Использование компьютерных технологий в реабилитации учащихся с недостатками слуха и, имеющих кохлеарный имплант
методическая разработка по логопедии на тему
Методический материал для учителей-дефектологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический материал для учителей-дефектологов | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 23 II, III, IV и VI видов
Использование
компьютерных технологий в реабилитации учащихся с недостатками слуха и, имеющих кохлеарный имплант
Семинар для студентов педколледжа г. Белгорода
г. Белгород
2010 год
Эффективность использования компьютерной техники в специальной школе непосредственно зависит от того, насколько тщательно была продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.
Смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего в перспективе реализации основного преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи.
Поэтому в специальном обучении наибольшую значимость компьютер приобретает как новое средство коррекционного обучения, а не предмет изучения.
Эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от профессиональной компетенции педагога, его умения использовать новые возможности, включить эти технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая за их счет большую мотивацию, предоставляя обучающемуся свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в то же время обеспечивая его системой градуированной помощи в случае затруднения.
Поэтому учителю в специальной школе предписывается новая роль, основной целью которой является решение учебных и коррекционных задач, представленых в компьютерной форме.
Поэтому, работу с детьми в компьютерных классах должны осуществлять дефектологи, а не программисты. Педагог, проводящий коррекционную работу в компьютерном классе, должен иметь квалифицированные пользовательские навыки работы с компьютерами профессиональное образование в области коррекционной педагогики. Педагог должен уметь
-анализировать учебную деятельность детей;
-выявлять трудности в ее формировании и строить
аргументированные гипотезы об их возможных причинах;
- под этим углом зрения анализировать и отбирать для работы компьютерные программы, определять их место, роль, способы включения в учебный процесс, иметь ясные представления о возможном коррекционном эффекте.
Где и когда могут использоваться компьютерные технологии в специальной школе?
Компьютерная поддержка коррекционного обучения возможна, начиная с этапа дошкольного обучения. Компьютерные технологии обучения и коррекции могут использоваться в разных содержательных областях (на различных уроках и индивидуальных занятиях) на всех этапах школьного обучения ребенка с отклонениями в развитии.
Условием эффективного использования компьютерных технологий является специальная подготовка учителей и наличие специализированных компьютерных программ для решения учебных и коррекционных задач в разных содержательных областях обучения.
В нашей школе каждый кабинет индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношения имеет компьютер, которые оснащены специальными программами: логопедический тренажер «Дэльфа-141», «Видимая речь-III-я версия». Эти программы эффективно используют педагоги дошкольных групп и учителя индивидуальной работы по РСВ и ФП. Развитие слухового восприятия тесно связано с формированием произносительной стороны речи, т.к. это две стороны одного процесса. Имеющиеся программы направлены на формирование произношения у не слышащих и слабослышащих учащихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ не слышащие и слабослышащие дети воспринимают их слухозрительно и контролируют свое произношение тоже слухозрительно. Таким образом, компьютерные программы. Таким образом, компьютерные программы по формированию произношения предназначены для восприятия речи и ее продуцирования на слухо-зрительной основе, где слуховому восприятию принадлежит важная роль восприятия эталонного произношения. Значит, при работе с компьютерной программой по формированию произношения возникают слуховые образы звуков, речи, слов, предложений, накапливается слуховой словарь, развивается слуховое восприятие речи. Используя в работе эти программы педагоги решают следующие задачи:
-практическое использование программ в процессе формирования произношения и РСВ у детей с нарушенным слухом;
-подбор и обработка речевого материала в ходе работы над произношением и РСВ с компьютером;
-подбор компьютерного материала для достижения максимальной эффективности в работе над произношением и РСВ;
-адаптация общедидактических программ для РСВ и формирования произношения.
Компьютерные программы по произношению имеют целью формирование произношения слабослышащих учащихся, они обращены к кинестетическому анализатору каждого ребенка, предусматривают индивидуальную работу над произношением. Именно от действия каждого ученика , его произношения зависит, как будут двигаться фигурки на экране, будут ли они достигать цели.
На индивидуальных занятиях плотно используются модули:
-для работы над дыханием и голосом;
-для работы над звуками речи;
-для работы над словесным и логическим ударениями и
выразительностью речи;
-для работы по развитию слухового восприятия и
самоконтроля над собственной речью.
В ходе работы с данными компьютерными программами никогда не используется один анализатор. Любой модуль требует участия, как правило, двух–четырех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического.
В ходе обучения детей произношению компьютерная программа выполняет ряд функций:
-сообщение новых знаний (постановка звука и его восприятие и т. д.);
-закрепление знаний (автоматизация звуков речи, произношение, восприятие этого звука и речи с наличием этого звука);
-самостоятельная работа над звуками речи, произношением и восприятием речи.
Специальные программы: логопедический тренажер «Дэльфа-141», «Видимая речь-III-я версия» позволяют работать над формированием контроля за речью учителя и самоконтролем за собственной речью.
В последние годы в специальных образовательных учреждениях появился новый контингент учащихся – учащиеся с кохлеарным имплантом. Цель работы с учащимися с КИ – восстановить, развить их слуховое восприятие речи и окружающих звуков с КИ до уровня, до уровня приближенного к нормальному восприятию. А это значит научить их узнавать окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, слова и предложения. Всему этому способствуют выше указанные специальные компьютерные программы, а также специально разработанная программа -Мир звуков «Otto», которая собрала в себя множество тем, с воспроизведением различных звуков и бытовых шумов.
Использование специальных компьютерных программ, направленных на формирование произношения и развитие слухового восприятия, способствует более успешному овладению произношением, формированию умений различать, опознавать и распознавать речь в учебном процессе, во внеурочное время и в быту, а также способствует общему развитию ребенка, мыслительной деятельности, как слабослышащих учащихся так и учеников с КИ, что сказывается на их обученности, способствует более продуктивному усвоению учебной программы в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение уроков с использованием компьютерных технологий
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет дру...
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определенные трудности в начальной школе. Особенно эти трудности проявляются у детей с недоразвитием речи, в связи с тем, что для н...
Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" с использованием компьютерных технологий
Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме "Сложение и вычитание в пределах 10. Закрепление" в форме урока-путешествия с использованием компьютерных технологий построен в со...
Использование компьютерных технологий
Формы подачи материала учащимся на уроках информатики в начальных классах с использованием компьтерных технологий....
Использование компьютерных технологий в начальных классах
В своей работе при подготовкек урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры.....
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с учащимися с нарушением слуха
В статье говорится об использовании ИКТ на индивидуальных логопедичских занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха. Указаны названия программ, по которым работает учитель-логопед, цели, преимущества ...
«Использование компьютерных технологий как средства наглядности на уроках в начальной школе для детей с нарушением слуха»
Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятель...