Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС.
статья по теме

Абрамова Ольга Викторовна

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_v_usloviyah_fgos.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность классного руководителя в условиях ФГОС.

Абрамова О.В.

МОУ « Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 36» (Саранск)

И воспитание, и образование нераздельны.

 Нельзя воспитывать, не передавая знания,

 всякое же знание действует воспитательно.

Л.Н.Толстой

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью. Важным считается не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни». Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, профессиями.

Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя) – вот те задачи, в решении которых школе замены нет. Развитие средств массовой информации и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Сейчас в общественном сознании происходит переосмысление социального предназначения школы. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать, оценивать свои результаты, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Всё выше перечисленное может получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые определены в ФГОС второго поколения. В чём суть стандартов второго поколения и чем они отличаются от предыдущих стандартов? Одним из новшеств стандартов второго поколения, которое будет замечено всеми участниками образовательного процесса, следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д. В нашей школе функционирует «Школа искусств» В группе продленного дня дети посещают такие отделения, как

«Хореография», «ИЗО - студия», индивидуальные занятия игры на фортепиано. В спортивно- оздоровительном направлении работают секции

«Футбол», «Легкая атлетика», «Теннис». В группе продленного дня  дети посещают районный Дом творчества. Накоплен большой опыт предоставления ученикам возможности занятий по интересам в рамках дополнительного образования, поэтому это направление деятельности для нас не является новым, сложным. Наш опыт интеграции основного и дополнительного образования позволит эффективно, качественно организовать внеучебную деятельность школьников.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В духовно- нравственном направлении я взяла курс  уроков «Я-гражданин России», который рассчитан на 4 года. Целью курса является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками. Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности, на основе общечеловеческих ценностей. Уроки проходят в форме бесед, встреч с интересными людьми, просмотром и обсуждением видеоматериала, экскурсий.

Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Для начальной школы разработаны такие сценарии уроков, как « Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» (автор Л.А. Обухова). Второй год я с удовольствием использую эти курсы в своей работе в группе продленного дня. Дети с удовольствием являются участниками бесед, практических занятий, дискуссий. Книга содержит полностью разработанный курс занятий для школьников 1-4 классов. Целью курса является обучение детей бережному отношению к собственному здоровью и приемам его сохранения.

Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: «Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек». Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

Эффективность духовно-нравственного воспитание младших школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в положительную сторону.

В.А. Сухомлинский сформулировал: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Список используемой литературы

1.Е.Н. Арсенина Внеклассные мероприятия в начальной школе.- Волгоград: Учитель, 2005.-185 с.

2.М.К. Антошин Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе. Москва: Айрис-пресс,2003.

3.Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа» 2009. №2.-с.65

4.А.Я.Данилюк и др. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Весник образования.-2009.-№17.-9-13 с.

5.Н. И. Дереклеева Родительские собрания 1-4 классы. Издательство «ВАКО»-2003.-С. 9-44

6.Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. - Москва: « ВАКО»-2007.-288 с.

7.О.Н. Урбанская Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. - М.: Издательство «Просвещение»,.1986.-с.13

8.Т.В. Кружилина доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального и специального образования «Формирование педагогического сознания родителей в условиях современной общеобразовательной школы» ФГОС: начальное общее образование/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

9.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. – М.: Просвещение, 2008. – 21 с. – (Стандарты второго поколения).

10.Ш.А. Амонашвили здравствуйте, дети!: Пособие для учителя.-2-е изд.-М.: Просвещение, 1988.-208 с.

11.Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров Дайте планете шанс!: Кн. Для учащихся. - М.: Просвещение, 1995.-154-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут....

Деятельность классного руководителя в условиях внедрения ФГОС

деятельность классного руководителя в начальной школе...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

Всякий из нас, кто предполагает,что может руководить другими,должен постоянно и напряженно учиться.Анатолий Васильевич Луначарский...

Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей....

Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС

Презентация предназначена для выступления на м/о классных руководителей...