развитию пространственных отношений
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРЫ ИГР-ЗАДАНИЙ для родителей
по развитию пространственных отношений
у детей мл. школьного возраста
«Ручку правую вперед…»
Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, часто еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них еще путаются в различении правой и левой стороны тела.
Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве к концу дошкольного возраста являются одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных дидактических игр и
упражнений, используя различные игровые приемы, считалки и стишки.
Здесь мы предлагаем Вам только некоторые варианты развивающих игр и заданий
по развитию пространственных представлений, которые по желанию можно дополнить или придумать совершенно новые варианты.
Закрепление правой и левой (руки, ноги, стороны)
Если ребенок до сих пор не уверен, где у него правая, левая рука. Необходимо
ежедневно закреплять эти понятия, используя нехитрые вопросы-подсказки в быту.
Например: «Давай поздороваемся, здороваются всегда правой рукой». Или когда ребенок кушает, спросить: «В какой руке у тебя ложка?» «А какой рукой кукла Маша должна кушать?» «В какой руке твой воин держит пистолет?» Если ребенок сел порисовать, спросите, в какой руке он держит карандаш? После ответа ребенка, обязательно закрепляем, проговаривая: «Пишем, рисуем, берем ложку всегда правой рукой. Правая рука – главная, а левая ее помощница» (исключение, если Ваш ребенок леворукий).
Можно выучить с ребенком такое стихотворение:
Это правая рука.
Она послушна и крепка.
Правой – ложку я держу,
Пса на поводке вожу.
Мячик правая кидает,
А левая ей помогает.
Для закрепления придумывайте тысячи вопросов и заданий: дома, на улице, в помещении, пока ребенок не усвоит где правая, а где левая рука.
Игра «Идем на парад» Предложите ребенку помаршировать левой-правой, делая акцент, то на левой ноге, то на правой (выделяя голосом).
Игра «Зарядка». Ребенок выполняет те действия, которые вы попросите:
— Подними, опусти правую или левую руку;
— Закрой, открой правый или левый глаз;
— Покажи правое ухо правой рукой, левое ухо левой рукой и т.д. Постепенно
задания можно усложнять.
Игра на восприятие пространственных отношений между
предметами: посадите в ряд три игрушки, допустим: кота, зайца и медвежонка. Спросите, кто сидит слева, кто - справа, кто - посередине.
Катая машинку на столе, от одной руки к другой
(руки ребенка лежат на столе), спрашивать, куда сейчас едет машина вправо или влево, или использовать карточки.
«Куда едет обезьянка, кошка направо или налево?». Для закрепления
право и лево используйте разные игры, до тех пор, пока ребенок не станет безошибочно ориентироваться относительно себя.
Таким же образом разыгрывайте и закрепляйте пространственные предлоги: на,
над, под, за, перед. Предположим, попросите ребенка положить карандаш перед компьютером, слева или справа от компьютера, на книжку, под книжку, в ящик стола и т.д.
«Внимательно рассмотри картинку». Скажи, кто или что находится справа, перед, за, на и под. Мальчик сидит ? домом. Собака спит ? лавкой. Кошка сидит ? лавочке ? от мальчика. Цветок растет ? от мальчика. Забор находится ? домом.
Игра «Кто, где, назови» - формирование умений
ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Задаем ребенку вопросы по картинке: «Кто нарисован в правом верхнем углу листа, в правом нижнем, в левом верхнем, в левом нижнем, посередине листа?».
Обучая ребенка «двигаться» в заданном направлении по клеточкам можно предложить следующее задание:
Помоги девочки добраться до домика.
Нарисуй её путь по клеточкам, начиная от стрелочки:
1 клеточка вверх, 2 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2
влево, 2 вверх. Движение по клеточкам можно варьировать и усложнять.
В заключении:
ВАЖНО, чтобы ребенок хорошо ориентировался в схеме своего тела, в пространстве и на плоскости. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе.
Рекомендации подготовила:
Учитель-дефектолог:
МБОУ СОШ № 10
Юзлиева Л.Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок грамматики "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения"
Урок по ФГС в 3 классе для специальной коррекционной школы II вида....
Дидактический материал по грамматике. Тема "Словосочетания, обозначающие пространственные отношения с предлогом - между".
Эти задания могут быть использованы на уроках русского языка и грамматики в начальных классах школы II вида. Выполняя их дети закрепляют полученные знания. Этот материал можно использовать на разных э...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОТРАЖЕНИЕ ИХ В РЕЧИ В ПРЦЕССЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Особенности формирования грамматического сторя речи в детском возрасте....
Презентация к уроку математики "Пространственные отношения сравнение предметов"
Презентация к уроку математики...
Технологическая карта урока математики 1 класс по теме: "Пространственные отношения: "слева", "справа", "сверху", "внизу". (в соответствии с ФГОС)
На данном уроке в ходе практической работы и наблюдений выявляются умения учащихся ориентироваться в пространстве и соотносить понятия:"слева", "справа", "сверху", "внизу"...
Развитие пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра в рамках работы педагога-психолога.
Статья содержит описание практического опыта работы по развитию пространственных отношений у обучающихся с расстройствами аутистического спектра...