Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у учеников начальной школы.
статья по логопедии на тему

Материал содержит авторский взгляд на формирование позитивного отношения к правильной речи у учеников начальной школы в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи у учеников начальной школы.

        Анализируя содержание ФГОС начального общего образования, следует отметить:

  1.  «Предметные результаты … должны отражать … формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека…»      (п. 12 Гл.II).
  2. Одной из задач реализации содержания предметной области «Филология» является «развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений»  (п.19.3 Гл. III).
  3. «Метапредметные результаты… должны отражать …активное использование речевых средств… для решения коммуникативных и познавательных задач…» (п. 11 Гл.II).
  4. «Метапредметные результаты… должны отражать …готовность слушать собеседника и вести диалог» (п. 11 Гл.II).

Всё вышесказанное я представила от лица младшего школьника с нормой развития  как два берега реки  - левый и правый. Но что является мостиком, переброшенным через эту реку и кто должен его построить?

А мостиком, по-моему, является позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое формируют разные факторы: воспитание в семье, средства массовой информации, коллектив класса, личность учителя и др.

        Как же происходит движение по этому мостику? Один из возможных вариантов движения такой:

  1. Успешное участие в общем деле (проектная деятельность, участие в конкурсах, публичное выступление на значимом мероприятии и др.)
  2. Награда как поощрение участия в общем деле.
  3. Награда как способ мотивации.

Среди наиболее известных и популярных теорий воздействия на поведение является теория инструментального научения К.Халла, которая показывает, как факт успеха становится поощрением, т.е. достижение успеха само по себе является своеобразной наградой. Эта награда становится еще ценнее, когда она сопровождается выражением тёплых чувств и признания со стороны людей, мнение которых ученик уважает. В свою очередь награда, являясь способом мотивации, формирует позитивное отношение к правильной устной и письменной речи.

Является ли движение по этому мостику односторонним? С первого взгляда кажется, что да: возможность, мотив, конечный  результат. Но при более тщательном анализе оказывается, что движение, к сожалению,  двустороннее. Неблагоприятное социальное окружение, отрицательное воздействие средств массовой информации, низкое качество воспитательной работы в школе (классе) и другие причины заставляют учеников двигаться в обратном направлении.  Следовательно, желание учеников общаться и стремление быть яркой личностью необходимо активно использовать  в педагогических целях, формируя позитивное отношение к правильной устной и письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Приёмы развития письменной речи учащихся в начальной школе.

В материале представлены основные виды работ по развитию письменной речи учащихся начальных классов....

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Целесообразность работы по развитию устной и письменной речи учащихся в начальной школе. Борзенкова И. М.

Статья о целесообразности работы по развитию речи учащихся  начальных классах....

Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе.

Доклад на методическом объединении учителей коррекционной школы "Коррекционная работа по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся в коррекционной школе"....

Презентация "Формы и методы работы по преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальной школы"

Презентация о видах нарушений устной и письменной речи и методах их устранения....

Фонематический слух - основа правильной устной и письменной речи

В данной статье рассматривается понятие фонематический слух и фонематическое восприятие. Способы диагностики, игры и упражнения по их развитию....