Урок по логоритмике "Волшебный мир цветов"
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Осколкова Оксана Витальевна

Структура уроков:

·        Подготовительная работа. Урок является обобщающим

·        Самостоятельная работа вне класса. Экскурсия в поле, посещение лесной поляны совместно с родителями (выборочно, отдельная группа детей).  

Подготовительная работа:

·        Чтение рассказов о цветах

Самостоятельная работа вне класса:

·        Учитель  помогает учащимся в создании иллюстративного материала после экскурсии;

·        Оформление кроссвордов 2 группой обучающихся для остальной группы класса (по лесным цветам);

·        Оформление гербариев (по желанию);

·        Оформление выставки рисунков по теме «Цветы, которые занесены в красную книгу», «Цветы нашего района».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_tsvetov.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка, представленная на номинацию

 «Урок с использованием ИКТ»

                             Учитель начальных классов, учитель-логопед

    Осколкова Оксана Витальевна,

                        МОУ«Железногорская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                            г.Железногорск-Илимский,

                                                                    электронный адрес: Shk1-shel@yandex.ru        

              Учитель музыки Алиева  Елена Михайловна,

                        МОУ«Железногорская средняя общеобразовательная школа № 1»

                                            г.Железногорск-Илимский,

                                                                    электронный адрес: Shk1-shel@yandex.ru        

Раздел программы:

  • окружающий мир с элементами логоритмики: «Обобщающий урок» 1 класс;
  • музыка: «Обобщающий урок» 1 класс

Цели и задачи учебного занятия:

- закреплять представление детей об объектах окружающего мира (о цветах), умение классифицировать их по месту произрастания;

- учить детей ясно проговаривать слова, петь легко, связанно, слушать друг друга, правильно брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

- учить детей сочинять мелодию по заданному ритмическому рисунку;

- закреплять правильную артикуляцию для шипящих звуков, продолжать работу над мимикой лица, развитием мелкой моторики и фонематического слуха;

- продолжать формировать умение детей согласовывать движения со словами текста, развивать чувство ритма  под музыку, правильно выполнять ритмический рисунок в сочетании с музыкой;

- сформировать навыки сотрудничества;

- развивать прослеживающую функцию глаза;

- развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Тип урока: интегрированные обобщающие уроки окружающего мира и музыки в 1 классе  с элементами:

  • практической работы;
  • использование игр с применением интерактивных технологий;
  •  использование музыкальных инструментов;
  • использование элементов логоритмики и логопедии.

Оборудование: 

  • магнитофон;
  • предметные картинки с изображениями цветов (луговых, полевых);
  • разрезные картинки садовых цветов по количеству детей;
  • картинка - схема строения цветка;
  • колокольчики;
  • металлофон;
  • картинки с кроссвордами  цветов (для домашнего задания);
  • цветы для украшения (на полу);
  • наборное полотно;
  • мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска;
  • обучающая презентация;
  • опорный конспект.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  • Методическое пособие «Логоритмика в детском саду (старшая и подготовительная группа), М.Ю. Гоголева, Ярославль, из-во Академия развития, 2006, стр.105-111;
  • Рабочая тетрадь «Обучающие кроссворды», С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, из-во «РОСМЭН», 2004, стр. 4;
  • Учебник для 1 класса «Естествознание», Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец, Москва, Просвещение, 1995, стр. 170-181;
  • Методическое пособие «Материал к занятиям по развитию речи», Т.И. Подрезова, Москва, из-во Айрис дидактика,  252 с.;
  • www.1zoom.ru
  • www.prifoto.ru
  • Fotocvetov.ru

Структура уроков:

  • Подготовительная работа. Урок является обобщающим
  • Самостоятельная работа вне класса. Экскурсия в поле, посещение лесной поляны совместно с родителями (выборочно, отдельная группа детей).  

Подготовительная работа: 

  • Чтение рассказов о цветах

Самостоятельная работа вне класса:

  • Учитель  помогает учащимся в создании иллюстративного материала после экскурсии;
  • Оформление кроссвордов 2 группой обучающихся для остальной группы класса (по лесным цветам);
  • Оформление гербариев (по желанию);
  • Оформление выставки рисунков по теме «Цветы, которые занесены в красную книгу», «Цветы нашего района».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Слайд 1

Логопед встречает детей.

-Вы войдёте в класс и подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на занятии и что нас ожидает? Как вы догадались?

Мир волшебный, мир цветов,

Тайный шёпот лепестков.

Нет названья тем цветам.

Сказка оживает там.

Слайд 2. Звучит музыкально-ритмическая композиция Ю. Чичкова "Волшебный цветок". По залу (по кругу) разложены цветы: розы, ромашки, астры. Дети входят в зал под музыку, встают по кругу цветов и выполняют музыкально-ритмическую композицию.

1к. Есть на свете цветок алый-алый,                           Дети присели, склонив голову и опустив руки над головой.

Дети медленно поднимаются,

Яркий, пламенный, будто заря,                                             поднимая руки над головой.                                                  

Повороты с поднятыми руками.

Самый солнечный и небывалый                                          Далее наклоны в стороны

Он мечтою зовётся не зря.                                                      с поднятыми руками.

                                       

Припев:                                                                          

Может там,                                                                         "пружинки" в правую сторону

За седьмым перевалом,                                                         затем в левую сторону,

                                                                                                 руки в стороны.

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,                                     Дети собираются в круг,

Самый волшебный цветок.                                              руки вверх, прогибаются назад.

Самый сказочный и небывалый,                                     Дети расходятся из круга.

Самый волшебный цветок.

Ля-ля-ля....                                                                         "пружинки" на месте:

Пам-пам, пам-пам-пам.                                                    в одну сторону, затем в другую

Ля-ля-ля....                                                                         на носочках

Пам-пам-пам.                                                                    в одну сторону,затем в другую

                                                                                            Дети возвращаются в круг,                                                                                                                                                                                                

                                                                                             наклоняются,

                                                                                            руки  закрывают голову.

-Ребята, а как вы думаете, куда мы сегодня с вами попали? О чём сегодня пойдёт речь на занятии?

Ребята отвечают. Слайд 3

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Слайд 4.

а) Дидактическая игра на развитие мышления, зрительного внимания "Узнай цветок".

Цель игры: закрепить представление детей об объектах окружающего мира (о цветах);

-закрепить умение классифицировать цветы по месту произрастания.

Ход игры.

 - Вы, конечно, знаете множество разных цветов. Прекрасен пёстрый ковёр на лугу, в поле! Какие это цветы? Правильно, это и душистый клевер, и синий василёк, и белая ромашка, незабудка. А почему её так назвали? У незабудки - пять голубых лепестков, жёлтый зрачок, белые реснички. На тонком гранёном стебельке маленькие, покрытые шелковистым пушком листья. За эти листья незабудки прозвали в народе мышиными ушками.

-Но есть и другие, которые растут в лесу.

  Логопед предлагает детям (они разделены на две группы) на наборном полотне разложить цветы по месту произрастания: поле, лес, сад (на доске слова: полевые, садовые, луговые).

- Проверь. Слайд 4-6. 

Игра "Сложи картинку". Работа с разрезными картинками. Слайд 7.

-Соберите цветы. Назовите их. К какой группе они относятся? Почему?

Среди цветов есть и первоцветы. Назови их (рассматриваем настоящие одуванчики, сон-траву, подснежники, мать-и-мачеху). Слайд 8.

-Вспомним строение цветка, назовите его основные части (по схеме и на настоящем). Слайд  9.

б) Ритмическое упражнение на развитие слухового внимания, голоса, чувства ритма в игре на металлофоне. Слайд 10.

-Среди травы прячутся ландыши-маленькие белые бубенчики на тонком стебле. Каждый цветок его кажется маленьким прозрачным кувшинчиком, перевёрнутым горлышком вниз. И из каждого кувшинчика льётся на лужайку тонкий аромат.

    По древнерусской легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко. Садко отдал своё сердце девушке полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши-символы чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца. После цветения ландышей на месте осыпавшихся лепестков появляется крупная красная ягода.   Считают, что это не ягоды, а горючие слёзы, которыми ландыш оплакивает расставание с весной.

 -На что они похожи? Звук какого инструмента они могут напоминать, когда колыхаются от ветра?

  Дети проговаривают, а затем проговаривают шёпотом, далее проигрывают мелодию и пропевают слова считалки:

Трынцы-брынцы, бубенцы.

Раззвонились удальцы.

Диги, дили, диги, дон,

Выходи скорее вон!

-Сочини свою мелодию под эти слова. Почему под эти слова можно сочинить несколько мелодий?

в) Упражнение на развитие мимических мышц лица, координацию движения, воображения "Цветы». Слайд 11.

-Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает логопед. Выполняют под музыку: В.А.Моцарт "Колокольчики" («Колыбельная»)

Сначала цветы испугались,

Очень заволновались,

Потом они удивились,

И с нами цветы подружились,

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.

г) Артикуляционная гимнастика. Слайд 12.

- Кто помогает опылять цветы? (жук и бабочки). Какой звук произносит жук? Приготовим наши язычки.

Выполнение перед зеркалом упражнений (образец на компьютере):

- лепестки отдыхают - "Лопаточка"; подуем на него (не надувая щёк, плавно дуть на широкий язычок)

- от ветерка лепестки цветочков задрожали, затрепетали - "Болтушка";

- закачались то вверх, то вниз - "Качели";

- свернулись в чашечку  и спрятались - "Чашечка";

- сел на них жук и зажужжал - зубки "заборчиком" -жжжжжж.

д) Упражнение на развитие фонематического слуха.

Игра на внимание.

Когда вы услышите звук [Ш], то присядьте, звук [Ж] - хлопаем в ладоши (ромашка, подушка, жук, мороженое, ландыш, важный, медвежонок, жарки, ковш).

 -Какие цветы я назвала? Жарки по-другому называют купальница. Они занесены в "Красную книгу", рвать их не следует.

е) Упражнение на внимание и координацию движения под музыку "Жуки и бабочки". Слайд 13.

- Немного отдохнём. Дайте характеристику жукам и бабочкам. Определи по характеру музыки, где летят жуки, а где бабочки. Слушая музыку, передай полёт этих насекомых (дети двигаются по залу).

ё) Упражнение для развития дыхания, артикуляции, голоса.

- Давайте представим, что у нас на одной ладошке лежит бутон розы. Закройте глаза, представьте это. Какой он? (ароматный, душистый, пахучий, весомый). На другую ладошку-одуванчик. Когда он отцветает, каким он становится? (лёгким, воздушным, белым, прозрачным). Ощутите вес этих предметов. Отрываем глаза и давайте вдохнём аромат розы (подносим к носу ладошку с воображаемой розой) через носик и выдохнем на одуванчик плавно, чтобы он разлетелся далеко-далеко (подносим ко рту ладошку с воображаемым одуванчиком).

ж) Упражнение для развития чувства музыкального темпа и ритма, умение участвовать в коллективном пении.

Логопед играет на колокольчике.

- Какого цветочка эта песенка? Хрустальный перезвон волшебных колокольчиков удивляет всех.

- Прослушайте ритмический рисунок, попробуем отхлопать его. А теперь покажите его на колокольчиках.

Дети играют на колокольчиках вступление песни "Весёлый оркестр", а затем исполняют её, между куплетами играют ритмический рисунок на колокольчиках.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Слайд 14.

1. Релаксация. Свободное кружение детей под "Вальс цветов".

- Что это за произведение? Покружите, так цветочки прощаются с нами, а я прощаюсь с вами. Понравилось ли вам на волшебной поляне? Что особенно понравилось? Какое задание было тяжёлым?

2. Дифференцированное задание (по выбору детей): заполнить кроссворд "Полевые цветы" или разукрасить цветок в соответствии со схемой.

Выход детей из класса под "Вальс цветов".  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок труда "Ваза с цветами"

Урок художественного труда_Ваза с цветами...

технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"

Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...

Конспект урока изобразительного искусства. Тема: «Цвета. Пейзаж с использованием холодных и теплых цветов» (гуашь) (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о понятиях «холодные», «теплые» цвета, обучение приемам выполнения картины-пейзажаПланируемые результатыПредметные:знать, ...

Конспект урока ИЗО "Три основных цвета. Замок короля цвета" (2 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство цветовым кругом (радугой) и с тремя основными цветами, создание условий для развития умения смешивать краски и получать новые цвета, поддержка творческого отношен...

Конспект урока ИЗО «Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет» (2 класс) + презентация

Конспект урока по изобразительному искусствуТема: «Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет»Цели деятельности учителя: развитие творческих...

Конспект урока по изобразительному искусству "Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета" (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета», 3 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА изобразительного искусства Тема: «Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета»...