Логопедическое занятие с элементами ФГОС: "Постановка звука Р"
опыты и эксперименты по логопедии (2 класс) на тему

Белостоцкая Елена Владимировна

Данное открытое занятие было проведено мной в феврале 2015 года, где я участвовала в общешкольном педагогическом конкурсе "Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второе поколение". Это занятие мне принесло победу в наминации "Открытый урок".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.konspekt_zanyatiya.docx399.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Постановка звука [р]

Продолжительность: 40 минут.

Тип: групповое.

Вид: занятие по формированию звукопроизношения у детей 2 класса НВОНР.

Цели: 

* развитие артикуляционной моторики и орального праксиса;

* формирование зрительно-пространственных  и пространственно-временных отношений;

* развитие слухо-речевой памяти;

* развитие фонематического восприятия;

* активизация словаря признаков;

* развитие зрительно-пространственных представлений;

* развитие темпо-ритмической стороны речи;

* формирование умения менять силу голоса.

Задачи:

Коррекционно -образовательная:

Обогащение словарного запаса по теме:

Коррекционно-развивающие:

  1. Упражнять учащихся в четком произношении звука   [р],  с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции.
  2. Совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-слогового анализа и синтеза слов.
  3. Активизировать, обогащать и уточнять словарный запас

Коррекционно - воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, формировать положительную учебную мотивацию через беседу.

Вид занятия: коррекционно-развивающее.

Оборудование: 

зеркала; карточки-подсказки с артикуляционной гимнастикой; карандаши,

I.  Организационный момент.

1. Создание эмоционально-положительного фона урока

(в кругу на ковре).

– Ребята! С каким настроение пришли на занятие?

-Покажите смайлик (дети показывают веселый или добрый смайл)

-Давайте встанем в круг, протянем ладони соседу и поделимся теплом друг другу. Улыбнемся, пожелаем удачи!

Правило речи:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Громко, четко, говорим

И никогда мы не спешим!

                                 -Присаживаемся на свои места.

II.  Актуализация и постановка проблемы.

1. Деятельность логопеда

-Ребята, к нам в гости пришел робот Рома

 физминутки для детей робот

-Как вы думаете, зачем он к нам пришел?

-Вы для чего пришли на занятие, для какой цели?

(научиться произносить правильно звуки)

-Тогда и Рома для чего пришел сюда?

(тоже научиться выговаривать звуки)

-Совершенно правильно, мы ему своим примером покажем, что…?

(что мы умеем трудиться и заниматься)

-А теперь прослушайте стихотворение и скажите, какой звук я выделяла четче всех?

Здравствуй, Робот, 
Приятель железный! 
Не устал ли ты, 
Друг мой любезный? 

Не пора ли тебе 
На часок 
Прогуляться 
На речку, 
В лесок? 

Не пора ли тебе 
Прогуляться, 
На траве, на песке 
Поваляться? 

Если будет свободное время, 
Приходи и попрыгай со всеми! 
Ни за что 
Мы с тобой не поссоримся, 
А сыграем в футбол 
И поборемся!

(звук Р)

-молодцы, звук Р. Вы слышите, что еще ваш звук не очень четко произносится.

-Как вы думаете, какая тема занятия будет?

(постановка звука Р)

-Для чего нам это надо?(четко произносить звук)

-какая тогда задача стоит перед нами?

(научиться выговаривать звук)

- А что мы делаем, чтобы наш язычок нас слушался?

( гимнастику для языка)

-Согласна

-Мы покажем нашему гостю все упражнения, которые ему пригодятся.

  1. Артикуляционная гимнастика

-Подставили ближе зеркала и начинаем наши упражнения

(слайды гимнастики)

  • Лошадка
  • Вкусное варенье
  • Маляр
  • Чашечка
  • Фокус
  • Грибок
  • Качели
  • Сорока

  1. Анализ  артикуляции

- Ну вот наш язычок и размялся немного.

-А давайте мы расскажем про звук [р], что о нем знаем.

-Какой это звук(согласный, звонкий, твердый, дрожащий и обозначается синим цветом)

  1. Правильное произношение звука [р]:

-Еще раз уточняю вам правильность звука [р]в речи.

1. зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
3. кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
4. посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;

кончик языка начинает вибрировать
-Я сейчас пройду и поработаю с вашим языком, будем отрабатывать звук [р]

(я при помощи механического воздействия ставлю звук)

  1. Постановка звука Р

-Для того, чтобы четко научиться произносить звук [р], вам поможет волшебные палочки и отрабатываем самостоятельно звук.

(ватные палочки берут дети и делают упражнения под языком)

III.    Самостоятельное применения знания.

  1. Закрепление произношения изолированного звука [P] в слогах.

-Итак, для того, чтобы закрепить наш звук, мы сейчас  свами поиграем в игру «ПОМОГИ ГРУЗОВИКУ ДОЕХАТЬ ДО ГАРАЖА».

Нужно вести пальчиком поочерёдно по каждой дорожке и «заводить мотор» долго, без остановок.

-Ребята, я вам покажу как надо правильно делать это упражнение, я-образец.

-А вы делаете это каждый сам, потом проверяете друг у друга и в итоге, показываете правильность задания мне.

Рисунок4.jpg

  1. Физкультминутка.  Координация речи с движением 

-Повторяем за мной движения

Робот

Стоит робот на дороге,

Дети стоят, ноги на ширине плеч

У него не гнутся ноги,

Покачались с одной ноги на другую

Может он махать руками,

Машут руками

Может он моргать глазами,

Моргают глазами

Может головой кивать,

головой кивают

Раз, два, три, четыре, пять.

Маршируют на месте

-Молодцы, показали Роме, как мы двигаемся.

  1. Пальчиковая гимнастка.

- Ну а теперь поработают наши пальчики

  • Кинезиологические упражнения
  • Работа с сыпучим материалом(манка)
  • «Бутылечки» (пипетка+бутылек с водой)
  • «Самый ловкий» (бусинки+щипчики)
  1. Формирование фонематического  восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов.
  • ИГРА  «УГАДАЙ,ЧТО  ЭТО  ЗА  ЗВУК».
     Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с закрытыми глазами.
  •  ИГРА  «ШУМНЫЕ  КОРОБОЧКИ». 
    В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, пуговицы и т.д. Ребёнок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию вашей коробочки. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них аналогично звучащую.
  1. Индивидуальная работа с последующей самопроверкой.

Игры на развитие фонематического восприятия (звуки, слоги)

  • ИГРА  «ПОЙМАЙ  НУЖНЫЙ  ЗВУК».

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [Р].  

звуковой ряд:  З – П – Р – Т – С – Н – Р – С – Ш – Р - Г

  • ИГРА  «НЕ  ОШИБИСЬ!»(свистульки)

-Я называю слова, а вы, как услышите звук Р, свистите в свистульки

Ракета, планета, звезды, руки, космонавт, Рома, луна, робот.

  • ИГРА «НАЙДИ СЛОВА СО ЗВУКОМ [Р]».

Детям предлагается посмотреть на картинку и сказать:

в каких словах  есть звук [Р].

naydi-slova-na-bukvu-R - копия.jpg

  • ИГРА «НАЙДИ БУКВУ Р»

-А теперь закрытыми глазами будем искать нашу букву Р

(дети на ощупь вытягивают из мешочка буквы и распознают их)

IV.  Итог занятия

Рефлексия

Смысловая рефлексия занятия:

- Какой тема занятия была?

-Какие задачи стояли перед нами?

-Мы достигли этой цели?

-Что мы для этого делали?

- Какой звук училась произносить?

Эмоциональная рефлексия занятия:

– Что понравилось вам больше всего?

– Что не понравилось?

– Что было самое трудное?

- оцените свои старания по ступеням:

                                                     

                                                3 ст – старался и все получилось

2 ст- старался,но не все получилось

1 ст-не очень старался

-Выразите свое отношение к занятию. Возьмите тот смайлик, какое у вас сейчас настроение и поставьте на ту ступень, которую сами заслужили!

V.  Домашнее задание:  

Задание 1 – Р

карточки

кар

дар

жар

пар

шар

базар

загар

комар

Макар

самовар

пожар

бор

хор

сор

двор

забор

мотор

помидор

топор

мухомор

бур

шнур

сыр

бобёр

шофёр

ковёр

боксёр

монтёр

шахтёр

костёр

офицер

мир

пир

тир

кефир

мундир

командир

пассажир

повар

сахар

веер

ветер

вечер

катер

мастер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме "Буква З, звуки [з],[зь]"

На данном занятии ребята учатся различать звуки [з ] - [з’] изолированно, в слогах, словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.Задачи:развивать фонематическое восприятие;формир...

Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме: «Дифференциация букв и – у».

В ходе интегрированного логопедического занятия дети учатся различать кинетически и оптически сходные буквы изолированно, в слогах, словах, предложениях. тексте путём выработки чёчкой зрительно - мото...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в страну Глухих звуков"

Конспект подгруппового логопедического занятия по звукобуквенному анализу слов. 1 класс....

Фронтальное логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Звук и буква Ц

Форма занятия: фронтальное  для учащихся с ФФНР.Продолжительность занятия: 30 минут.Дата проведения: 15.04.2013Учитель-логопед: Жигайло А.В.  Класс: 1  Тема: звук и буква...

Логопедическое занятие в 3 классе "Диффернциация звуков и букв С-Ш"

Презентация логопедического занятия в 3 классе "Дифференциация звуков и букв С-Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия с элементами театрализации «Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р» для детей с ОВЗ ЗПР

Цели:Коррекционные:Продолжать автоматизировать звук [Р] в слогах, словах, предложениях, совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза, просодические компоненты речи, артикуляционную и тонкую мот...

Конспект логопедического занятия на тему: "Буквы и звуки.Гласные и согласные звуки."

Профилактика  и коррекция  нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения....