Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников
материал по логопедии на тему

Ульянова Светлана Леонидовна

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собрании родителей будущих первоклассников. Тема выступления: Речевое развитие детей (этапы и сроки появления).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления)

   Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.

   Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет.

В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Развитие речи ребёнка до 6-ти  лет

1. Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)                                                                                                1-2 мес.

2.  Гуканье, гуление (Ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)                                                    1,5-3 мес

3.  Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)                                                              4-5 мес.

4.  Лепетные слова (Ребенок использует в речи «нянькин язык»: слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.))                                                            8 мес. — 1 год 2 мес.

5.  Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)          1 год 6 мес. — 2 года 2 мес.

6.  Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)    1 год 9 мес. — 2 года 6 мес.

7.  Появление грамматических форм слова (Ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.)                                         2 года 4 мес. — 3 года 6 мес.

8.  Словотворчество (Ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка)                                                     2 года 6 мес. — 3 года 5 мес.

9.  Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом                                                2 года 6 мес. — 3 года 6 мес.

10.  К концу четвертого года жизни появляется шепотная речь.

11.  Начиная с четырех лет, фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время ребенок легко запоминает и рассказывает стихи, сказки, передаёт содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои  игровые действия, что свидетельствует о формировании регулятивной речи.

12.  К пяти годам ребенок усваивает обиходный словарь.

13.  В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов.

14.  К концу пятого года жизни ребенок начинает овладевать контекстной  речью, т. е. самостоятельно создавать текстовое сообщение.

15.  Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным.

   Важным в ранние периоды развития речи является общение ребенка со взрослым. Но при этом к речи взрослого предъявляются особые требования. Речь должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной, многословие затрудняет понимание высказываний взрослого и поэтому тормозит формирование активных реакций у ребенка в ответ на обращенную к нему речь.

   Если к пяти годам ребёнок не освоил произнесение звуков «р», «л», свистящих, шипящих, или все звонкие согласные произносит глухо, а твёрдые – мягко, обязательно надо обратиться к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки и, соответственно, буквы, что, естественно, скажется на успеваемости. Логопедические занятия требуют довольно много времени и сил, поэтому данную проблему желательно разрешить в том же пятилетнем возрасте, за год до поступления в школу, чтобы у ребёнка был достаточный срок для полного усвоения и закрепления новых умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию будущих первоклассников

В презентации определены основные особенности будущих, первоклассников. даны рекомендации родителям....

презентация к родительскому собранию будущих первоклассников

В презентации определены основные особенности будущих, первоклассников. даны рекомендации родителям....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 2012

С недавних времен наши первоклашки стали на год моложе: теперь обучение начинается не с 7, а с 6 лет и 6 месяцев. Именно столько им должно быть на 1 сентября 2012 года и это одно из первых условий при...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников.

Программа “Школа России”(под ред. А. Плешакова)Если путь твой к познанию мира ведёт, -Как бы ни был он долог и труден - вперёд!...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников.

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в 1 класс школы?...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников Назначение работы: опыт, представленный в статье, будет полезен для начинающих педагогов, для педагогов, имеющих затруднени...