КАК ПОДГОТОВИТЬ К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ.
статья по логопедии по теме

Закирова Наталия Сайдуллаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПОДГОТОВИТЬ

 К ШКОЛЕ РЕБЕНКА

С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ.

   

Один из результатов неготовности к школьному обучению проявляется уже   при первых попытках первоклассника писать под диктовку. Здесь мы  столкнемся с нелепыми ошибками, увидим:

пропуски букв и слогов в словах из 5 – 6 букв (баки вместо банки, дево вместо дерево);

перестановки букв (вместо все - све);

замену букв (кабуста, заяс, ключок).

                    Многие дети не чувствуют границ слов в предложениях и могут написать слитно 2 – 3 слова, часто слитно с существительными пишут предлоги, Иногда написанное под диктовку представляет собой сложный набор букв, который не позволяет понять смысл высказывания.

Чем это объяснить и как предупредить трудности овладения звуко – буквенным анализом слова?

           Корни трудностей овладения структурой слова и фразы лежат в том, что ребенок до 5 – 6 лет слышит слова и фразы как нечто единое: слухоречевая память помогает ему имитировать речь взрослых. Кроме того, трудности объясняются и тем, что некоторые дети к 5 – 6 годам не освоили правильное произношение многих звуков родного языка. У детей может наблюдаться неверное, нечеткое произношение не только звуков р и л, но и большинства шипящих и свистящих звуков, отсутствие либо твердых, либо мягких вариантов этих звуков, отсутствие звонких согласных (б, в, д, ж, з, г).

                  Причин возникновения дефектов произношения так же много: нечеткая речь родителей, ослабленность детей из-за частых заболеваний ушей и носоглотки, переучивание детей с признаками левшества с левой руки на правую, которое нередко приводит к задержке речевого развития в целом. К тяжелым нарушениям речи приводят органические поражения центральной нервной системы во внутриутробном или раннем возрасте. А в результате ребенок, как говорит, так слышит и пишет.

                    Что же делать родителям еще до школы? Если у ребенка заметны трудности в произношении звуков, их должен исправить логопед. Дети с исправленным произношением, как правило, успешно учатся в школе: у них в результате логопедических занятий рано развивается звуко – буквенный анализ состава слова, обогащается и активизируется словарь, исчезают грамматические погрешности. Неумелое же исправление родителями у ребенка звуков приводит к еще большим изменениям в худшую сторону.

                     Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он научился схематично рисовать солнышко, домик, ёлку, машину и другие предметы, умел их размещать на листе бумаги. Затем необходимо научить ребенка заштриховывать цветными карандашами простейшие геометрические фигуры и орнаменты из них. Элементы орнамента должны быть крупными, не менее 2 – 3 см в высоту и 6 – 7 в длину. Сначала штрихи будут выходить за границы квадрата, треугольника или круга. Надо показать ребенку, что начинать работу надо не от центра фигуры, а от боковых линий, увеличивая и уменьшая длину штрихов. После этого можно обратиться к книжкам – раскраскам. Воспитание аккуратности в штриховке и раскрашивании приведет к свободному владению карандашом и облегчит ребенку в будущем написание прописных букв в школе.

                        Следите за чистотой своего произношения. Ребенок, подражая нечеткой речи родителей, закрепляет своё уже неправильное произношение. Очень важно учить детей “выступать перед зрителями”. Это могут быть члены вашей семьи, либо просто знакомые. Ребенок может петь песни и читать стихи, что развивает память, уверенность в себе и позволяет предупредить у него возникновение страха перед классом или учительницей. Организовывать такие выступления можно в конце 4-го года жизни ребенка, а иногда и раньше.

                     Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры: лото по классификации различных предметов обихода, животных, транспорта, а также игры, развивающие познавательную деятельность (внимание, память, мышление) с речевым сопровождением. В ходе игр необходимо побуждать ребенка рассказывать о своих действиях, объясняя их (“Почему ты взял эту картинку?”), учить находить сходства и различия предметов (“Чем похожи коза и корова?”, “Чем различаются автобус и троллейбус?”). Во время этих игр возрастает активный словарь ребенка, расширяется его кругозор, голос становится более уверенным, ребенок учится подчиняться правилам игры. В 5 – 6 можно проводить веселую игру на внимание и вычленение слова из фразы на слух. Вы задаете ребенку вопрос: что летает? Муха, птичка, самолет и т.д. (рука поднята - да), дом (рука опущена). Часто рука нечаянно взлетает вверх. Это смешно, и ребенок учится быть внимательным, не спешить с ответом. В этом же возрасте пора учить ребенка не только делить слова на слоги, хлопая в ладоши, но и считать, сколько сделано хлопков, т.е. сколько слогов в слове. Еще раньше, в возрасте 4 – 5 лет вы можете помочь ребенку слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего детям выделять из слова гласные а, о, у, и, которые легко произносятся и напеваются в разных мелодиях. Четкое напевание с переходом от одного звука к другому может подкрепляться показом буквы. Четкое артикулирование гласных является хорошей гимнастикой для мышц губ: ребенок осознает связь движения с произносимым звуком и буквой. С 5 желательно перейти к утрированному (напряженному) произнесению хорошо произносимых всеми детьми звуков: м, п, б, д, т, н. Одновременно с произнесением звука ребенку демонстрируется буква. Хорошо использовать азбуки – раскраски, где дети заштрихуют или раскрасят букву (гласную – красным карандашом, согласную - синим), а также картинку рядом, название которой начинается на этот звук. Эта же картинка может стать подсказкой в случае, если ребенок забудет букву. Называя картинку, учите ребенка выделять 1-й звук слова: ножницы – н, значит рядом буква н.

                     Называйте букву, как звук – н (не “эн”), иначе у ребенка могут возникнуть трудности при чтении. Запомнив несколько букв, дети могут начинать читать слоги с ними: ам, ом, ум, ма и т.д.

                  Можно предложить ребенку вспомнить слово на заданный звук, определить, есть ли этот звук в словах, которые вы называете, услышать 1-й (затем последний) звук в слове и показать (или написать) соответствующую букву. Такие занятия надо проводить эпизодически и за столом, читая слова и слоги по тетради, и во время прогулок, находя вокруг названия предметов на тот или иной звук. Постепенно можно перейти к изолированному восприятию на слух звуков с, з, ш, ж, л, р, с чтением слогов и коротких слов. Дети не всегда знают, с какого конца начинается слово, поэтому советую вам 1-ю букву слова выделить. Для домашних занятий ребенку необходима касса букв, чтобы он учился складывать сначала слоги, а затем слова из 3 – 4 букв. Это могут быть имена членов семьи, отгадки к загадкам:

 Нет моей походки тише, и меня боятся мыши.

 Под водой живет народ, ходит задом наперед. И др.

                        К пяти годам пора купить ребенку и букварь для дошкольников (“азбуку”), по-новому подойти к сюжетным картинкам, составляя по вопросам фразы из 3 – 5 слов:

     кто? что делает? куда? зачем? сколько? кому?

Так ребенок к 6–ти годам учится употреблять различные формы слов, слышать предлог, обозначать его с помощью азбуки отдельно от существительного.

                           Особенной подготовки к школе заслуживает умение ребенка пересказать по вопросам, а затем самостоятельно, сказку, небольшой хорошо знакомый рассказ, содержание мультфильма с обязательным употреблением имен героев сказки, упоминанием места, где происходит действие. Желательно, чтобы ребенок при этом не размахивал руками (“Он его! А тот его!”), а вместе с вами подумал и, не торопясь, отвечал на наводящие вопросы.

                            Важно помнить, что речь ребенка развивается в процессе общения, поэтому нельзя заменять ребенку живое общение с близкими людьми просмотром передач по телевизору. Необходимо каждый день интересоваться успехами ребенка: “Что интересного произошло за день? Что нового ты узнал? Что особенно запомнилось?”, поощрять его речевую активность, обсуждать планы на будущее, выслушивать его пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматического строя речи у младших школьников с речевыми недостатками на материале родственных слов

В коррекции и формировании лексико - грамматической стороны речи у детей с речевыми нарушениями  особенно большую роль играет установление родственных связей между однокоренными словами. Целесооб...

«Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»

Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей ...

"Повышение мотивации к коррекции речевых недостатков у детей в условиях школьного логопункта"

Презентация разработана для выступления на педагогическом совете школы в рамках обмена опытом....

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.  Каждый родитель с н...

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....