Открытый урок логопеда для учащегося 2 класса по теме: Дифференциация звуков с-ш в словах, предложениях.
план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему
Урок разработан с учетом индивидуальных типологических особенностей ребенка, имеющего умственную отсталость. К уроку добавляется интересная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_urok_differentsiatsiya_s-sh.docx | 22.83 КБ |
prezentatsiya_k_urokut.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [С-Ш] В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
ТЕМА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: БУКВА Ц
Цель занятия: дифференцировать буквы c - ш в предложении
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить сравнивать акустико-артикуляционную характеристику звуков [С]-[Ш]
- формировать номинативную лексику по теме «Зимующие птицы»
- формировать навыки устной и письменной речи на материале скороговорок;
- формировать монологическую речь
Коррекционно-развивающие:
- учить дифференцировать звуки [С]-[Ш] изолированно, в словах, в предложениях на слух, и правильно обозначать их на письме
- развивать фонематическое восприятие, закреплять навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- развивать память, мышление, мелкую моторику
Воспитывать чувство любви к птицам
Оборудование:
Напечатанные изображения героев мультфильма, картинки снегирей и синиц;
Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы, схемы слов (для составления графической схемы предложения), нарисованное дерево;
Интерактивная доска;
Фишки синего и красного цвета, сушки;
Тетрадь.
Ход занятия
- Организационный момент.
Слайд 1
Логопед: «Ваня, добрый день, а день сегодня добрый потому что за окном хорошая погода и у нас гости! Давай друг другу улыбнемся, и поприветствуем наших гостей улыбкой»
(Садимся)
Логопед: «Ваня, сегодня у нас непростой урок. Мы отправимся в сказку. В сказке выросло дерево. За каждый правильный ответ на дерево прилетит птичка. В конце сказки дерево оживет множеством птиц. Ещё в сказку мы возьмем звуки. Отправляемся в сказку.
По волшебному пути в сказку сможешь ты войти,
Только, где же этот путь?
Как нам в сказку заглянуть?
Музыка сейчас раздастся-
В сказку нам попасть удастся!»
(слайд 2)
Логопед: «В какую сказку мы попали?»
Ученик: «В Простоквашино!»
Логопед: «Верно мы попали в Простоквашино, а какие звуки попали с нами в сказку ты узнаешь, разгадав ребус!
(слайд 3)
Какие звуки попали в сказку?»
Ученик: «В сказку попали звуки С и Ш».
Логопед: «Ваня давай вспомним положение языка для звука С.
(слайд 4)
Покажи рукой»
Ученик показывает руку вниз.
Логопед: «Вспомним положение языка для звука Ш»
Ученик показывает руку вверх.
«Ваня, слышим ли мы эти звуки в названии сказки Простоквашино?»
Ученик: «Да»
Логопед: «Какой звук слышим сначала С или Ш покажи стрелочками»
Ученик: «Сначала С, потом Ш»
Логопед: «Правильно и к нам прилетела птичка. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать с первым снегом на рябине он появится опять. Какая это птичка?
Ученик: снегирь.
Логопед: Посади снегиря на дерево.
Логопед: «Перед тобой картинки, выбери из картинок только героев сказки Простоквашино»
(ученик выбирает героев сказки из сл. Картинок: Д.Федор, Шарик, Матроскин, галчонок, Печкин, Крокодил Гена)
Логопед: «Какая картинка здесь лишняя?»
Ученик: Крокодил Гена
Логопед: «А почему?»
Ученик: «Потому что он из другой сказки»
Логопед: «Ты правильно выбрал картинки, назови мне героев сказки»
Ученик: «Федор, Шарик, Матроскин, Галчонок, Печкин.»
Логопед: «Ты правильно все выполнил. Вот они герои сказки»
(слайд 5)
Логопед: «Какая птичка к нам прилетела?» (переворачивает карточку на парте)
Ученик: «Синица»
Логопед: «Посади ее на дерево.»
Логопед: «Давай поприветствуем гостей и поделим слова на слоги! Первый Шарик, (хлопаем) сколько слогов в слове?»
Ученик: «Два»
Логопед: «Поприветствуем Матроскина, Федора, Галчонка, Печкина» (делим слова на слоги)
Пальчиковая гимнастика «Шнуровка ботинка»
Логопед: «Приготовим наши пальчики к письму.
Зашнуруй ботинок.»
( на парте шнуровна-ботинок)
IV. Задание в тетради (взаимосвязь с учителем)
Логопед: «Сейчас открывай тетрадь, посмотри какая буква записана»
Ученик: «Буква Ц»
Логопед: «Чем отличается первая буква от остальных?»
Ученик: «Петелькой»
Логопед: «Преврати букв И в Ц»
Ученик выполняет задание
Логопед: «Молодчина, а какая же следующая птица к нам прилетит?
(Открывает птичку)
Какая это птичка?»
Ученик: «Снегирь»
Логопед: «Чем отличаются птички?»
Ученик: «У синицы желтая грудка, а у снегиря красная»
Логопед: «У снегиря красная грудка и мы его называем
Ученик: «Красногрудый снегирь»
Логопед: «Посади его на дерево»
V. Задание на развитие Ф В
(слайд 6)
Логопед: «По дороге Шарик с Матроскиным заспорили, кому принадлежат предметы? (сок, сова, шапка, шуба, сушка)
( на доске: Матроскин / Шарик )
Поможем ребятам поделить предметы.
Логопед: «Очень хорошо, назови предметы, которые у Шарика»
Ученик: «У Шарика шуба, шапка»
Логопед: «А какие предметы достались Матроскину?»
Ученик: «Матроскину достался сок и сова»
Логопед: «Умничка, а у нас еще птичка. У этой птички желтая грудка
Это...»
Ученик: «желтогрудая синица»
Логопед: «посади желтогрудую синицу на дерево.»
Логопед: «Посмотри Федор пишет письмо,
(слайд 7)
в письме будут слова с буквами С и Ш, мы должны помочь Федору вспомнить как пишутся эти буквы. Волшебными нитями преврати печатные буквы в письменные.»
На доске листок бархатной бумаги и нарезанные нити.
Ученик выкладывает букву С.
Логопед: « На что похожа буква С?»
Ученик: « На разорванное кольцо (месяц, полуовал)» (изображение на слайде)
Логопед: « Сколько нитей ты положил?»
Ученик: « Одну»
Логопед: « Проведи пальчиком по букве проговаривая ее произношение, вот так: (логопед проводит пальцем в воздухе и произносит звук С)
Ученик выполняет задание
А сейчас тоже самое сделай с буквой Ш. Молодец, обведи букву указательным пальчиком и произнеси ее»
Ученик обводит и произносит ее.
Логопед: «Мы помогли Федору вспомнить как пишутся буквы С и Ш.
И к нам прилетела птичка. У этой птицы грудка красная»
Ученик: «Это красногрудый снегирь»
Логопед: «Посади снегиря на дерево.»
Логопед: «Давай немного отдохнем»
Физ.минутка для глаз
Логопед: «Мы отдохнули, а героям пора подкрепиться. Угощать мы будем их сушками.
Сушка это слово, покажи как обозначаем слово
Ученик выкладывает на парте слово
Логопед: «Поделим слово на слоги»
Ученик: «суш-ка, два слога»
Ученик кладет две части слога
Логопед: «Назови звуки по порядку.»
Ученик называет звуки
Логопед: «выложи звуковую схему магнитами»
Ученик магнитами выкладывает звуковую схему
Логопед: «Обозначь буквами звуки слова.»
Ученик выкладывает магнитными буквами слово сушка.
Логопед: «Запиши слово сушка в тетрадь»
Ученик записывает слово в тетрадь.
Логопед: «Ты просто молодчина, и у нас еще птичка (показывает картинку с синицей). Как называется птичка?
Ученик: «Это синица»
Логопед: Угостим героев сушками (предлагает ребенку сушки) Первая сушка Федору, вторая сушка Шарику ...»
(Дальше ученик самостоятельно считает, логопед подсказывает в том случае, если ребенок затрудняется.)
Ученик: «... пятая сушка Печкину.
Логопед: «Скажи кому досталась …..........сушка?
Ученик: «Шарику»
Логопед: «У кого сушка?»
Ученик: «У Шарика»
Работа с предложением
Логопед: «Переверни карточки и составь предложение,
( на карточках: У , (Шарик, Сушка)-изображения, собака.
Какое предложение у тебя получилось?»
Ученик: «У собаки Шарика сушка.»
Логопед: «Посмотри на доску и расскажи, что ты знаешь о предложении.»
(слайд 8)
Ученик: « Первое слово с большой буквы, клички животных пишутся с большой буквы, слова пишем отдельно, в конце ставим точку»
Логопед: «За правильно выполненное задание к нам прилетела еще одна птичка. Это птичка с желтой грудкой. »
Ученик: «Желтогрудая синица.» (логопед дает ребенку птичку, он крепит ее на дерево)
(слайд 9)
Скороговорка
Логопед: «Давай мы с тобой поскороговорим.
Язычок вниз или вверх тебе поможет волшебная подсказка и стрелочки.
(слайд с пикторгаммой)
Бери стрелочки и давай попробуем поскороговорить сначала медленно.
Саша шапкой шишку сшиб.
А сейчас немного побыстрее.
А теперь самостоятельно.»
Ученик сам рассказывает скороговорку.
Логопед: «Мы так здорово скороговорили, что к нам прилетела птичка.
Ваня, посмотри какая это птичка.»
Ученик переворачивает, называет и закреплят птицу на дерево.
Заключительный этап
Логопед: «Ваня все задания выполнены, наш сад ожил в нем поселились птички.
Ваня скажи какие звуки побывали с нами в сказке?»
Ученик: «С нами в сказке побывали звуки С и Ш»
Логопед: «Вспомни слова в которых звук с»
Ученик называет слова
Логопед: «Слова в которых звук ш»
Ученик называет
Логопед: «Какое задание тебе запомнилось?»
Ученик рассказывает
Логопед: «Ваня для чего мы учим звуки с и ш?»
Ученик: «Чтобы красиво говорить и правильно писать.»
Логопед: «Пришла пора прощаться.Герои сказки приготовили тебе подарок , но прежде, чем его получить, ответь на мои вопросы:
- Дядя Федор зовет Шарика домой. Кто на улице?
- Шарик догоняет Матроскина. Кто убегает? Кто догоняет?
- Галчонок слушает Печкина. Кто говорит? Кто слушает?
Логопед: «Ты сегодня такой молодец! И в подарок ты получаешь раскраску с героями сказки. Скажем друзьям: до свиданья, до новых встреч!»
(слайд 10)
Ученик: «До свиданья!»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
C:\Users\User\Documents\к уроку\фр Прос\Дядя Федор 2.wmv
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок произношения в 1 классе по теме: Дифференциация звуков [ с ] - [ ш ]
Данные уроки входят в учебный план школ для детей с нарушениями речи. В первом классе на урок произношения отводится 2 часа в неделю , во втором 1 час....
Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме: «Дифференциация З - С в слогах, словах и предложениях».
Открытое логопедическое занятие в 4 классе по теме:"Дифференциация З-С в слогах,словах и предложениях."...
Презентация к открытому логопедическому занятию в 4 классе по теме: «Дифференциация З - С в слогах, словах и предложениях».
Презентация к открытому занятию по логопедии....
Конспект группового занятия в 2 классе по теме: «Дифференциация звуков [К]-[Г] в слогах, словах, предложениях и тексте»
Закрепление навыков дифференциации звуков и букв К - Г в слогах, словах, в словосочетаниях и тексте. Лексическая тема: "Космос"...
Открытое логопедическое занятие для 1 класса по теме "Дифференциация звуков и букв ж-ш"
Открытое логопедическое занятие было дано на логопедической группе общеобразовательного 1 класса. В группе восемь учащихся, почти все освоили слоговое чтение, четверо учащихся на этапе автоматизации з...
Конспект логопедического занятия в 3 классе по теме: "Дифференциация звуков и букв С–Ц в слогах, словах, предложениях"
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] на слух и в произношении, закреплять правильное обозначение звуков [с]-[ц] в письменной речи (буквы С–Ц).ЗадачиКоррекционно-обучающие:Учить диффер...
Логопедическое занятие для 2 класса на тему : "Дифференциация звуков С-З в словах и словосочетаниях".
Занятие по коррекции дисграфии, направленное на развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа и синтеза....