Урок по логоритмике "Волшебный мир цветов"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему
Структура уроков:
· Подготовительная работа. Урок является обобщающим
· Самостоятельная работа вне класса. Экскурсия в поле, посещение лесной поляны совместно с родителями (выборочно, отдельная группа детей).
Подготовительная работа:
· Чтение рассказов о цветах
Самостоятельная работа вне класса:
· Учитель помогает учащимся в создании иллюстративного материала после экскурсии;
· Оформление кроссвордов 2 группой обучающихся для остальной группы класса (по лесным цветам);
· Оформление гербариев (по желанию);
· Оформление выставки рисунков по теме «Цветы, которые занесены в красную книгу», «Цветы нашего района».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_tsvetov.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка, представленная на номинацию
«Урок с использованием ИКТ»
Учитель начальных классов, учитель-логопед
Осколкова Оксана Витальевна,
МОУ«Железногорская средняя общеобразовательная школа № 1»
г.Железногорск-Илимский,
электронный адрес: Shk1-shel@yandex.ru
Учитель музыки Алиева Елена Михайловна,
МОУ«Железногорская средняя общеобразовательная школа № 1»
г.Железногорск-Илимский,
электронный адрес: Shk1-shel@yandex.ru
Раздел программы:
- окружающий мир с элементами логоритмики: «Обобщающий урок» 1 класс;
- музыка: «Обобщающий урок» 1 класс
Цели и задачи учебного занятия:
- закреплять представление детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать их по месту произрастания;
- учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связанно, слушать друг друга, правильно брать дыхание и удерживать его до конца фразы;
- учить детей сочинять мелодию по заданному ритмическому рисунку;
- закреплять правильную артикуляцию для шипящих звуков, продолжать работу над мимикой лица, развитием мелкой моторики и фонематического слуха;
- продолжать формировать умение детей согласовывать движения со словами текста, развивать чувство ритма под музыку, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой;
- сформировать навыки сотрудничества;
- развивать прослеживающую функцию глаза;
- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Тип урока: интегрированные обобщающие уроки окружающего мира и музыки в 1 классе с элементами:
- практической работы;
- использование игр с применением интерактивных технологий;
- использование музыкальных инструментов;
- использование элементов логоритмики и логопедии.
Оборудование:
- магнитофон;
- предметные картинки с изображениями цветов (луговых, полевых);
- разрезные картинки садовых цветов по количеству детей;
- картинка - схема строения цветка;
- колокольчики;
- металлофон;
- картинки с кроссвордами цветов (для домашнего задания);
- цветы для украшения (на полу);
- наборное полотно;
- мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска;
- обучающая презентация;
- опорный конспект.
Список литературы и интернет-ресурсов:
- Методическое пособие «Логоритмика в детском саду (старшая и подготовительная группа), М.Ю. Гоголева, Ярославль, из-во Академия развития, 2006, стр.105-111;
- Рабочая тетрадь «Обучающие кроссворды», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, из-во «РОСМЭН», 2004, стр. 4;
- Учебник для 1 класса «Естествознание», Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец, Москва, Просвещение, 1995, стр. 170-181;
- Методическое пособие «Материал к занятиям по развитию речи», Т.И. Подрезова, Москва, из-во Айрис дидактика, 252 с.;
- www.1zoom.ru
- www.prifoto.ru
- Fotocvetov.ru
Структура уроков:
- Подготовительная работа. Урок является обобщающим
- Самостоятельная работа вне класса. Экскурсия в поле, посещение лесной поляны совместно с родителями (выборочно, отдельная группа детей).
Подготовительная работа:
- Чтение рассказов о цветах
Самостоятельная работа вне класса:
- Учитель помогает учащимся в создании иллюстративного материала после экскурсии;
- Оформление кроссвордов 2 группой обучающихся для остальной группы класса (по лесным цветам);
- Оформление гербариев (по желанию);
- Оформление выставки рисунков по теме «Цветы, которые занесены в красную книгу», «Цветы нашего района».
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Слайд 1
Логопед встречает детей.
-Вы войдёте в класс и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на занятии и что нас ожидает? Как вы догадались?
Мир волшебный, мир цветов,
Тайный шёпот лепестков.
Нет названья тем цветам.
Сказка оживает там.
Слайд 2. Звучит музыкально-ритмическая композиция Ю. Чичкова "Волшебный цветок". По залу (по кругу) разложены цветы: розы, ромашки, астры. Дети входят в зал под музыку, встают по кругу цветов и выполняют музыкально-ритмическую композицию.
1к. Есть на свете цветок алый-алый, Дети присели, склонив голову и опустив руки над головой.
Дети медленно поднимаются,
Яркий, пламенный, будто заря, поднимая руки над головой.
Повороты с поднятыми руками.
Самый солнечный и небывалый Далее наклоны в стороны
Он мечтою зовётся не зря. с поднятыми руками.
Припев:
Может там, "пружинки" в правую сторону
За седьмым перевалом, затем в левую сторону,
руки в стороны.
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый, Дети собираются в круг,
Самый волшебный цветок. руки вверх, прогибаются назад.
Самый сказочный и небывалый, Дети расходятся из круга.
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля.... "пружинки" на месте:
Пам-пам, пам-пам-пам. в одну сторону, затем в другую
Ля-ля-ля.... на носочках
Пам-пам-пам. в одну сторону,затем в другую
Дети возвращаются в круг,
наклоняются,
руки закрывают голову.
-Ребята, а как вы думаете, куда мы сегодня с вами попали? О чём сегодня пойдёт речь на занятии?
Ребята отвечают. Слайд 3
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Слайд 4.
а) Дидактическая игра на развитие мышления, зрительного внимания "Узнай цветок".
Цель игры: закрепить представление детей об объектах окружающего мира (о цветах);
-закрепить умение классифицировать цветы по месту произрастания.
Ход игры.
- Вы, конечно, знаете множество разных цветов. Прекрасен пёстрый ковёр на лугу, в поле! Какие это цветы? Правильно, это и душистый клевер, и синий василёк, и белая ромашка, незабудка. А почему её так назвали? У незабудки - пять голубых лепестков, жёлтый зрачок, белые реснички. На тонком гранёном стебельке маленькие, покрытые шелковистым пушком листья. За эти листья незабудки прозвали в народе мышиными ушками.
-Но есть и другие, которые растут в лесу.
Логопед предлагает детям (они разделены на две группы) на наборном полотне разложить цветы по месту произрастания: поле, лес, сад (на доске слова: полевые, садовые, луговые).
- Проверь. Слайд 4-6.
Игра "Сложи картинку". Работа с разрезными картинками. Слайд 7.
-Соберите цветы. Назовите их. К какой группе они относятся? Почему?
Среди цветов есть и первоцветы. Назови их (рассматриваем настоящие одуванчики, сон-траву, подснежники, мать-и-мачеху). Слайд 8.
-Вспомним строение цветка, назовите его основные части (по схеме и на настоящем). Слайд 9.
б) Ритмическое упражнение на развитие слухового внимания, голоса, чувства ритма в игре на металлофоне. Слайд 10.
-Среди травы прячутся ландыши-маленькие белые бубенчики на тонком стебле. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.
По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши-символы чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягода. Считают, что это не ягоды, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.
-На что они похожи? Звук какого инструмента они могут напоминать, когда колыхаются от ветра?
Дети проговаривают, а затем проговаривают шёпотом, далее проигрывают мелодию и пропевают слова считалки:
Трынцы-брынцы, бубенцы.
Раззвонились удальцы.
Диги, дили, диги, дон,
Выходи скорее вон!
-Сочини свою мелодию под эти слова. Почему под эти слова можно сочинить несколько мелодий?
в) Упражнение на развитие мимических мышц лица, координацию движения, воображения "Цветы». Слайд 11.
-Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает логопед. Выполняют под музыку: В.А.Моцарт "Колокольчики" («Колыбельная»)
Сначала цветы испугались,
Очень заволновались,
Потом они удивились,
И с нами цветы подружились,
Нам они улыбались
И весело с нами смеялись.
г) Артикуляционная гимнастика. Слайд 12.
- Кто помогает опылять цветы? (жук и бабочки). Какой звук произносит жук? Приготовим наши язычки.
Выполнение перед зеркалом упражнений (образец на компьютере):
- лепестки отдыхают - "Лопаточка"; подуем на него (не надувая щёк, плавно дуть на широкий язычок)
- от ветерка лепестки цветочков задрожали, затрепетали - "Болтушка";
- закачались то вверх, то вниз - "Качели";
- свернулись в чашечку и спрятались - "Чашечка";
- сел на них жук и зажужжал - зубки "заборчиком" -жжжжжж.
д) Упражнение на развитие фонематического слуха.
Игра на внимание.
Когда вы услышите звук [Ш], то присядьте, звук [Ж] - хлопаем в ладоши (ромашка, подушка, жук, мороженое, ландыш, важный, медвежонок, жарки, ковш).
-Какие цветы я назвала? Жарки по-другому называют купальница. Они занесены в "Красную книгу", рвать их не следует.
е) Упражнение на внимание и координацию движения под музыку "Жуки и бабочки". Слайд 13.
- Немного отдохнём. Дайте характеристику жукам и бабочкам. Определи по характеру музыки, где летят жуки, а где бабочки. Слушая музыку, передай полёт этих насекомых (дети двигаются по залу).
ё) Упражнение для развития дыхания, артикуляции, голоса.
- Давайте представим, что у нас на одной ладошке лежит бутон розы. Закройте глаза, представьте это. Какой он? (ароматный, душистый, пахучий, весомый). На другую ладошку-одуванчик. Когда он отцветает, каким он становится? (лёгким, воздушным, белым, прозрачным). Ощутите вес этих предметов. Отрываем глаза и давайте вдохнём аромат розы (подносим к носу ладошку с воображаемой розой) через носик и выдохнем на одуванчик плавно, чтобы он разлетелся далеко-далеко (подносим ко рту ладошку с воображаемым одуванчиком).
ж) Упражнение для развития чувства музыкального темпа и ритма, умение участвовать в коллективном пении.
Логопед играет на колокольчике.
- Какого цветочка эта песенка? Хрустальный перезвон волшебных колокольчиков удивляет всех.
- Прослушайте ритмический рисунок, попробуем отхлопать его. А теперь покажите его на колокольчиках.
Дети играют на колокольчиках вступление песни "Весёлый оркестр", а затем исполняют её, между куплетами играют ритмический рисунок на колокольчиках.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Слайд 14.
1. Релаксация. Свободное кружение детей под "Вальс цветов".
- Что это за произведение? Покружите, так цветочки прощаются с нами, а я прощаюсь с вами. Понравилось ли вам на волшебной поляне? Что особенно понравилось? Какое задание было тяжёлым?
2. Дифференцированное задание (по выбору детей): заполнить кроссворд "Полевые цветы" или разукрасить цветок в соответствии со схемой.
Выход детей из класса под "Вальс цветов".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок труда "Ваза с цветами"
Урок художественного труда_Ваза с цветами...
технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"
Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...
Конспект урока изобразительного искусства. Тема: «Цвета. Пейзаж с использованием холодных и теплых цветов» (гуашь) (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «холодные», «теплые» цвета, обучение приемам выполнения картины-пейзажаПланируемые результатыПредметные:знать, ...
Конспект урока ИЗО "Три основных цвета. Замок короля цвета" (2 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство цветовым кругом (радугой) и с тремя основными цветами, создание условий для развития умения смешивать краски и получать новые цвета, поддержка творческого отношен...
Конспект урока ИЗО «Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет» (2 класс) + презентация
Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет»Цели деятельности учителя: развитие творческих...
Конспект урока по изобразительному искусству "Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета" (2 класс) (УМК Школа России)
Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета», 3 класс, УМК Школа России
КОНСПЕКТ УРОКА изобразительного искусства Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»...