- любят песни малыши.
Ша-ша-ша- пойте с нами не спеша. Шу-шу-шу-шу- поем песню малышу.
Ши-ши-ши- с нами пели камыши. Шо-шо-шо- получилось хорошо.
В каше - мошка. Спеши, кошка, есть из плошки кашу с мошкой. Тише, мыши! Кот на крыше! Зашумите - он услышит! Шапка да шубка - вот и наш Мишутка. Я по камушкам пошёл, шубу шёлкову нашел. Шапкой Миша шишку сшиб. В шалаше шесть шалунов. Надели Паше галоши и гамаши. Пишу шутки для Дашутки и Мишутки. Шила шубку - сшила юбку. Шила шапку - сшила тапку.
Хороша швея Наташа!
[ж]
Жа-жа-жа - ходят два ежа. Жа-жа-жа- есть иголки у ежа;
Жо-жо-жо - выйду на лужок. Жу-жу-жу - ленту повяжу. Жи-жи-жи - у меня ножи.
Жа-жа-жа-жа- есть иголки у ежа. Жи-жи-жи-жи- но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу- нитки не нужны ежу. Же-же-же-же- это песня о еже.
Жук на жердочке сидит, песню звонкую жужжит:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Жу-Жу, жу-жу, жу-жу-жу».
Взялся уж жуку подпеть, да умеет лишь шипеть.
Спеть хотел он: жу-жу-жу, получилось: шу-шу-шу.
Мы режем, режем, режем, бумагу всю изрежем,
Вырежем жука — желтые бока.
И как станет жук жужжать, все должны мы убежать!
Жжжжжжжжж…
Жук жужжал: Жу-жу, жу-жу,
Я жилетку закажу, желто-чёрную жилетку,
Жу-жу-жу, как у пчелы, жаль, что мне мои жилетки,
Жу-жу-жу, уже малы! Жалко жабу на лужайке
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Ежу на ужин мышонок нужен.
Жук летает над лужком. Он устал ходить пешком. Жук упал, и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.
В живом уголке жили ужи и ежи. Ёжику нужен жук на ужин.
Над Жорой жук, жужжа, кружит.
От страха Жора весь дрожит.
[ч]
Ча-ча-ча - локон у плеча. Ча-ча-ча- горит в комнате свеча Чо-чо-чо - левое плечо. Чу-чу-чу - сока я хочу.
Чи-чи-чи - новые ключи. Че-че-че - лямка на плече. Ач-ач-ач - ходит птица грач. Оч-оч-оч - вот у мамы дочь. Уч-уч-уч - виден яркий луч. Еч-еч-еч - вот огромный меч.
[щ']
Ща-ща-ща - я поймал леща. Щё-щё-щё - проиграй ещё. Щу-щу-щу - я тебя ищу. Щи-щи-щи - ты меня ищи. Ще-ще-ще - дырка на плаще.
Ащ-ащ-ащ - я надену плащ. Ощ-ощ-ощ - на болоте хвощ. Ещ-ещ-ещ - подплывает лещ. Ущ-ущ-ущ - вот зелёный плющ.
[с]
Са-са-са - вот летит оса. Со-со-со - катим колесо. Су-су-су - я коня пасу. Сы-сы-сы - длинные усы. Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Сони колесо.
Ас-ас-ас - мы купили квас. Ос-ос-ос - любопытный нос. Ус-ус-ус - у Лены много бус. Ис-ис-ис - я играл на бис.
[с']
Ся-ся-ся - вот морковка вся. Си-си-си - в тине караси. Се-се-се - волк идёт к лисе. Сё-сё-сё - вот и лето всё. Ась-ась-ась - вот уплыл карась. Ось-ось-ось - у болота лось.
[з]
За-за-за - белая коза. За-за-за - вот идет коза.
Зо-зо-зо - вот идёт бизон. Зу-зу-зу - мы ведём козу. Зы-зы-зы - молоко козы.
[ц]
Ца-ца-ца - белая овца. Цо-цо-цо - милое лицо. Цы-цы-цы - ели огурцы. Це-це-це - брови на лице.
Ец-ец-ец - вот поёт певец. Ац-ац-ац - вот какой матрац. Иц-иц-иц - мы покормим птиц.
Уважаемые родители! Желаю Вашим деткам успехов в учебе, а Вам терпения и понимания!
Приложение № 5 Пальчиковая гимнастика
Дружно в пальчики играем, речь успешно развиваем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение мотивации к коррекции речевых недостатков у детей в условиях школьного логопункта"
Презентация разработана для выступления на педагогическом совете школы в рамках обмена опытом....
Рекомендации родителям детей с речевыми недостатками.
Для системной пропаганды логопедических занятий, приобщения родителей к коррекционно-логопедической работе по развитию правильных речевых навыков ребенка предложены различные разработки и памятки ...
"Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму"
Выступление на родительском собрании в 1 классе....
Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению. Каждый родитель с н...
Причины возникновения речевых недостатков у детей
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, а также внешние условия окру...
Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».
Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....