Логопедическая работа в школе
статья по логопедии на тему
Дисграфия-частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются ошибки:искажение и замена букв, искажение звуко-слоговой структуры слова, аграмматизмы на письме.
Дисграфия считается серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальном этапе и грамматикой родного языка на более позднем этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема нарушений письменной речи у школьника – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний уч-ся.
Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определённых речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков родного языка, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, т.е. дисграфию.
Дисграфия – нарушение письма- составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Это нарушение считается серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах и в усвоении грамматики родного языка на более поздних.
Если в письменной работе ученика имеются перестановки, пропуски наращения букв или слогов, это говорит о том, что структура слов воспроизводится неверно. Это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова.
В системе языка с тремя её составляющими- фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место. Лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергается изменениям на слоговом уровне.
Существует влияние формирования слоговой структуры и на грамматический строй речи. Овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка. Развивая слоговую структуру слов, мы создаём основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций. Отдельные слова связываются в предложении благодаря грамматическим средствам – окончаниям, предлогам и союзам. Они образуют в речевом потоке безударные слоги, содержащие стечения согласных звуков.
В русских словах сила безударных слогов неодинакова, а в указанных образованиях, со стечением согласных, их восприятие дополнительно затруднено.
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано со слоговой структурой слова.
Существует связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием фонематического восприятия. Вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение, усвоение слогового и звукового анализа, а, следовательно, и грамоты.
Данная программа составлена с той целью, чтобы научить детей анализу и синтезу, что составляет основу чтения и письма, а также обогатить словарь детей, развивать мышление и приучить детей к самостоятельной творческой работе.
Основные цели и задачи.
Развитие фонематического восприятия.
- Гласные звуки и буквы
- Твёрдые и мягкие согласные
- Глухие и звонкие согласные
- Дифференциация гласных и согласных
Развитие слогового анализа и синтеза.
- Слоговой состав слова
- Закрепление умения делить слова на слоги
- Определять количество слогов
- Формирование навыка синтеза слов из слогов
- Формирование навыка постановки ударения
- Закрепление понимания смыслоразличительной и форморазличительной роли ударения
- Закрепление умения определять местонахождение ударного слога в слове
Формировать представления о морфологическом составе слова.
Решение данных задач осуществляется на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Программа рассчитана на учащихся 2-3 классов, имеющих дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Продолжительность занятий 40 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальные карточки для логопедической работы в школе
Карточки предназначены для логопедической работы в начальной школе. Заполняются родителями детей....
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе
Книга будет полезна логопедам, работающим в школе....
Логопедическая работа в школе
Основные направления деятельности учителя- логопеда, задачи логопедического курса. Особенности проведения коррекционных занятий с учащимися младших классов....
Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника»
Промежуточные итоги логопедической работы в «Школе будущего первоклассника» МБОУ "СОШ №4" г. Вязники 2012г....
Логопедическая работа в школе по ФГОС
Материал для МО на тему: "Логопедическая работа в школе по ФГОС"...
Организация логопедической работы в школе
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. "Организация логопедической работы в школе"...
Система логопедической работы в школе.
Успешность ребенка в обучении во многом зависит от уровня овладения связной речью. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоц...