методические рекомендации
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
составление индивидуальной программы для ребенка с тяжелой умственной отсталостью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_individ._adaptir._programmy.doc | 43 КБ |
programma-2.doc | 26.5 КБ |
individ.plan_.-1.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашей школе обучается около 300 учащихся, из них 30 % детей по адаптированным программам для детей с задержкой психического развития и с легкой умственной отсталостью. В этом году в школу пришли дети с ментальными нарушениями (у детей не только умеренная и тяжелая умственная отсталость, но и другие нарушения). Встал вопрос, а как и чему учить этих детей? У них наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и серьёзные нарушения тех или иных его отделов, что обуславливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. У детей разные склонности, разное развитие физического и психического развития, а также характер эмоциональных проявлений.
Программа по обучению детей с ментальными нарушениями включает в себя следующие направления:
- обучение их самообслуживанию, полезному труду, обучение игре, развитие познавательной деятельности, мышления, внимания, памяти, речи, развитие мелкой моторики.
Целью данных программ является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта.
Решаются следующие задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные.
- Воспитательные задачи - направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
- Коррекционно – развивающие задачи направлены:
на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка,
на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
- Образовательные задачи направлены на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода.
Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Актуальность обусловлена тем, что с введением нового закона об Образовании необучаемых детей нет, все дети имеют право на получение образование. Для успешного овладения ими индивидуальной социально-адаптированной программы полезно создать адекватные условия образования в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Для них важны и полезны занятия на развитие памяти, внимания, мышления, речи, моторики икак мелкой, так и общей, произвольности поведения, общеучебных умений Практическая значимость состоит в адаптирование процесса обучения, воспитания и реабитации «особых детей»; в разработке рекомендаций для использования в практической деятельности по обучению родителям и специалистам, занимающимся с детьми-инвалидами.
Ожидаемые результаты:
- разработка и реализация индивидуально-адаптированных программ для детей
- включение «особых детей» в образовательную среду, социум;
- совершенствование системы работы с детьми-инвалидами;
- повышение качества комплексных реабитационных мероприятий.
Для планирования индивидуальной программы для ребенка должна учавствовать команда, в которую входят:
- учитель класса (в котором обучается ребёнок)
- дефектолог
- психолог
- родитель
- администратор (директор или завуч).
Встречи по ребёнку проходят 3 раза в год (сентябрь, февраль, май). Целью встреч является спроектировать адаптированную программу на ученика.
Проведя диагностику и после беседы с мамой стала разрабатывать индивидуальную программу развития и обучения для конкретного ребенка, опираясь на сильные стороны ребенка.
Оценка возможностей и потребностей ребенка на ребенка -инвалида Матвея, возраст 11 лет, диагноз ДЦП, эпилепсия, F 72
Домен / аспект индивидуального учебного плана | Сильные стороны ребенка | Потребности (причины, проблемы) |
коммуникация | Ласковый, доброжелательный, любвиобильный, проявляет потребность в общении, | Речь лепетная (произносит отдельные слоги, короткие слова), инструкцию понимает частично |
Физическое развитие / активности | Передвигается самостоятельно, координирует свое тело, любит собирать мелкие предметы, подвижный | Внешне отличается от сверстников, мелкая моторика не развита: (не может выполнять обводку, рисовать, раскрашивать), быстро устает |
Социальные навыки | Слушает (проявляет частичный интерес), избирательно взаимодействует со взрослыми и детьми намного младше его по возрасту | Не понимает и не следует общепринятым правилам, повышена отвлекаемость, расторможенный, проявляются вспышки агрессии к детям |
Академические навыки и знания | Знает основные цвета, ориентируется в схеме собственного тела, различает большой – маленький, верх – низ, знает круг, квадрат | Счет не сформирован, цифры не знает, путает зеленый – синий, не знает право – лево, не ориентируется в пространстве, не знает дни недели, сутки, времена года, не знает геометр. фигуры |
Навыки, необходимые для жизни | Навыки самообслуживания сформированы недостаточно, ест самостоятельно, одевается (раздевается) с помощью | Коррекция и развитие навыков самообслуживания и личной гигиены, адаптация и социализация к жизни |
Предварительный просмотр:
Домен / аспект индивидуального учебного плана | Потребности ребенка | Направление | ЗАДАЧИ | Как мы это будем делать? | Ответственные | Оценивание\ измерение |
коммуникация | Речь лепетная, произносит отдельные слоги, короткие слова, инструкцию не понимает | Развитие речи у Матвея. Понимание инструкции, состоящей из 2 звеньев. | К концу года Матвей будет давать ответы из 2 -3 слов.
Через 1 месяц Матвей будет понимать и выполнять инструкцию из 2 звеньев. | Учить произносить звуки. Накопление словаря по лексическим темам. Учить высказывать свои потребности в активной речи. Стимулирование при ответе, присоединение при диалоге, постепенное наращивание количества слов в ответах. Учить выполнять совместные действия по словесной инструкции. | Дефектолог, логопед, родители | Проверка результатов 1 раз в месяц дефектолог, логопед М. может говорить простые фразы к коцу года. |
Физическое развитие / активности | Координация движений нарушена Мелкая моторика не развита: (не может выполнять обводку, рисовать, раскрашивать ), не может переключаться с одной деятельности на другую | Развитие координации движений в физических активностях.
Развитие мелкой моторики рук.
развитие свойств внимания | Через месяц Матвей будет различать право-лево, верх-низ , впереди – позади ориентироваться в пространстве. Матвей научится обводить предметы по контуру, раскрашивать, выполнять штриховку в направлении сверху – вниз, слева –направо Матвей научится быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: с предметом, без предмета | Учить право-лево, верх –низ, впереди – позади в большом и малом пространстве Упражнения для рук. Упражнения для пальцев рук. Работа с пластилином. Работа с мелкими предметами. Работа с иголкой по прокалыванию бумаги по наметкам, по показу. Проведение прямых, ломаных линий пальцем, мелом по точкам. Упражнения на движения. Пальчиковая гимнастика. Массаж. Упражнения на развитие внимания
| Дефектолог, логопед, родители | Проверка результатов через месяц. Логопед, дефектолог мониторинг проверка результатов каждый месяц.(раскраска, штриховка) проверка результатов через месяц |
Социальные навыки | повышенна отвлекаемость, расторможенный, проявляются вспышки агрессии к детям | Развитие работоспособности | Матвей научится работать не отвлекаясь 10 минут. | Упражнения на развитие усидчивости. | Дефектолог, логопед, родители | |
Академические навыки и знания | Счет не сформирован, цифры не знает, путает зеленый – синий, не знает право – лево, не ориентируется в пространстве, не знает дни недели, сутки, времена года,не знает геометр. фигуры | Счет прямой в пределах 10
узнавание и называние цифр от 1-5 Различие один-много
учить называть, различать и называть геометрические фигуры. Называть и разичать основные цвета
узнавать времена года по картинке и словесному описанию.
называть дни недели (рабочие и выходные дни) | Через месяц Матвей будет считать до 5, будет знать, что на руке 5 пальцев Матвей будет узнавать цифры от 1 до 5 Будет различать один и много
Будет узнавать, находить и различать геометр.фигуры по словесной инструкции. Матвей будет называть и находить основные цвета по словесной инструкции. Матвей будет раскладывать в определенной последовательности времена года, подбирать признаки. Через 3 месяца М. будет различать выходной и рабочие дни | Дидактич.игры, упражнения, почтовый ящик | Дефектолог, родители | К концу года М. научится считать до 10, будет различать один и много |
Навыки, необходимые для жизни | Коррекция и развитие навыков самообслуживания и личной гигиены. Развивать коммуникативные навыки | Матвей будет самостоятельно одеваться и раздеваться, Матвей будет мыть руки с мылом перед едой и после посещения туалетной комнаты. | Научится самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место. Научится адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; | Учить самостоятельно одеваться, раздеваться, самостоятельно застегивать пуговицы Обувать правильно обувь(левая и правая нога) Убирать игрушки на место учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвоватьт в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной). | Дефектолог, родители | К концу года М. самостоятельно научится одеваться и раздеваться, при встрече будет здороваться ипрощаться. |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ /ФИ РЕБЕНКА/
Раздел программы | Работа с ребенком | Работа с родителями |
Развитие ручной моторики | Массаж пальцев и кистей рук мячиком-ежиком, точечный массаж |
|
развитие хватания: учить захватывать предмет, действуя целенаправленно – правильно определять место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывать в действиях форму, величину предмета (маленькие предметы хватать одной рукой, большие – двумя руками), учить хватать предметы по-разному – кулаком, щепотью (тремя пальцами) или указательным и большим пальцами; |
| |
развитие соотносящих действий: учить использовать действия, когда нужно совместить два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (пирамидки, матрешки, вкладыши-башенки и др.); |
| |
подражание движениям рук: научить подражать движениям рук взрослого, так как это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий; |
| |
развитие движений кистей и пальцев рук: ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными. | ||
развитие графических навыков: учить правильно держать карандаш; проводить прямые, ломанные линии определенной длины в указанном направлении сначала пальцем, затем карандашом; проведение линий по контуру, обозначенному точками; обведение по контуру предметов: по точкам, пунктирным линиям, с помощью трафарета и шаблона; штриховка фигур с указанным наклоном и в указанном направлении; дорисовывание недостающих частей предметов; дорисовывание узоров из различных элементов на листе в клетку; раскрашивание предметов и сюжетных рисунков; копирование точек на листе в клетку; письмо в клетке: прямые, наклонные палочки; письмо элементов букв; письмо букв в прописях |
| |
Развитие речи а) Развитие импрессивной стороны речи |
|
|
б)Развитие экспрессивной стороны речи |
|
|
Формирование элементарных количественных представлений |
|
|
Сенсорное развитие а) зрительное восприятие |
|
|
б)слуховое восприятие |
| |
в)тактильное восприятие |
| |
Развитие психических процессов а)память б)внимание в)мышление | Развитие процессов переработки сенсорной информации Развитие внимания (объем, концентрация, устойчивость) Развитие памяти (непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного) Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Развитие познавательной активности |
|
Социальное развитие а) Развитие навыков самообслуживания б) Развитие коммуникативных навыков | а) Совместно с родителями формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: самостоятельно снимать, одевать одежду, обувь; посещать туалетную комнату; мыть руки мылом, вытирать салфеткой руки, рот; убирать игрушки на место. б)Развивать коммуникативные навыки: учить адекватно вести себя в знакомой ситуации, выражать словом свои основные потребности и желания; здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании; благодарить за услугу; участвоватьт в коллективной деятельности со сверстниками (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной). |
|
Ознакомлен/а/____________________ ___________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.
В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов дисграфии сразу. Реб...
Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”
В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....
Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.
В материале представлены методические рекомендации по проведению изложений и сочинений в начальной школе....
Пояснительная записка к методическому семинару "Методические рекомендации по конструированию специальных заданий для подготовки к итоговой комплексной работе в начальных классах по ФГОС"
Пояснительная записка(выступление) к методическому семинару....
Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс
Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)
Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...
Методические рекомендации к программе наставнической деятельности «Наставник – путь к успеху» (Организация и рекомендации)
Предпосылкой создания концепции программы стали особые образовательные потребности одного класса ГКОУ РОО «Ростовская санаторная школа-интернат № 28», получающих образование в дистан...