Современный урок . Конструктор логопедического занятия . Дифференциация звуков т-д,ть-дь-
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему

Современный урок . Конструктор логопедического занятия . Дифференциация звуков  т-д,ть-дь-

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                            МАОУ СОШ №36 г. Челябинск,

                                                                                              Учитель-логопед высшей категории

                                                                                                           Морозова Светлана Петровна.

  1.  Конструктор логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв т-д , ть-дь"
  2. 2 класс


Раздел: "Звуки и буквы" 

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'] в слогах и словах

Грамматическая тема: согласование существительных с прилагательными.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Птицы»

Форма проведения: фронтальная

Тип занятия: объяснение нового материала.

Группа: обучающие 2 класса,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленное нарушение речи системного характера..

Продолжительность урока: 45 минут

 Цель занятия:

  • Дифференцировать  звуков [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
  • уточнить артикуляционный уклад при произношении звуков [д] -[т], [д']-[т'];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д'] – [т'] в слогах, словах, предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся номинативной и адьюктивной лексикой;
  • уточнить  способы согласования  в числе и роде;
  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение птиц, звуковые  схемы.

Лексический материал: слоги, слова, насыщенные изучаемыми звуками.

Технологическая карта коррекционного занятия

Дифференциация звуков Т-Д, ТЬ-ДЬ в слогах и словах.

Этап  урока

Организационно- технологический блок

Деятельность

учителя

  1. Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к учебной деятельности

Задачи - организация, подготовка, учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата на уроке;

Форма – фронтальная;

Средства – языковые;

Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу;

Прием контроля – зрительный, устный;

Принцип– психологической комфортности.

Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность.

Учитель напоминает детям пословицу об учении, актуализируются знания о том, чему учились на прошлых занятиях

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

.

Задачи - актуализирование знаний учащихся о звуках т-д ,ть-дь при выделении их из слогов и слов, в пробном действии произнесение этих звуков в слогах, словах ; фиксирование затруднений  в деятельности.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – воспроизведение знаний, умений.

Приемы контроля – устный.

Принцип –

 деятельности.

 

Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (на фонематическое восприятие и представления) и его самостоятельному осуществлению.

Учитель выставляет плоскостные фигурки птиц «дятел, трясогузка»

Фиксирует встречающиеся в речи детей ошибки.

  1. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3 Постановка Учебной задачи

Предлагает детям назвать тему урока.

Логопед спрашивает у детей, научились ли они различать звуки т-д.

Педагог просит ребят определить цель сегодняшнего занятия.

Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику с целью  развития артикуляционной моторики

Логопед спрашивает у детей, где все говорится о звуках  т-д, ть-дь .Предлагает проанализировать и сравнить опорные схемы произношения звуков, т.к. может быть они помогут научиться различать  их.

  1. Регулятивные:
  2. Целеполагание;

Познавательные:самостоятельное формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

Задача – создание алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д,ть-дь в слогах и словах.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – создание алгоритма рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности, творчества.

Учитель помогает создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д.

С помощью подводящего диалога логопед помогает детям создать алгоритм рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

 

1. Сопоставление по артикуляции

– Посмотрите в зеркало и определите, что помогает нам произносить звуки [д] – [т]. Когда мы их произносим, наш язычок и губы ведут себя совершенно одинаково. Разница лишь в том, что при произнесении звука [д] участвуют голосовые связки, то есть горлышко наше работает, мы произносим звук с голосом. Приложите ручку к горлу тыльной стороной и ощутите сами. А при произнесении звука [т] горлышко не работает, то есть, звук произносится без голоса.

– Какой вывод мы можем сделать? (звук Д произносится с голосом, значит он звонкий, а звук Т произносится без голоса – значит, он глухой).

– Какими буквами обозначаются эти звуки? (буквами Дэ и Тэ).

– Вспомним, как они пишутся.

*логопед предлагает упражнения, направленные на различение букв ТЭ, ДЭ, среди схожих по начертанию букв (б-д,т-п),

  1. Личностные: учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения  новой частной задачи.

Познавательные:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Регулятивные

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к к  координации различных позиций в сотрудничестве.,  строить понятные для партнера высказывания.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

      6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Физминутка

7.Рефлексия учебной деятельности.

Задачи – закрепление знаний на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков.

Форма -фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания на новый способ действия.

Приемы контроля  - устный.

Принцип – деятельности

Задача – Выполнение заданий  нового типа, осуществление его самопроверки, выявление  и корректирование возможных ошибок.

Форма - индивидуальная

Средства - языковые, наглядные

Результат - самостоятельное выполнение задания нового типа.

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности

Организует выполнение заданий на новый способ действия.

 -Ребята, посмотрите на доску, назовите то, что изображено одним словом.

«Птицы»

(Дятел дрозд, петух, клест, трясогузка, утка, индюк, лебедь, ястреб, дрофа, свиристель, чечетка,, ласточка, страус, куропатка)

Какие виды птиц вы знаете? Дикие и домашние, перелетные и оседлые нелетающие и малолетающие)

-.Педагог показывает изображение птицы, просит ее назвать и выделить изучаемый звук. используя алгоритм рассуждения и опорные схемы, определить звонкость-глухость звука, выбрать нужную букву и  определить ее место.

Отбор картинок со звуками Т-ТЬ-Д -ДЬ

Перед вами девочки- Тоня и Даша . Тоне нравятся птицы, в названиях которых есть звуки т, ть. А Даше нравятся птицы ,  в названиях которых есть звуки д, дь .Разложите иллюстрации птиц со звуком Т-ТЬ-Тоне, со Звуком Д-ДЬ-Даше.

2.Работа   в парах . Чтение слогов.

-Посоветуйтесь друг с другом Какие задания можно предложить  при работе с данной карточкой?

Да-до-ду-ды ди-ти-те-тя-тю

та-то-ту-ты-да-то-ду-ты

ди-де-дю-ти-де-дя-тю

Памятка: «Учимся работать дружно»

3. Самомассаж.

Пальчиковая гимнастика Посчитайте пальчики.

 В каких словах есть звук Д,ДЬ?(седьмой, девятый, десятый)

.В каких словах есть звук Т,ТЬ?(второй, третий, четвертый, пятый, шестой, десятый)

В каких словах нет этих звуков?(первый).

4.Работа в тетрадях.

Работа со слогами.

Логопед:

-Когда птицы парят над землей, их взору открываются все красоты нашей земли.

-Как вы думаете , что птицы могут видеть?

( Ответы детей)

– Я вам буду называть слова, а вы будете записывать в свои тетради только слог, в котором есть звуки д – т, д'-т'. Действовать с опорой на алгоритм и тактильные ощущения.

Слова: дубы, сосны, тополь, берёза, домик, дача, деревня, телега, дорога, города, цветы.

– Проверим, какие слоги вы записали. (ду, то, до, да, де, те, до, да ,ты.)

(Проводится коллективная проверка)

_ Оцените свою работу по памятке№2

    Аист

-Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

-Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой, После правою ногой,

После левою ногой

Вот тогда придешь домой.

Работа со словами-омонимами.

Логопед:

Предлагаю поиграть в игру «Назови слово».

– Перед вами зашифрованные слова. Давайте разгадаем первое слово. Какой третий звук, в слове «ветка»; какой звук перед звуком М в слове «сом»; третий звук в слове «чемодан»?

– Какое слово получилось? (слово «том»).

-Замените глухой парный согласный на звонкий парный согласный.

-Какое слово получилось? (Дом)

-Каким звуком отличаются слова? (отличаются звуками– т-д)

-Запишем слова ДОМ, ТОМ в столбик в тетради Подчеркните одной чертой т, а двумя – д.

– Чем отличаются слова уточка – удочка? Душ-тушь? Дочка-точка?

 -У каждой птицы есть дом.

-Я буду называть слова , а вы записывайте только те слова,  которые могут обозначать жилища птиц. При этом  букву Д обведите зеленым карандашом, а букву Т –синим .

Предложить  ребенку, испытывающему трудности понимания инструкции повторить  задание для НЕЗНАЙКИ.

Слова:

(Гнездо, квартира, гостиница, отель, дупло, кусты ,школа, класс, болото, пустыня, вода,  птичий двор, трава, автомобиль.)

Логопед:

-Поменяйтесь тетрадками и проверьте друг у друга правильность выполнения задания. (сверка с доской)

-Поднимите «зеленый светофор» те, кто не допустил ни одной ошибки. МОЛОДЕЦ!

Жёлтый , у кого1-2 ошибки.- Будь внимателен!

Красный- Опасность .Тебе еще нужна помощь.

по памятке№1

Фиксирует новое содержание, изученное на уроке, помогает организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Над какой темой мы работали на уроке?

-Какую цель ставили?(Научиться различать звуки Т-Д)

_Удалось ли достичь поставленной цели?

-Оцените свою работу на уроке с помощью слов

Я запомнил...

Я смог...

Я затруднялся...

Как вы старались говорить на занятии?

Все вы сегодня хорошо потрудились. Скажите себе  и друг другу спасибо.

.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи, в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат, строить рассуждения , основанные на анализе

Универсальные логические действия: классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат, строить рассуждения , основанные на анализе

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; приобретать опыт работы  в паре.

Использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: строить рассуждения, основанные на анализе. Осуществлять синтез, сравнение, классификацию по заданным критериям

Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: анализировать слова с целью выделения в них парных согласных.

   

Познавательные: строить рассуждения, основанные на анализе.

Регулятивные:

Развивать умение принимать и понимать словесную инструкцию. Развитие концентрации внимания, переключения внимания- саморегуляция деятельности с учетом  меняющейся инструкции.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: анализ информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Личностные: учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Самоопределение.

Регулятивные: развивать умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: решать орфографические задачи   .

Регулятивные: использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова, путём изменения формы слова или подбора родственных слов.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Регулятивные.

Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: устанавливать приченно-следственные связи(при обозначении на письме парного согласного)

Регулятивные: Развивать умение осуществлять самоконтроль.

Познавательные: строить рассуждения, основанные на анализе. Осуществлять синтез, сравнение, Контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Познавательные: владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.;

  1. Конструктор  логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв т-д , ть-дь"
  2. 2 класс.


Раздел: "Звуки и буквы" 

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'] в словосочетаниях и предложениях.

Грамматическая тема: уточнить конкретное значение предлогов до, от, под, приставок  по, под, от .Совершенствовать умение изменять падежные формы.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Птицы»

Форма проведения: фронтальная

Тип занятия: закрепление  материала на уровне словосочетания и предложения..

Группа: обучающие 2  класса, имеющие нарушение чтения и письма, обусловленное нарушением речи системного характера..

Продолжительность урока: 45 минут (первое полугодие.)

Цели занятия:

  • Дифференциация звуков [д] – [т], [д'] – [т'] в словосочетаниях и предложениях с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
  • закреплять знания детей о звуках   д] – [т], [д'] – [т'];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д'] – [т'] в  словосочетаниях и предложениях и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся прилагательными;
  • упражнять в практическом образовании  формы Родительного падежа существительных;
  • упражнять в правильном употреблении предлогов. до, от, под;
  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям.
  • Формировать интерес к  устному народному творчеству(пословицам)

Оборудование занятия: магнитная доска, маркер, цветные магниты, рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер.

Дидактический материал: изображение птиц, дерева, гнезда, берега.

Лексический материал:  словосочетания,  предложения ,насыщенные изучаемыми звуками.

Технологическая карта коррекционного занятия

Дифференциация звуков Т-Д, ТЬ-ДЬ  в словосочетаниях и предложениях.

Этап  урока

Организационно- технологический блок

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

  1. Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к учебной деятельности

Задачи - организация, подготовка, учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата  на уроке;

Форма – фронтальная;

Средства – языковые;

Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу;

Прием контроля – зрительный, устный;

Принцип– психологической комфортности.

Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность.

Логопед читает скороговорку:

Дятел на суку сидит.

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит.

Носом в небо угодит.

-В чем особенность этой скороговорки?(Часто повторяются звуки –т-д, ть-дь)

Настраиваются на урок.

Дети произносят скороговорку, быстро, четко.

Вспоминают  то, что учились правильно произносить звуки т-д,ть-дь, различать звонкие и глухие парные согласные звуки в слогах и словах, использовали опорные схемы.  

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Задачи - актуализирование знаний учащихся о звуках т-д, ть-дь при выделении их из слов, в пробном действии произношение этих звуков в словосочетаниях и предложениях; фиксирование затруднений в деятельности.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – воспроизведение знаний, умений.

Приемы контроля – устный.

Принцип –

 деятельности.

 

Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (на фонематическое восприятие и представления) и его самостоятельному осуществлению.

-Назовите слова, в которых встретились сразу два звука (т-д) (Дятел, долбит, угодит)

Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробных действий.

Дети выделяют первые и последние звуки в слове «долбит»  в слове. Актуализирует знания о птицах.

  1. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3 Постановка Учебной задачи

Предлагает детям назвать тему урока.

Логопед спрашивает у детей, научились ли они различать звуки т-д, ть-дь в слогах и словах? А в словосочетаниях и предложениях?

Педагог просит ребят определить цель сегодняшнего занятия.

Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику с целью  развития артикуляционной моторики.

.

Ученики снова выделяют звуки из слов.  Называют тему занятия, указывают на то, не научились различать звуки т-д., ть-дь  в словосочетаниях и предложениях.

Формулируют цель занятия.

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ' – Т ' в словосочетаниях и предложениях

 Выполняют артикуляционную гимнастику.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики». Барабанщик», Пулеметчик»

  1. Регулятивные
  2. Целеполагание;

Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

Задача – создание алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д, ть-дь в словосочетаниях и предложениях.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – создание алгоритма рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности, творчества.

Учитель помогает создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д.

Логопед:

Как же мы будем достигать поставленной цели?

Логопед предлагает дать характеристику

« дежурным» звукам.

 

 

Дети создают алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д.

Дети составляют план достижения цели.

1.Составлять словосочетания со звуками т-д,ть-дь.

2.Составлять предложения  со звуками т-д,ть-дь.

3 Быть внимательным.

4.Применять полученные знания   на прошлом уроке.

Дети вспоминают алгоритм рассуждения при дифференциации т-д, ть-дь, используя опорные схемы произношения и написания

 Характеристика звуков, соотнесение с символами для их обозначения.

Дети дают характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5,

.

  1. Личностные: учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения  новой частной задачи.

Познавательные 

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к к  координации различных позиций в сотрудничестве.,  строить понятные для партнера высказывания.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

 

Физминутка

     

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.Рефлексия учебной деятельности.

Задачи – закрепление знаний на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков.

Форма -фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания на новый способ действия.

Приемы контроля  - устный.

Принцип – деятельности

Задача – Выполнение заданий нового типа, осуществление  его самопроверки, выявление и корректирование возможных ошибок.

Форма - индивидуальная

Средства - языковые, наглядные

Результат - самостоятельное выполнение задания нового типа.

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности

Организует выполнение заданий на новый способ действия. 

.1. Различение звуков на уровне словосочетания(работа с карточками)

Логопед :

–Прочитайте слова первого столбика

(шумный ,надутый, задиристый,  поющая, стремительный, быстрый,  изящная, длинноногий)

- прочитайте слова второго столбика:

 ( яс.реб, пе.ух, с.раус, .ятел, ин.юк, свирис.ель, лас.очка, аис.)

-«Подружите слова» первого и второго столбиков, прочитайте получившие словосочетания.

Закройте названия птиц. Запишите по памяти словосочетания , вставьте пропущенные буквы , подчеркните буквы т-д. Решайте другие орфографические задачи. Предложить  ребенку, испытывающему трудности понимания инструкции повторить  задание для НЕЗНАЙКИ

Логопед:

-Сверьте свою работу с доской. (Надутый индюк,  шумный дятел, задиристый петух,  стремительные ястребы, быстрый страус, изящная ласточка, поющая свиристель, длинноногий аист)

-В каких ситуациях люди говорят: «Надутый, как индюк»( Обиженный, недовольный).

- Устно составьте предложение со словосочетанием

 « стремительные ястребы» Оцени свою работу   по памятке№2 

Ветер дует нам в лицо.Закачалось деревцо.Ветер тише, тише, тише.Деревцо все выше, выше

1.Игра-упражнение

» Посчитай птиц» 

У каждого ребенка    карточка с изображением разных птиц в количестве от 5 до 10.  (Пять дроздов, шесть дятлов, семь индюков ит.д.)

-Поменяйтесь тетрадями, сверьте работу с образцом

-Оцените  работу  друг друга по памятке№2

2.Различение звуков на уровне предложения. –

Логопед:

-У вас на столах карточки. Прочитайте пословицы , вставьте пропущенные буквы Т или Д. Запишите в тетрадь любые 2 пословицы

 - Поработайте в паре, как вы понимаете значение каждой пословицы.

-Действуйте по памятке «Работай дружно»

Ви.но п.ицу по полё.у.

 Воля п.ичке .ороже золо.ой кле.ки.

 Знает п.ица,что без Ро.ины

не го.ится.

 У  каж.ой п.ашки- свои замашки.

 Всякая п.ица своим пером гор.и.ся.

-Проверь свою работу свою работу по памятки №1.

. Правильно ли ты вставил буквы? ( Сверка с доской)  

Работа с предлогами.

Логопед: 

Вот так птица - какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой! (Лебедь)

-Составьте предложения из слов. 

Лебедь, долететь,  до, остров.

Подлететь, лебедь, под, мост.

 От, берег, лебедь, река, отлететь.

– Запишем схему предложения « Лебедь долетел до острова.» в тетради.

– Давайте найдем в словах и впишем в схему буквы Дэ и Тэ. Запишите предлог ДО в схему.

– Проверьте, правильно ли вы записали. (Слайд )

– Запишем схему предложения «Лебедь подлетел под мост.».

(Предложение разбирается аналогично. Один ученик записывает на доске.)

-Чем отличаются слова(подлетел, полетел, отлетел)? Выделите общую часть.

- Какие вы молодцы, вы все правильно сделали!

Логопед :

- Мы добились цели урока?

-Над какой темой мы работали на уроке?

-Какую цель ставили?(Научиться различать звуки Т-Д)

_Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие задания мы выполняли, чтобы достичь результата?.

-Оцените свою работу на уроке с помощью слов

Я запомнил...Я смог...

Я затруднялся...

Как вы старались говорить на занятии?

Какие задания для вас были наиболее интересными?

Все вы сегодня хорошо потрудились. Скажите себе  и друг другу спасибо.

.

Выполняют в форме коммуникативного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков. Т-Д, ТЬ-ДЬ

Дети устно составляют словосочетания, согласовывая слова в числе и роде

Используют алгоритм рассуждения.

Дети составляют словосочетания,  подбирают проверочные слова для безударной гласной и парного согласного, подчеркивают  буквы Т-Д .

Дети высказывают свои предположения.

Дети выполняют движения ,согласно тексту.

Самостоятельно выполняют задание нового типа, осуществляют его самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.

Дети считают количество птиц, записывают в тетрадь, решают орфографические задачи, подчеркивают буквы т-д

 

Дети   вписывают пропущенные буквы Т_Д,. Выписывают 2 пословицы. Объясняют  смысл пословиц.

Дети оценивают свою работу.

Устно составляют предложения из слов, чертят схемы, вписывают в схемы  буквы Т-Д и предлоги, называют грамматическую основу.

У доски работает ребенок

.

.

-ДА.

1. Научились различать  звуки Т-Д,ТЬ-ДЬ в словосочетаниях и предложениях.

 

Дети вспоминают все виды деятельности на уроке.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи, в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат, строить рассуждения , основанные на анализе

Универсальные логические действия: классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат, строить рассуждения , основанные на анализе

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; приобретать опыт работы  в паре.

Использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: развивать умение логически мыслить: анализировать слова с целью выделения в них парных согласных.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

   

Познавательные: строить рассуждения, основанные на анализе.

Регулятивные:

Развивать умение принимать и понимать словесную инструкцию. Развитие концентрации внимания, переключения внимания- саморегуляция деятельности с учетом  меняющейся инструкции.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: анализ информации.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания

Личностные: учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Самоопределение.

Коммуникативные: учитывать разные мнения ,стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: развивать умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: решать орфографические задачи   .

Регулятивные: использовать приём планирования учебных действий при подборе проверочного слова, путём изменения формы слова или подбора родственных слов.

Коммуникативные:

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Регулятивные.

Оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи()

Познавательные: строить рассуждения, основанные на анализе. Осуществлять синтез, сравнение, Контролировать и оценивать результат деятельности

Регулятивные: Развивать умение осуществлять самоконтроль.

.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

  1. Конструктор логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв т-д , ть-дь"
  2. 2 класс.


Раздел: "Звуки и буквы" 

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [д]-[т], [д']-[т'] на уровне текста..

Грамматическая тема: правильно оформлять предложения на письме и интонационно устно.

Лексическая тема: Обогащение словаря по теме «Птицы» прилагательными, синонимами.

Форма проведения: фронтальная

Тип занятия: закрепление материала на уровне текста.

Группа: обучающие 2  класса,  имеющие нарушение чтения и письма, обусловленное нарушением речи системного характера.

Продолжительность урока: 45 минут (первое полугодие.)

Цель занятия:

  • Дифференцировать  звуков [д] – [т], [д'] – [т']  на уровне текста с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции;
  • закреплять знания детей о звуках   д] – [т], [д'] – [т'];
  • дифференцировать звуки [д] – [т], [д'] – [т'] в  тексте и обозначение их на письме соответствующими буквами;
  • активизировать, уточнить и обогатить словарный запас обучающихся прилагательными, синонимами;.
  • Формировать умение замечать логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий;
  • упражнять в употреблении слов сложной слоговой структуры;
  • развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
  • развивать и тренировать двигательно-моторную координацию, зрительно – пространственный гнозис и праксис;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление и память;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • воспитывать умение работать в заданном темпе;
  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать культуру произношения;
  • способствовать воспитанию усидчивости и внимательности;
  • формировать интерес к логопедическим занятиям;
  • Формировать нравственные принципы учащихся;
  • воспитание познавательной активности.

Оборудование занятия: карточки с деформированным текстом  магнитная доска,  рабочие тетради, ручки, карандаши; экран, проектор, компьютер, орфографический словарь, презентация «Птицы»,

Дидактический материал: карточки с текстами, памятки, контурное изображение птиц

Лексический материал: текст, насыщенный звуками Т-Д.ТЬ-ДЬ

Технологическая карта коррекционного занятия

Дифференциация звуков Т-Д, ТЬ-ДЬ  в  тексте.

Этап  урока

Организационно- технологический блок

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

  1. Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к учебной деятельности

Задачи - организация, подготовка, учащихся к работе на уроке; обеспечение благоприятного микроклимата на уроке;

Форма – фронтальная;

Средства – языковые;

Результат – готовность к уроку, положительный настрой на работу;

Прием контроля – зрительный, устный;

Принцип– психологической комфортности.

Создает положительную мотивацию к уроку, включает учащихся в учебную деятельность.

Логопед читает стихотворение:

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво

Тихо сядьте, спинки прямо.

Вижу, класс наш – хоть куда,

Мы начнем урок тогда.

 

Желаю вам, чтобы сегодня на уроке у вас все получилось.

Настраиваются на урок.

Учащиеся занимают свои места

Учащиеся приветствуют присутствующих на уроке.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: волевая саморегуляция

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Задачи - актуализирование знаний  учащихся о звуках т-д, ть-дь при выделении их из слов текста, в пробном действии произнесение  этих звуков в текстах, фиксирование затруднений в деятельности.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – воспроизведение знаний, умений.

Приемы контроля – устный.

Принцип –

 деятельности.

 

Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы учащихся.

Мотивирует учащихся к пробному учебному действию (на фонематическое восприятие и представления) и его самостоятельному осуществлению.

-Логопед: 

 Джерри прислал Тому письмо. Давайте прочитаем  его содержание:

«Торогой Дом тавай с добой тружить.»

После такого письма Том  еще больше рассердился на

Джерри. Как вы думаете почему?

Актуализируют имеющиеся знания и способы действия, фиксируют индивидуальные затруднения в выполнении пробных действий.

 Дети  фиксируют ошибки в тексте. И обосновывают причину гнева Тома.

  1. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3 Постановка Учебной задачи

Логопед:

Предлагает детям назвать тему урока.

Логопед спрашивает у детей, научились ли они различать звуки т-д, ть-дь в слогах и словах? А в словосочетаниях и предложениях? А в тексте?

Педагог просит ребят определить цель сегодняшнего занятия.

Логопед предлагает выполнить артикуляционную гимнастику с целью  развития артикуляционной моторики.

- Проводим артикуляционную гимнастику (используется презентация «Веселый язычок»)

.

  Называют тему занятия, указывают на то, не научились различать звуки т-д., ть-дь  в текстах

Формулируют цель занятия.

– Сегодня мы будем учиться различать звуки Д – Т, Д ' – Т ' в тексте.

 Выполняют артикуляционную гимнастику.

Упражнения для язычка: «Улыбочка», «Трубочка», «Лопаточка», «Часики». Барабанщик», Пулеметчик»

Учащиеся выполняют артикуляционную гимнастику согласно слайдов .

  1. Регулятивные:
  2. Целеполагание

Познавательные: самостоятель-

ное формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

 

 

 

Задача – создание алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д, ть-дь.

Форма – фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – создание алгоритма рассуждения при выборе нужного звука и буквы.

Приемы контроля – устный.

Принцип – деятельности, творчества.

Учитель помогает создать алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д.

Логопед:

Как же мы будем достигать поставленной цели?

Логопед предлагает дать характеристику

« дежурным» звукам.

 

 

Дети создают алгоритм рассуждения при дифференциации звуков и букв т-д.

Дети составляют план достижения цели.

1.Составлять текст со звуками т-д,ть-дь.

2.Записывать текст с  т-д,ть-дь.

3 Быть внимательным.

4.Применять полученные знания   при решении орфографических задач..

Дети вспоминают алгоритм рассуждения при дифференциации т-д, ть-дь, без опоры  на схемы произношения и написания

 Дети дают характеристику звукам:

  • [д] – согласный, звонкий, твердый, его символ – синий квадратик с колокольчиком;
  • [д'] – согласный, звонкий, мягкий, его символ – зеленый квадратик с колокольчиком;
  • [т] – согласный, глухой, твердый, его символ – синий квадратик;
  • [т'] – согласный, глухой, мягкий, его символ – зеленый квадратик. (слайд 5, 6)

  1. Личностные: учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения  новой частной задачи.

Познавательные 

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

 Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к к  координации различных позиций в сотрудничестве.,  строить понятные для партнера высказывания.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

 

Физминутка

Лебеди

     

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.Рефлексия учебной деятельности

Задачи – закрепление знаний на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков.

Форма -фронтальная.

Средства – языковые, наглядные.

Результат – выполнение задания на новый способ действия.

Приемы контроля  - устный.

Принцип – деятельности

Задача – Выполнение заданий нового типа, осуществление его самопроверки, выявление и корректирование возможных ошибок.

Форма - индивидуальная

Средства - языковые, наглядные

Результат - самостоятельное выполнение задания нового типа.

Приемы контроля - устный

Принцип - деятельности

Организует выполнение заданий на новый способ действия. 

. Различение звуков на уровне текста.

 Логопед показывает контуры  птиц, предлагает  определить название птиц.

( Снегирь, дятел, ворона, сорока, аист)

-Какая птица лишняя? (Аист)

1 Ознакомление с текстом

(работа с карточками) 

- Какое предложение  в тексте находится не на своем месте.?

..ина и .оля  решили помочь перна.ым .рузьям

Нас.упила суровая зима.

В зимнюю пору п.ицам прихо.и.ся особенно трудно.

Тру.но дос. ать пищу под глубоким снегом.

Они смас.ерили кормушки и развес ли их в лесу .

 Сле.елись синицы и снегири.

Они с.али клева.  крошки хлеба, кусочки сала, семена арбузов.

П.ицы – наши .рузья. Помоги п.ицам и .ы.

 

Задания к тексту:

-Прочитать текст, озаглавить.

вставить пропущенные буквы Т-Д, записать в тетрадь основную часть.

-Найти в тексте синонимы

( птицы, пернатые друзья)

-Подчеркнуть родственные слова.(.Зима. зимнюю)

Лебеди.

Лебеди летят, Крыльями машут.

Прогнутся над водой

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, тихо на воду садятся.

Логопед просит учащихся повторить , какие задания предстоит выполнить в данном тексте, чтобы  реализовать поставленные перед уроком цели?

Упражнение  «Ищем  одну ошибку»

(Работа  в паре)

Памятка : Учимся работать дружно»

У детей один текст на двоих

Начиная с конца текста, дети ищут одну ошибку.

Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи, за ними ласдочки и кукушки. Последними на зимовку улетают

журавли, утки, гуси и лебеди.
Некоторые птицы летят днем, другие – ночью. Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле.
Логопед :

- Мы добились цели урока?

-Над какой темой мы работали на уроке?

-Какую цель ставили?(Научиться различать звуки Т-Д на уровне текста)

_Удалось ли достичь поставленной цели?

- Какие задания мы выполняли, чтобы достичь результата?.

-Оцените свою работу на уроке с помощью слов

Я запомнил...Я смог...

Я затруднялся...

Как вы старались говорить на занятии?

Какие задания для вас были наиболее интересными?

Все вы сегодня хорошо потрудились. Скажите себе  и друг другу спасибо.

.

Выполняют в форме коммуникативного взаимодействия задания на новый способ действия, с проговариванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков.Т-Д, ТЬ-ДЬ

Остальные -зимующие.

Учащиеся читают текст по цепочке, называют звук и показывают букву (на карточке), которую надо вставить в слово.

Дети высказывают свои предположения, какое предложение в тексте стоит не на своем месте.

.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Самостоятельно выполняют задание нового типа, осуществляют его самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.

Дети называют последовательность выполнения заданий, переписывают  вторую часть текста ,подчеркивают вставленные буквы.

-ДА.

1. Научились различать  звуки Т-Д,ТЬ-ДЬ в  тексте

 

Дети вспоминают все виды деятельности на уроке.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи, в сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат, строить рассуждения , основанные на анализе

Универсальные логические действия: классификация (отнесение предмета к группе на основе заданного признака.

Познавательные:

Контролировать и оценивать процесс и результат, строить рассуждения , основанные на анализе

Регулятивные: Развивать умение осуществлять самоконтроль

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: развивать умение логически мыслить: анализировать слова с целью выделения в них парных согласных.

 Строить рассуждения, основанные на анализе, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме

Регулятивные:

Развивать умение принимать и понимать словесную инструкцию. Развитие концентрации внимания, переключения внимания- саморегуляция деятельности с учетом  меняющейся инструкции.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: анализ информации.

Личностные: учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Самоопределение. 

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; приобретать опыт работы  в паре. Использовать в общении правила вежливости.

Коммуникативные: учитывать разные мнения ,стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: развивать умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: строить рассуждения, основанные на анализе. Осуществлять синтез, сравнение, Контролировать и оценивать результат деятельности.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия"Дифференциация [ч]-[щ] в словосочетаниях и предложениях"

На индивидуальном логопедическом занятии проводятся упражнения для развития кинестетических и кинетических движений руки, а также развития зрительного восприятия и мелкой моторики. Речевой материал по...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].

Тема логопедического занятия: «Дифференциация  звуков[Ч] -  [Щ]».. В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционны...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М".

Конспект логопедического занятия "Дифференциация  букв  Л-М". Тема логопедического занятия: "Дифференциация букв Л-М". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образ...

Логопедическое занятие "Дифференциация твердых и мягких соглассных"

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация твердых и мягких согласных" для обучающихся 1 класса . Тип урока:  урок изучения нового материала...

логопедическое занятие "дифференциация звуков з-ж" в 4 классе(VIIIвида)

Подгрупповое занятие для учащихся с ОВЗ,с использованием логопедической программы "Игры для тигры"....