Развитие умений и навыков анализировать текст
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Развитие умений и навыков анализировать текст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_s_razvitie_umeniy_i_navykov_analizirovat_tekst.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова С .П.
Учитель-логопед МОУ СОШ №36
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ.
(Рекомендации для учителей начальных классов)
На третьем этапе коррекционно-развивающего обучения мы приступаем к работе по совершенствованию связной речи. Это направление коррекционного воздействия уже осуществлялось на I и II этапах обучения в связи с усвоением грамматических понятий о звуковом и морфологическом составе слова. На III этапе данный аспект реализуется в процессе работы над текстом. Основной целью данного этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности и последовательности его;
- отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания.
Эти цели реализуются в определенной последовательности:
- Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искаженных вариантов ( пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т.д.).
- Развитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания; связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания.
Мы отобрали и систематизировали дидактический материал для работы по развитию умений и навыков анализировать текст.
Тема рассказа. Заголовок. Основная мысль текста.
Тема - это то общее, что объединяет предложения в тексте . Каждое предложение в тексте соотносится с его темой и друг с другом. Именно этим отличается текст как тематическое единство от случайного набора предложений.
Тема - то, что «скрепляет», соединяет по смыслу отдельные предложения в единое целое-текст.
Заголовок - это как бы «вывеска» текста. Из него можно узнать, о чем пойдет речь в тексте. Заголовок отражает тему (иногда основную мысль) текста.
Основная мысль текста – это самая главная мысль, которой подчиняется весь текст.
Виды заданий по данному направлению:
- Прочитай стихотворения. В каких из них одинаковая тема? Назови ее. У какого стихотворения иная тема? Вырази ее в заголовке.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (М. Исаковский)
Вот у теплой печки кот
Песенку свою поет:
День сегодня за окошком
Хмур, хмур, хмур…
Подремлю в тепле немножко
Мур, мур, мур… (И. Полянская)
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе … ( А.С. Пушкин)
- Какие из этих заголовков подробнее сообщают о теме текста?
Муравьишка - Как муравьишка домой спешил
Щенок - Как я щенка обучал
Друзья - Про кота Ваську и его друзей
3. Прочитай внимательно предложения. Есть ли среди них предложения на одну тему? Можно ли их соединить так, чтобы получился маленький рассказ?
1. Рос на лугу жёлтый, как солнышко, одуванчик.
2. В саду уже поспела малина.
3. Но однажды утром вместо яркого жёлтого солнышка появился белый пушистый шарик.
4. На лесной поляне растет огромная старая ель.
5. Дунул ветер, и полетели во все стороны от шарика белые парашютики - пушинки.
6. Стволы у березок тонкие, белые.
7. Летит пушинка, а под ней на тонком волоске – семечко.
4. Прочитай стихотворение В. Орлова и определи его тему. Как ты думаешь, какой из предложенных заголовков придумал сам автор? («Ежонок», «Дружная семья», «Колючий ребенок»)
У ежей подрос ежонок –
Замечательный ребенок.
Но боятся мама с папой
Малыша погладить лапой.
5. Прочитай текст, обрати внимание на его заголовок. Определи тему текста. Найди в тексте два лишних предложения; они не соответствуют теме и заголовку.
Красавец павлин
Павлин – красивая птица. Он ставит хвост кругом, и на хвосте – синие кружочки с золотым и зеленым. А сам павлин блестит. На голове у него торчком стоят перышки, как иголочки с шишечками. В зоопарке можно увидеть много диковинных зверей и птиц. С особым интересом посетители всегда рассматривают хищников.
6. Прочитай текст и найди в нем часть, которая не соответствует заголовку. Придумай к тексту другой заголовок, который бы объединил все предложения.
Тушканчики
Тушканчики – диковинные зверьки: тельце мыши, уши зайца, ноги кенгуру и львиный хвост с кисточкой! Днем спят, а бегают по ночам. И как бегают! Все зверьки на четырех ногах, а они – на двух – как птицы!
Много диковинного в пустыне. Даже еж здесь не простой, а ушастый. Уши у него большие и очень чуткие. В пустыне с другими не прожить, очень уж тихо там по ночам. А глазами можно и близорукими обойтись – все равно ночью темным-темно. (По Н. Сладкову)
7. Прочитай басню « Лев, медведь и лисица». Определи основную мысль. Какова мораль басни?
Лев, медведь и лисица.
Лев и медведь добыли мяса и стали за него драться. Медведь не хотел уступать, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лиса увидела промеж них мясо, подхватила его и убежала.
*Выбери свой ответ из следующих вариантов.
1. Медведь и лев равны по силе.
2. Медведь и лев драчливые животные.
3. Если спорщики не уступают друг другу, то проиграют в споре оба.
8. Определи тему, найди предложение, в котором выражена основная мысль.
В пещерах живут летучие мыши Они очень полезны! Мелкие-ушаны и нетопыри- поедают комаров и москитов. Крупные- подковоносы- питаются бабочками и жуками, которые вредят сельскому хозяйству . Летучие мыши не любят шума, света, дыма, костров, они беззащитны- особенно зимой когда впадают в спячку. Ребята берегите летучих мышей!
9. Как бы вы озаглавили каждое стихотворение-загадку? Почему их не озаглавили авторы?
Его работа в глубине на самом дне.
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не легок и не прост,
Как космонавт плывёт он среди звёзд. (водолаз)
Он спускается в забой
Его работа под землёй. (шахтёр)
Мастер, мастер помоги - прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди - мы пойдем сегодня в гости. ( сапожник)
Я им стучу, стучу, стучу.
Я гвоздик им заколочу.
Я табуретку им собью,
Я им подкову сам скую.
Он честный друг,
Он лучший друг
Моих рабочих рук. (молоток)
10. Найди предложения, которые считаешь лишними, отвлекающими от раскрытия основной мысли.
Белый медведь.
Это белый медведь. На снегу его совсем незаметно: шуба белая и снег белый, один нос черный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, нос он прикрывает лапой. Детеныши у тюленя совсем белые. Их так и называют - бельки.
Сотни километров проходит медведь по льдам в поисках добычи. Попадется полынья на дороге - он прыгнет в полынью и плывет до льдины. Вместо ног у него ласты.
Бедняжка
Сидит зайка – ветки обдирает, горькую кору гложет. Тяжело зимой кормиться. Жалко малыша. Дожить бы бедненькому до лета. Ведь летом раздолье – всякой еды вдоволь. Ешь не хочу. Большой вред приносят зайцы лесу, обдирая кору молодых деревьев.
11. Соответствует ли содержание текста его названию? Подберите более точное название.
Зима.
Сильный холод сковал пруд. Снег покрыл весь берег. Катя взяла коньки и побежала на каток. Она встала на лед. Девочка сделала первый шаг и покатилась.
12. В чем хочет убедить нас Петя, т.е. какую основную мысль он хочет раскрыть? В каком предложении текста прямо выражена основная мысль?
Мне очень нравится отдыхать в деревне у бабушки. В деревне всегда весело. Мы с бабушкой ходим в лес за земляникой и грибами. Целыми днями купаемся в речке с ребятами, ловим рыбу или играем в разные игры. По вечерам мы с бабушкой читаем интересные книги. На будущее лето я обязательно поеду к бабушке в деревню.
Текст. Части текста. Смысловая зависимость между предложениями.
Текст - это несколько предложений, объединенных смысловой, структурной, грамматической и интонационной целостностью.
Текст - это группа предложений, связанных по смыслу, записанных в строгом порядке.
Структура текста:
- Зачин, начало (оно подготавливает читателя к чтению основной части текста).
- Основная, главная, средняя (часть)- в ней сообщается самое главное, рассказывается, что произойдёт с героями рассказа. Она состоит из нескольких предложений.
- Концовка, конец показывает: текст завершен ,автор сказал все, что хотел, подводит итог сказанному или выражает основную мысль текста.
Виды заданий по данному направлению:
1 . Восстанови последовательность предложений в тексте так, чтобы получился понятный рассказ.
Встал Миша, отряхнулся. Весело ребятам зимой! Миша съехал в сугроб и упал. Ребята катались на лыжах с горы. Подъехал Вася и смеётся.
2 . Прочитай текст. Что затрудняет тебя в определении его основной мысли? Восстанови и прономеруй порядок следования частей.
Путники и медведь.
Ушла медведица прочь, спустился приятель с дерева и спрашивает , что ему медведица на ухо шептала. А тот в ответ: « Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые тебя бросают в беде!»
Басня показывает, что настоящие друзья, познаются в опасностях
Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведица. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым ; и когда медведица придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что, говорят, мертвецов зверь не трогает.
- Все ли части текста сохранены? ( Начало, основная часть, конец)
Вчера я был в цирке и видел тигров.
Какие они красивые и сильные!
Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зеленым огнем. Лапы упругие .
А когда тигры рычат, видны белые острые клыки.
- Придумайте заключительное предложение. (Тигр - очень красивое животное).
4. Прочитай текст. Как он построен? Где начало, средняя часть и концовка? О чем мы узнали, прочитав каждую часть? На какую тему текст?
Снеговики.
В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков.
Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой поменьше, а третий совсем крохотный. Руки у них сделаны из веточек. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
Стоят снеговики и меня дожидаются.
- Подумай, чем может закончиться сказка. Озаглавь её.
Катается Сёмка на санках с горки. А на дворе стужа. Мороз трещит. Ребята давно по домам разбежались. Только Сёмка никак не может с горкой расстаться.
Мороз сердится на Сёмку: то в рукавицу к нему заберется, то за щеки его ущипнет. А Сёмке хоть бы что - знай смеётся! Наконец, не на шутку Мороз рассердился - хвать Сёмку за нос и говорит:
-А ну марш домой непоседа!
- Да как же я домой пойду?- обиделся Сёмка. - Ты же меня за нос держишь.
Не утерпел тут Мороз, рассмеялся.
( Автор закончил сказку так: « Ну,-говорит,- коли так, катайся себе на здоровье!» И отпустил Сёмкин нос.
- Перед тобой начало текста. Как ты думаешь, о чем он? Попробуй его закончить.
Любимое занятие.
Серёжа очень любит рисовать. А вчера папа купил ему замечательные сказки…
- Придумай продолжение и конец рассказа.
У нас живет пушистый кот Васька. Наш кот большой проказник. Однажды кот заметил на берёзе гнездо грача.
- Найди начало, среднюю часть, концовку текста. Соедини их так, чтобы получился рассказ.
Собака и её тень.
И осталась собака ни при чем.
Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет. Она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки. Того мясо вовсе не было, а свое волною унесло.
Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. ( по Л. Толстому.)
- Прочитай начало и конец сказки « Как мужик гусей делил»
У одного бедного мужика не стало хлеба.
Вот он и задумал попросить хлеба у барина.
Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.
-О чем ты узнал из начала и конца сказки? А что пропущено в тексте?
10. Прочитай текст. Озаглавь его. Какая концовка в скобках больше подходит к этому тексту? Почему?
В густой траве спрятался боровичок.
Шляпка у него темно-коричневая. Ножка толстенькая, светлая. Весь он очень важный. …
( Я не люблю собирать грибы. Такой гриб жалко и срезать!)
- Определи, где начальная часть текста, средняя и концовка. Собери текст. Озаглавь.
- Славная птаха!
Не птица, а птичка, конечно, но мне она и тогда показалась птицей. Она очень внимательно посмотрела на меня. Глаза у нее карие, грудка серая – снизу светлее, сверху чуть темнее, а клюв с крючком. Лапы черные. И пестринки по бокам.
Однажды у меня на окне появилась птица.
- Растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Пробила сугроб и сухую листву. Там, где она упала, показалась зеленая стрелочка. А на ней расцвел голубой цветок. Смотрит на снег и удивляется. Не рано ли я проснулся? Нет, не рано; пора, пора – запели птички.
Вот так и наступила весна.
Разбудило солнышко лес.
План текста. Опорные слова.
План текста - схема построения текста.
План отражает основное содержание текста, фактически его можно рассматривать как самое краткое изложение текста. План помогает увидеть последовательность событий.
Слова, по которым можно определить тему текста, называются опорными словами. Они отражают основное содержание текста и служат как бы опорой при пересказе текста. Они несут большую смысловую нагрузку в раскрытии темы текста.
Работа над планом в ходе логопедических занятий должна быть использована не только как коррекционное средство, но и как способ организации учебной деятельности. В процессе работы над планом дети учатся определять тему высказывания, отделять главные мысли от второстепенных, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию различных приемов мыслительной обработки материала: членение материала по смыслу на отдельные куски, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа.
1. Отгадай сказку по опорным словам.
Маленькая девочка, Красная Шапочка, бабушка пирожок и горшочек масла …
2. Игра « Назови опорные слова» к сказке Чуковского « Муха- Цокотуха» и докажи, что они являются опорными.
3. Игра « Продолжи сказку». Логопед называет по одному опорному слову, дети по очереди рассказывают сказку.
4. Будем сказку сочинять.
Дети читают опорные слова из знакомой сказки « Курочка ряба» ( дед, баба, курочка, яичко, мышка). Логопед предлагает к ряду опорных слов добавить слова: «мальчик- с -пальчик» и «цветик- семицветик». Предлагает сочинить свою интересную сказку.
5. Постарайся по ключевым словам пересказать рассказ « Снегири и коты».
Снегири, уселись, на яблонях, коты, тут как тут, устроились на нижних ветках, тоже вроде яблоки, соображают, у котов хвост, у яблок - хвостик, улетают снегири.
6. Какие слова ты ещё выделил бы как ключевые? Подчеркни их, объясни, почему ты отобрал именно эти слова.
КОШКА.
Это кошка Маруська.
Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила.
Сидит Маруська сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а её котёнок-маленький ,ему мурлыкать неинтересно.
Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, топорщится.
7. Игра « Найди еще опорные слова в тексте» ( в этом тексте нужно найти еще 2 слова).
ЕЖ И ЗАЯЦ.
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
- Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
- Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
8. Игра «Добавьте опорные слова». Продолжите ряд слов.
Старик, старуха, испекла, …., …., …., …., ….
Теремок, мышка, лягушка … , …., …., …, ….
9. Игра «Найдите лишнее слово»:
- Лиса ,журавль, в гости, тарелка, кувшин, воробей;
- Маша, заблудилась, медведи избушка, испекла.
10. Прочитай два текста и найди 4 – 5 опорных, самых главных (по твоему мнению) слова.
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». (Л.Н. Толстой)
Вода к вечеру так нагрелась в речке, что когда мы залезли, то чуть не обожглись. Хоть я плавать не умею, все равно я залезла и, держась за камень, бултыхала ногами. Вдруг я почувствовала, что меня кто-то щекочет. Я встала и увидела рыбу.
11.Составь по вопросам (плану) рассказ, используя данные в скобках слова. Выбери подходящий заголовок: «Зима», «Игры детей», «Зимние забавы детей».
- Какое настало время года?
- Что делают ребята во дворе? (играют, бегают, лепят)
- Что они делают на катке? (катаются, догоняют, веселятся)
- Что придумали Юра и Лена? (покатать собачку Дымку)
- Что случилось? (вырвалась, залилась звонким лаем)
12. Прочитай рассказ и вопросы – план пересказа. Можно ли по этому плану последовательно изложить события? Если нет, исправь ошибки. Подбери название.
Женя и Юра жили в деревне. Они ходили в деревенскую конюшню. Мальчики помогали конюху кормить и поить жеребят. Однажды заболел жеребенок Орлик. Женя и Юра поили его чистой водой, кормили свежей травой. Скоро Орлик поднялся на ноги.
- Что случилось с Орликом?
- Куда ходили Женя и Юра?
- Как ухаживали за ним мальчики?
- Где жили мальчики?
- Что стало с жеребенком?
13. Прочитай план рассказа, можно ли по нему составить рассказ. Если нет, исправь. Какова основная мысль текста? Озаглавь.
1) Скворец выпущен на волю.
2) Спасение скворца.
3) Кот поймал скворца.
- Возвращение домой.
- Время года.
- Мои ощущения во время грозы.
- В лес по грибы.
- Гроза.
14. Прочитай текст. На сколько частей можно его разделить? Назови каждую часть и озаглавь рассказ.
Алеша здоров и вынослив. Он дружит с водой. Особенно мальчик увлекается плаванием. Алеша часто работает в саду, помогает взрослым. В саду он дышит свежим воздухом. Миша слабый, он часто болеет. Мальчик редко бывает на свежем воздухе. По утрам он не делает даже зарядку. Миша много смотрит телевизор или читает.
15. Прочитай рассказ. О чем он? Составь план рассказа, используя данные названия, которые подходят по смыслу: «Жалобный писк», «Мокрый щенок», «Страх прошел», «Дождь в лесу», «Гроза», «Птицы и животные спрятались», «Коля испугался».
Это было вечером. Разразилась гроза. Стало темно. Маленький Коля испугался. Он выбежал из дома. В испуге споткнулся и упал. Он заплакал. Вдруг Коля услышал жалобный писк. Коля протянул руку и нащупал мокрого щенка. Коля поднял щенка и побежал домой. Страх у него прошел.
16. Прочитай рассказ. Озаглавь его. Определи самое главное в каждой части рассказа (а их всего четыре). План запиши.
Мы купили в зоологическом магазине маленького цыпленка, закутали его в вату, принесли домой и назвали Цыпом.
А у нас в квартире жила охотничья собака Зента. Всю свою жизнь она охотилась за разными птицами и спокойно вытерпеть птичий запах не могла. Медленно она вошла в комнату и остановилась над Цыпом.
Цып пискнул и поднял вверх свой розовый носик. Тут все увидели, что у Зенты к носу прилипла крупинка гречневой каши. Цып тоже увидел крупинку. Он разбежался, прыгнул и клюнул Зенту в нос. Крупинка исчезла.
Никогда еще Зента не видела такой маленькой храброй птицы. Растерянно оглянулась Зента на нас и тихо вышла из комнаты.
( По Б. Емельянову)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативы сформированности умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации на разных ступенях обучения. Виды работ с текстом.
Виды работ с текстом в начальной школе...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...
Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).
Слайдовая презентация соответствует теме и содержанию урока...
аттестационная работа по теме "Формирование и развитие устных математических умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития"
В данной работе отражены теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с ЗПР...
Развитие умений и навыков в упражнениях и подвижных играх
Развитие умений и навыков в упражнениях и подвижных играх...