Материал для экспресс-обследования
методическая разработка по логопедии на тему

Данный материал был разработан для экспресс-обследования при работе с детьми, в случае если ребенок устал или плохо идет на контакт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_ekspres_obsledovaniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование звуко-слоговой структуры слов

с 3 лет

Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет

дом            мостик         кошка

снег           каша             капуста

крыша      хлеб              помидоры

 с 5 лет

помидоры            милиционер

сквозняк              аквариум

сковорода           лекарство

температура    простокваша

свисток             подснежник

скворечник

2. Предложения (с 5 лет);

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Исследование фонематической стороны речи

с 3 лет

1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

                     стол – стул,      косы – козы;

                     папа – баба,       горка – корка;

                     точка – дочка,  миска – мишка.

2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р  (из ряда звуков).

      с 4 лет:

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па-ба                     на-га

ба-на                    та-на

ва-та                    га-да

та-да                   ка-га

мя-ма                   ба-ма

     с 6 лет

ба-ба-па              са-ша-са

та-да-та            жа-за-жа

га-ка-га              ча-ша-ча

ба-бя-ба             за-са-за

2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении

 картинки: 

мишка – мышка       уточка – удочка

бочка – почка           трава – дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

 миска – мишка                цветик – Светик

крыса – крыша                 вечер – ветер

речка – редька                  косы – козы

челка – щелка                    лак – рак

Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р]  (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

С 6 лет:

3. Определение первого согласного звука в словах: мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

4. Определение последнего звука в словах: мак, дом, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

5. определение последовательности звуков в слове: мак, суп, лук, каша, рама.

6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

Исследование фонетической стороны речи

с 2-3 лет

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а.             Мышка пищит: и-и-и

Ребенок плачет: уа.              Собака лает: ав.

Поезд гудит:  у-у-у.               Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа.                 Кошка мяукает: мяу.

С 4 лет:

       

  Чистоговорки:

                        [с]

Са-са-са — хитрая лиса.        

Со-со-со — катим колесо.        

Су-су-су — я коня пасу.

Сы-сы-сы — длинные усы.

Ас-ас-ас — мы купили квас.

Ос-ос-ос — любопытный нос.

Ус-ус-ус — у Лены много бус.
Ис-ис-ис — я играл на бис.

                        [з]

За-за-за — белая коза.

Зо-зо-зо — вот идёт бизон.

Зу-зу-зу — мы ведём козу.

Зы-зы-зы — молоко козы.

                   

  Чистоговорки:

                [ц]        

Ца-ца-ца — белая овца.        

Цо-цо-цо — милое лицо.        

Цы-цы-цы — ели огурцы.        

Це-це-це — брови на лиц        

Ец-ец-ец — вот поёт певец.        

Ац-ац-ац — вот какой матрац.        

Иц-иц-иц — мы покормим птиц.

         Чистоговорки:

                        [ш]

Ша-ша-ша — Лена хороша.

Шо-шо-шо — летом хорошо.

Шу-шу-шу — я тебе пишу.

Ши-ши-ши — это малыши.

Ше-ше-ше — ты мне по душе.

Аш-аш-аш — вот и домик  наш.

Ош-ош-ош — потеряли нож.

Уш-уш-уш — вот холодный душ.        

Иш-иш-иш — почему молчишь?

Еш-еш-еш — яблоки поешь.

                        [ж]

Жа-жа-жа — ходят два ежа.

Жо-жо-жо — выйду на лужок.        

Жу-жу-жу — ленту повяжу.

Жи-жи-жи — у меня ножи.

         Чистоговорки:

                    [ч]        

Ча-ча-ча — локон у плеча.        

Чо-чо-чо — левое плечо.        

Чу-чу-чу — сока я хочу.

Чи-чи-чи — новые ключи.        

Че-че-че — лямка на плече.

Ач-ач-ач — у Никиты мяч.

Оч-оч-оч — вот у мамы дочь.        

Уч-уч-уч — виден яркий луч.
Еч-еч-еч — вот огромный меч.

                    [Щ]

Ща-ща-ща — я поймал леща.        

Щё-щё-щё — проиграй ещё.        

Щу-щу-щу — я тебя ищу.

Щи-щи-щи — ты меня ищи.

Ще-ще-ще — дырка на плаще.

Ащ-ащ-ащ — я надену плащ.

Ощ-ощ-ощ — на болоте хвощ.

Ещ-ещ-ещ — подплывает лещ.

Ущ-ущ-ущ — вот зелёный плющ.

         Чистоговорки:

                    [л]

Ла-ла-ла — девочка спала.        

Ло-ло-ло — у сосны дупло.        

Лу-лу-лу — дайте мне пилу.        

Лы-лы-лы — чистые полы.        

Ал-ал-ал — я иду в подвал.        

Ол-ол-ол — у осины ствол.        

Ул-ул-ул — вот высокий стул.        

Ил-ил-ил — дед на свете жил

                        [л']

Ля-ля-ля — вот моя земля.        

Лё-лё-лё — ты скажи «алё».        

Ле-ле-ле — тина на весле.        

Лю-лю-лю — стены побелю.        

Ли-ли-ли — мы козу пасли.

             Чистоговорки:        

                        [р]

Ра-ра-ра — снежная гора.        

Ро-ро-ро — новое перо.

Ру-ру-ру — ягод соберу.

Ры-ры-ры — вьются комары.        

Ар-ар-ар — тут живёт комар.

Ор-ор-ор — на стене узор.

Ур-ур-ур — не гоняйте кур.

Ир-ир-ир — не война, а мир.

                        [р']

Ря-ря-ря — синие моря.

Рю-рю-рю — я обед варю.

Ри-ри-ри — светят фонари.

Ре-ре-ре — дети на горе.

Арь-арь-арь — я хочу букварь        

Орь-орь-орь — у Никиты корь        

Ерь-ерь-ерь — постучите в дверь.

Урь-урь-урь — не боимся бурь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс обследование учащегося младшего школьного возраста.

Образец обследования учащихся младшего школьного возраста....

Программа экспресс-обследования готовности к обучению грамоте

Материалы предназначены для учителей-логопедов, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников...

Экспресс-обследование речи детей 6-7 лет. презентация.

Презентация предназначена для экспресс-обследования речи детей при поступлении в 1 класс и первоклассников.  Включает в себя обследование словаря,слоговой структуры слов,фонематического восприяти...

Экспресс-обследование речи учащихся 2 класса. презентация.

Экспресс-обследование речи обучающихся 2 класса. Включает в себя обследование словаря,звукопроизношения,грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи ( составление рассказа по с...

Экспресс-обследование речи учащихся 3 класса. презентация.

Экспресс-обследование речи обучающихся 3 класса. Включает в себя обследование словаря,звукопроизношения,грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи ( составление рассказа по с...

Экспресс-обследование речи 4 класс. презентация.

Экспресс-обследование речи обучающихся 4 класса. Включает в себя обследование словаря,звукопроизношения,грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи ( составление рассказа по с...

Экспресс обследование речи 1-классника

Этот материал поможет быстро обследовать речь ребёнка 6-8 лет и объективно определить диагноз....