Логопедическое занятие с элементами ФГОС: "Постановка звука Р"
опыты и эксперименты по логопедии (2 класс) на тему
Данное открытое занятие было проведено мной в феврале 2015 года, где я участвовала в общешкольном педагогическом конкурсе "Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второе поколение". Это занятие мне принесло победу в наминации "Открытый урок".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 399.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Постановка звука [р]
Продолжительность: 40 минут.
Тип: групповое.
Вид: занятие по формированию звукопроизношения у детей 2 класса НВОНР.
Цели:
* развитие артикуляционной моторики и орального праксиса;
* формирование зрительно-пространственных и пространственно-временных отношений;
* развитие слухо-речевой памяти;
* развитие фонематического восприятия;
* активизация словаря признаков;
* развитие зрительно-пространственных представлений;
* развитие темпо-ритмической стороны речи;
* формирование умения менять силу голоса.
Задачи:
Коррекционно -образовательная:
Обогащение словарного запаса по теме:
Коррекционно-развивающие:
- Упражнять учащихся в четком произношении звука [р], с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.
- Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза слов.
- Активизировать, обогащать и уточнять словарный запас
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес, формировать положительную учебную мотивацию через беседу.
Вид занятия: коррекционно-развивающее.
Оборудование:
зеркала; карточки-подсказки с артикуляционной гимнастикой; карандаши,
I. Организационный момент.
1. Создание эмоционально-положительного фона урока
(в кругу на ковре).
– Ребята! С каким настроение пришли на занятие?
-Покажите смайлик (дети показывают веселый или добрый смайл)
-Давайте встанем в круг, протянем ладони соседу и поделимся теплом друг другу. Улыбнемся, пожелаем удачи!
Правило речи: Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре | Громко, четко, говорим И никогда мы не спешим! |
-Присаживаемся на свои места.
II. Актуализация и постановка проблемы.
1. Деятельность логопеда.
-Ребята, к нам в гости пришел робот Рома
-Как вы думаете, зачем он к нам пришел?
-Вы для чего пришли на занятие, для какой цели?
(научиться произносить правильно звуки)
-Тогда и Рома для чего пришел сюда?
(тоже научиться выговаривать звуки)
-Совершенно правильно, мы ему своим примером покажем, что…?
(что мы умеем трудиться и заниматься)
-А теперь прослушайте стихотворение и скажите, какой звук я выделяла четче всех?
Здравствуй, Робот, | Не пора ли тебе |
(звук Р)
-молодцы, звук Р. Вы слышите, что еще ваш звук не очень четко произносится.
-Как вы думаете, какая тема занятия будет?
(постановка звука Р)
-Для чего нам это надо?(четко произносить звук)
-какая тогда задача стоит перед нами?
(научиться выговаривать звук)
- А что мы делаем, чтобы наш язычок нас слушался?
( гимнастику для языка)
-Согласна
-Мы покажем нашему гостю все упражнения, которые ему пригодятся.
- Артикуляционная гимнастика
-Подставили ближе зеркала и начинаем наши упражнения
(слайды гимнастики)
- Лошадка
- Вкусное варенье
- Маляр
- Чашечка
- Фокус
- Грибок
- Качели
- Сорока
- Анализ артикуляции
- Ну вот наш язычок и размялся немного.
-А давайте мы расскажем про звук [р], что о нем знаем.
-Какой это звук(согласный, звонкий, твердый, дрожащий и обозначается синим цветом)
- Правильное произношение звука [р]:
-Еще раз уточняю вам правильность звука [р]в речи.
1. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
-Я сейчас пройду и поработаю с вашим языком, будем отрабатывать звук [р]
(я при помощи механического воздействия ставлю звук)
- Постановка звука Р
-Для того, чтобы четко научиться произносить звук [р], вам поможет волшебные палочки и отрабатываем самостоятельно звук.
(ватные палочки берут дети и делают упражнения под языком)
III. Самостоятельное применения знания.
- Закрепление произношения изолированного звука [P] в слогах.
-Итак, для того, чтобы закрепить наш звук, мы сейчас свами поиграем в игру «ПОМОГИ ГРУЗОВИКУ ДОЕХАТЬ ДО ГАРАЖА».
Нужно вести пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «заводить мотор» долго, без остановок.
-Ребята, я вам покажу как надо правильно делать это упражнение, я-образец.
-А вы делаете это каждый сам, потом проверяете друг у друга и в итоге, показываете правильность задания мне.
- Физкультминутка. Координация речи с движением
-Повторяем за мной движения
Робот
Стоит робот на дороге, | Дети стоят, ноги на ширине плеч |
У него не гнутся ноги, | Покачались с одной ноги на другую |
Может он махать руками, | Машут руками |
Может он моргать глазами, | Моргают глазами |
Может головой кивать, | головой кивают |
Раз, два, три, четыре, пять. | Маршируют на месте |
-Молодцы, показали Роме, как мы двигаемся.
- Пальчиковая гимнастка.
- Ну а теперь поработают наши пальчики
- Кинезиологические упражнения
- Работа с сыпучим материалом(манка)
- «Бутылечки» (пипетка+бутылек с водой)
- «Самый ловкий» (бусинки+щипчики)
- Формирование фонематического восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов.
- ИГРА «УГАДАЙ,ЧТО ЭТО ЗА ЗВУК».
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами.
- ИГРА «ШУМНЫЕ КОРОБОЧКИ».
В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию вашей коробочки. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую.
- Индивидуальная работа с последующей самопроверкой.
Игры на развитие фонематического восприятия (звуки, слоги)
- ИГРА «ПОЙМАЙ НУЖНЫЙ ЗВУК».
-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Р].
звуковой ряд: З – П – Р – Т – С – Н – Р – С – Ш – Р - Г
- ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!»(свистульки)
-Я называю слова, а вы, как услышите звук Р, свистите в свистульки
Ракета, планета, звезды, руки, космонавт, Рома, луна, робот.
- ИГРА «НАЙДИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [Р]».
Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать:
в каких словах есть звук [Р].
- ИГРА «НАЙДИ БУКВУ Р»
-А теперь закрытыми глазами будем искать нашу букву Р
(дети на ощупь вытягивают из мешочка буквы и распознают их)
IV. Итог занятия
Рефлексия
Смысловая рефлексия занятия:
- Какой тема занятия была?
-Какие задачи стояли перед нами?
-Мы достигли этой цели?
-Что мы для этого делали?
- Какой звук училась произносить?
Эмоциональная рефлексия занятия:
– Что понравилось вам больше всего?
– Что не понравилось?
– Что было самое трудное?
- оцените свои старания по ступеням:
3 ст – старался и все получилось
2 ст- старался,но не все получилось
1 ст-не очень старался
-Выразите свое отношение к занятию. Возьмите тот смайлик, какое у вас сейчас настроение и поставьте на ту ступень, которую сами заслужили!
V. Домашнее задание:
Задание 1 – Р
карточки
кар | дар | жар | пар | шар | базар |
загар | комар | Макар | самовар | пожар | бор |
хор | сор | двор | забор | мотор | помидор |
топор | мухомор | бур | шнур | сыр | бобёр |
шофёр | ковёр | боксёр | монтёр | шахтёр | костёр |
офицер | мир | пир | тир | кефир | мундир |
командир | пассажир | повар | сахар | веер | ветер |
вечер | катер | мастер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по теме "Буква З, звуки [з],[зь]"
На данном занятии ребята учатся различать звуки [з ] - [з’] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.Задачи:развивать фонематическое восприятие;формир...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-198567-1409055162.jpg)
Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме: «Дифференциация букв и – у».
В ходе интегрированного логопедического занятия дети учатся различать кинетически и оптически сходные буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях. тексте путём выработки чёчкой зрительно - мото...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/18/picture-216657-1384766698.jpg)
Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"
Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс....
Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Звук и буква Ц
Форма занятия: фронтальное для учащихся с ФФНР.Продолжительность занятия: 30 минут.Дата проведения: 15.04.2013Учитель-логопед: Жигайло А.В. Класс: 1 Тема: звук и буква...
Логопедическое занятие в 3 классе "Диффернциация звуков и букв С-Ш"
Презентация логопедического занятия в 3 классе "Дифференциация звуков и букв С-Ш"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/04/picture-1016735-1685887111.jpg)
Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами театрализации «Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р» для детей с ОВЗ ЗПР
Цели:Коррекционные:Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза, просодические компоненты речи, артикуляционную и тонкую мот...
![](/sites/default/files/pictures/2024/04/22/picture-1320215-1713816521.jpg)
Конспект логопедического занятия на тему: "Буквы и звуки.Гласные и согласные звуки."
Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения....