Нелюбовь к чтению как диагноз.
консультация по логопедии (1 класс) на тему

 Тихонова Н.И. учитель-логопед, г.  Новосибирск, МБДОУ д/с 333

Дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения.

 Истоки проблемы
Как помочь?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nelyubov_k_chteniyu_kak_diagnoz._.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Нелюбовь к чтению как диагноз. 

От 5 до 10% российских детей страдают дислексией.

Дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения. К сожалению, чаще всего ребенок, страдающий дислексией, в школе получает клеймо «отсталый» и, тратя на обучение гораздо больше сил и времени, вынужден ходить в двоечниках-троечниках. Тем более что во многих случаях диагноз «дислексия» ставится слишком поздно или не ставится совсем. 


Истоки проблемы 

История изучения дислексии насчитывает уже более 100 лет. Этой проблеме посвящены сотни тысяч книг. И все же до сих пор дислексики и их родители остаются один на один со своими проблемами, сталкиваясь со стандартной системой школьного образования, которая год от года становится все интенсивнее. При этом письмо и чтение являются основными способами получения учебной информации и играют ведущую роль как в процессе усвоения знания, так, соответственно, и в успешности ученика.

По данным российских исследователей, количество учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении в результате неспособности овладеть навыками письма и чтения, достигает 20%. Дисграфические и дислексические ошибки довольно часто встречаются и у старшеклассников. Сегодня можно говорить о том, что проблема нарушений письма и чтения у детей является наиболее актуальным вопросом не только логопедии, но и всей системы образования в целом.

Выделяют несколько форм дислексии. Фонетическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы и звуко-буквенного анализа. Семантическая дислексия проявляется в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения букв, их недифференцированных заменах. Оптическая дислексия – это трудности усвоения и смешения графически сходных букв.

Иногда выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении букв, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Также существует тактильная дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. И, наконец, алексия как полная неспособность овладения процессом чтения.

Причины дислексии разнообразны, и в большинстве случаев она является следствием множества факторов. Более чем в половине случаев у дислексика обнаруживается наследственная отягощенность. Как специфическая, т. е. наличие дислексии у кого-либо из родственников (26%), так и неспецифическая, т. е. различные трудности обучения и психические заболевания у кого-либо из родных (34%). У подавляющего большинства (85%) также в анамнезе так называемые экзогенные вредности в анте-, пери- и постнатальном периоде, то есть различного рода неблагоприятные факторы в период зачатия, развития плода и в младенчестве. К факторам, влияющим на формирование навыка речи, также относятся история обучения ребенка и профессионализм учителя. Имеется в виду то, что у ребенка с предрасположенностью к дислексии при адекватном обучении и профессиональном педагоге болезнь может остаться в латентном состоянии.


Я – дислексик 

По различным данным, страдают дислексией от 5 до 10% российских школьников. Надо отметить, что почти всегда одним из последствий дислексии становится и дисграфия (нарушения письма). Дислексией чаще страдают мальчики, соотношение примерно 4,5 к 1. Интересно, что количество дислексиков в разных странах сильно различается. В англоязычных странах, например, 10 – 15% населения страдают дислексией, а в Японии только 0,5 – 1%.

Основные нарушения, которые позволяют говорить о дислексии, – это стойкая неспособность к овладению слогослиянием и автоматическим чтением целыми словами и/или выраженные нарушения понимания прочитанного.

Так или иначе, ребенок с дислексией испытывает большие трудности с чтением и в клуб «буквоежек» вряд ли запишется. Во время чтения он часто допускает ошибки (заменяет или переставляет буквы), читает по слогам и/или очень медленно. Стараясь приспособиться, ребенок прибегает к уловкам, пытаясь угадать, что написано, или заучить наизусть, чтобы «прочитать» правильно. Чтение для дислексика – это не удовольствие, а тяжелый и неблагодарный труд. В результате у многих возникает настоящая фобия чтения, сопровождаемая, как уже говорилось, нарушениями письма.

Представьте теперь такого ребенка в школе. В классе, где все читают вслух и на скорость, где с каждым днем задают все больше и больше глав и параграфов.

– Я привыкла думать, что я глупа и не могу ничего делать быстро, – это цитата из выступления шведской принцессы Виктории, решившейся рассказать всему миру о том, что она страдает дислексией. – Для моих одноклассников это казалось смешным, но это причиняло мне большие страдания. Когда у тебя проблемы с чтением и орфографией, тебе приходится прикладывать больше усилий. На первый взгляд, это может показаться мелочью, но это не так, я знаю.


Как помочь? 

Надо отметить, что в англоязычных странах, например в США, существуют специальные учреждения, помогающие дислексикам вплоть до обучения в колледже. У нас, к сожалению, нет даже отдельных коррекционных классов, в которых дети с дислексией могли бы получать знания наиболее подходящим для них способом.

По мнению вице-президента Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга профессора Александра Корнева, самая большая беда – это общая неосведомленность о такой проблеме, как дислексия. Ведь в большинстве случаев, если ребенок сталкивается с проблемами при овладении чтением, учитель рекомендует читать как можно больше. Конечно, если проблема связана с ленью ученика – рекомендация правильная. Но если ребенок-дислексик, то такой подход принесет скорее вред, чем пользу. Дислексику требуется помощь специалистов, а не «лобовая атака» на «Букварь».

Чем же можно помочь дислексику? Александр Корнев особое значение придает диагностике. Статистика показывает, что, чем раньше будет выявлена проблема и оказана коррекционная помощь, тем быстрее и эффективнее она будет решена. Дислексик, выявленный еще в дошкольном возрасте, при правильном обучении в 85% случаев выходит на уровень нормы. Если диагноз поставлен в 1 – 2-м классе – этот процент снижается до 70, в 3-м классе – до 60, по окончании начальной школы – уже только до 30 – 35%. Эффективные методы диагностики разработаны уже давно. Почему всех детишек старшего дошкольного возраста или хотя бы первоклашек по ней не обследуют, вопрос явно из серии риторических.

Также остро необходимы адаптированные методы обучения для детей, страдающих дислексией, включающие использование обходных стратегий обучения, например аудиокниг. И, конечно, необходима психологическая помощь как ребенку, так и его родителям. Дислексия – это болезнь, делающая жизнь ребенка более сложной. Но и ребенку, и его родителям надо понять, что ребенок-дислексик абсолютно нормален и во многих других областях может проявить недюжинные способности. Между прочим, дислексией страдали множество гениальных людей, в том числе Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Томас Эдисон. Один из известнейших английских политиков – Уинстон Черчилль – был дислексиком, так же как и нынешний президент США Джордж Буш.



Тест для взрослых 

Если вы отвечаете «ДА» более чем на пять вопросов, тогда можно предположить у вас наличие той или иной формы дислексии. Характер нарушения может быть определен только врачом с помощью более подробного тестирования.

1. Когда вы проверяете написанное вами, часто ли вы замечаете собственные ошибки?

2. Набирая телефонный номер, часто ли вы путаете числа?

3. Испытываете ли вы проблемы с правописанием?

4. Путаете ли вы даты, время, пропускаете ли важные встречи?

5. Сложно ли вам заполнять анкеты?

6. Затрудняетесь ли вы точно передать сообщения, оставленные по телефону другими людьми?

7. Путаете ли вы автобусы с такими номерами, как, например, 95 и 59?

8. Трудно ли вам определить, какие месяцы в году идут быстрее, а какие – медленнее?

9. Испытывали ли вы трудности с изучением таблицы умножения в школе?

10. Вы дольше, чем другие, читаете страницу в книге?

11. Вы испытываете трудности с определением, где право, а где лево?

12. Когда вы говорите длинное слово, трудно ли вам произнести все звуки в правильном порядке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия

Рекомендации по  коррекционной работе с детьми, имеющими диагноз дизартрия....

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Книга "Психологический диагноз". Ануфриев А.Ф.

Книга Ануфриева А.Ф. о психологическом диагнозе....

Рабочие программы для ученика 2 класса, обучающегося на дому с диагнозом ДЦП

Рабочие программы для ученика 2 класса, обучающегося на дому с диагнозом ДЦП...

Нелюбовь к чтению как диагноз.

Дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая избирательная неспособность овладеть навыками чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и рече...

Обучение глобальному чтению обучающихся с диагнозом РАС

В данной статье методическая расработка обучения глобальному чтению обучающихся с диагнозом РАС. Дети с таким диагнозом не могут обладеть наками чтения и понимания прочитанного общепринтыми методиками...