Дисграфия
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Конспект занятия по коррекции дисграфии,обусловленной ФФНРс обучающимися 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

При оптической дислексии и дисграфии у детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико - пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

Лексическая тема: День рождения

Грамматическая тема: Правописание имен собственных

Цели и задачи:

  1. Учить дифференцировать «п» и «т» в словах;
  2. Уточнить артикуляцию [п] и [т];
  3. Уточнить связь звука с буквой (небуквенным изображением);
  4. Продолжить работу над дифференциацией [п] и [т] в изолированном виде и в слогах в устной и письменной речи;
  5. Развивать зрительно-пространственные ориентировки;
  6. Развивать буквенный гнозис;
  7. Продолжать развивать конструктивную деятельность;
  8. Развивать фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематические представления;
  9. Развивать зрительное внимание, зрительную память;
  10. Продолжать работу по развитию мелкой моторики;
  11. Тренировать в правописании имен собственных


Оборудование:

  • схема с геометрическими фигурами;
  • карточка с зашифрованной надписью «День рождения»;
  • карточки с небуквенным изображением буквы;
  • карточки с заданием на развитие конструктивной деятельности и буквенного гнозиса;
  • цветная мозайка;
  • карточки с заданием «Веселые буквы»;
  • карточки с зашифрованными именами;
  • карточки с зашифрованными подарками;
  • схема слогового лото;
  • цветные мелки.


Ход урока

№ части

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность учащихся

I

Орг.момент
- Здравствуйте! Сначала сядут девочки, затем мальчики.

 

Ученики занимают свои места

II

Развитие зрительно-пространственных ориентировок, зрительной памяти

  1. Учитель демонстрирует схему «Веселые фигуры»

-Посмотрите на схему, назовите фигуры, изображенные на ней.
-А теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличается треугольник от квадрата?
-Чем отличается прямоугольник  и квадрат?

2.- Назовите, что находится в центре схемы?
-В правом верхнем углу?
-В левом нижнем углу?
-Между треугольником и квадратом? итд.
Где находится овал? тд.
3. -Запомните, как расположены фигуры, я сейчас уберу схему, а вы подскажите мне, где находились фигуры.
Учитель убирает схему, и рисует на доске пустые клетки «схемы» под подсказки учеников задавая вопросы:
- Сколько фигур на схеме?
- Какие?
- Назовите их?

 

 

Треугольник, квадрат, ромб, трапеция, прямоугольник
У треугольника 3 стороны, а у квадрата-4 стороны.
У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника нет.
Круг.

Квадрат.
Прямоугольник.
Ромб.

В правом нижнем углу.

III

Сообщение лексической и логопедической темы
Детям раздаются карточки, на которых зашифрована тема:
- Чтобы прочитать эту надпись надо сначала прочесть части слов в кругах, а затем части слов в квадратах. Что получилось?
-Да мы сегодня побываем на дне рождения. А что дарят на день рождения?
-Какой  звук первый в слове «подарок», а в слове квадрат «последний»?

-Сегодня мы будем различать эти звуки, а главное буквы П и Т.
-Но нам надо подготовиться к дню рождения, т.к. там будут шутки, загадки, шарады, задания на различение букв П и Т.

 

 

 

День рождения.

 

Подарки!

[п]
[т]

IV

Связь буквы и звука.
1
.Сравнение [п] и [т] по артикуляции.
Совместно с детьми выясняется ,что при артикуляции [п]:
-губы сомкнуты,
-между зубами небольшое расстояние,
-язык плашмя лежит на дне ротовой полости,
-голосовые связки разомкнуты, не вибрируют (привлекаются тактильные ощущения),
-при произнесении есть толчок воздуха.
При произнесении [т]:
-определенного положения губ нет,
-зубы разомкнуты,
-кончик языка находится за верхними зубами и плотно примыкает к ним,
-голосовые связки разомкнуты,  не вибрируют (привлекаются тактильные ощущения),
-при произнесении есть толчок.
2.
Сравнение по звучанию.
-Чем похожи эти звуки?
-Эти звуки звонкие или глухие?
3. 
Демонстрация письменных строчных букв «П» - синего цвета, «Т»- красного цвета.
4. 
Произношение и письмо букв в воздухе карандашом.
5.
Сравнение по начертанию.
-Чем похожи буквы П и Т.
-Чем они отличаются?

-давайте букву П будем обозначать- //, а букву Т- ///.
6. 
Связь буквы с небуквенным изображением.
-Посмотрите, на ветке набухла ПОЧКА. Какую букву мы можем увидеть на этом изображении?
Показ соответствующего рисунка.
-По небу плывет ТУЧА. Какую букву мы в ней видим?
7.
Графическое обозначение цветом
-Давайте договоримся ,что сегодня букву П –мы будем писать синим карандашом, а букву Т-красным карандашом. 
- Чтобы хорошо подготовиться ко дню рождения потренируемся эти буквы различать на письме.
ФИЗМИНУТКА (любая)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При произнесении есть воздушный толчок.
Голосовые складки не вибрируют.

 

У них есть одинаковые элементы «   », «   ».
У буквы п-2 элемента, у буквы т-3 элемента.

 

Букву «П»

 

Букву «Т»

 

V

Конструктивная деятельность.
1. Сложить букву «П» из синей мозаики.
Сложить букву «Т» из красной мозаики.
2. –Сложите буквы П и Т из элементов.
-Получите букву П из буквы Т.
-Какой элемент надо добавить к букве П, чтобы получить букву Т.
3
. Детям раздаются карточки с заданием (а).
-В задании 1 обведите два элемента синим карандашом, из которых получится буква П. А теперь обведите красным карандашом элементы из которых получится буква Т.

 

VI

Развитие буквенного гнозиса.
1.-Во 2 задании обведите красным карандашом букву Т, отбросив лишние элементы. Затем синим карандашом обведите букву П, отбросив лишние элементы.
-Сколько получилось букв П, а сколько букв Т?
2.
Задание на отдельных карточках(б). 
-Обвести правильно написанные буквы карандашом/мелком соответствующего цвета.
3. 
Раздаются следующие карточки (в).
-Обведите соответствующим цветом только буквы П и Т.
Посчитайте буквы П написанные в первой строчке, затем буквы Т написанные на второй строчке.

 

 

 

4
4

VII

Письменные тренировочные задания.
1.- Открываем тетради, записываем тему: 
«РАЗЛИЧАЙ БУКВЫ П И Т»
- Давайте отгадывать загадки, а помогут их отгадать схемы на доске.
Кланяется, кланяется, придет домой растянется. 
///.//..  (топор)
Кто пасет овец и коз, там, где луг травой зарос?
//..///.. (пастух)
2. Дети получают карточки с заданием. (г)
-Прочитайте что здесь написано. Спишите, вставляя вместо наклонных палочек нужные буквы, подчеркните их соответствующим цветом.
3. «Веселые буквы»
Раздаются карточки (д)
-Заменив в словах букву П на букву Т вы получите новые слова. Запишите эти пары слов, подчеркнув буквы соответствующим цветом.
4. Правописание имен собственных
-Выполнив следующее задание вы узнаете, кто приглашен на день рождения.
Раздаются карточки (е).
Как зовут детей? 
Ребята, что это за слова?
-А как они пишутся?
-А какие еще слова пишутся с большой буквы?
-Запишите имена детей в тетрадь, подчеркнув буквы П и Т.
5.-Посмотрите, что ребята принесли в подарок? Чтобы это «расшифровать» надо послушать и внимательно смотреть на доску (ё).
Эта рыба - непростая, постепенно возникая, говорит она с тобой!
Букву ты поставь вначале, где всего одна черта, после ту, где две  скрестились. Что  же дальше появилось? Строго выбирай места!
Последовательно выполняй задания, и получатся слова.
Запишите в тетрадку слова, которые получились. Подчеркните буквы П и Т.
6. Раздаются карточки (ж) на одной стороне картинки, на другой кроссворд.
-Начинайте читать слово с самой большой коробки к коробке поменьше и тд.
-Что получилось?
-Какая буква первая?
-Какие подарки приготовили дети вы узнаете разгадав кроссворд (з), а помогут нам картинки 
( с изображением ответов: пенал, вертолет, поезд, самокат, конструктор, куртка, велосипед)
-Впишите слова в кроссворд.
7. Развитие фонематических представлений:
- Дети подарили цветы, название которых начинаются на букву «П» или «Т», назовите их.

-На дне рождения ребята играют в разные игры, разгадывают игры, ребусы, шарады. Вот некоторые из них:
8. «Слоговое лото»(и)
-Прочтите слоги и составьте с ними слова. Какие слова получились?
-Запишите их в два столбика, слова начинающиеся с буквы П слева, с буквы Т справа. Не забудьте выделять нужным цветом буквы нашего занятия.
9. «Лесенка» (Й)
-Придумайте слова по схеме –лесенке. Черточка обозначает букву/звук, запишите их в тетрадь, подчеркните «нужные» буквы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петя, Катя, Таня, Павел, Тоня.
Имена.
С большой буквы пишутся имена, названия стран, городов, рек и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подарили Торт и Цветы

 

 

 

 

Подарки
«П»

 

 

 

 

Пионы, подснежники, первоцветы, пижма, тюльпаны и др.

 

VIII

Домашнее задание:
-Следующее задание с дня рождения выполните дома, запишите в тетрадь виды транспорта, в названии которых есть буквы П и Т, выделите их нужным цветом.

 

IX

Подведение итогов:
-Давайте вспомним, какие буквы мы сегодня изучали?
Они похожи по звучанию? Чем? Они похожи на письме? Чем? Чем они отличаются на письме? Каким цветом мы договорились только сегодня обозначать эти буквы?

 

X

Оценка. Организация окончания задания.
-Вы сегодня очень хорошо работали! Молодцы! Вы полностью  готовы ко дню рождения с разнообразными заданиями!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Статья «Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии)

laquo;Дисграфия у младших школьников» (Виды дисграфии). Статья сопровождается материалом практической направленности/...

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Дисграфия, виды дисграфии у школьников, приемы коррекции

Статья адресована учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям. В ней рассматривается проблема расстройства письма школьников - дисграфия, ее виды и приемы коррекции в зависимости от вида...

Методическая разработка по исправлению дисграфии у младших школьников "Игры и упражнения для исправления дисграфии у школьников 1-2 класса"

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок неможет овладеть письменной речью не из-з...