Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
статья по логопедии на тему
Преимущества применения компьютерных технологий в специальном образовании. Новые возможности в решении коррекционных задач с помощью компьютерных технологий. Взаимодействие "педагог - компьютер - ребенок". Использование компьютерной технологии " Игры для Тигры" в условиях школьного логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютерных технологий
на логопедических занятиях.
Новые компьютерные технологии применяются в специальном образовании с целью коррекции нарушений речи различного характера. Особенностью этих технологий является то, что они опираются на научно-обоснованные методы коррекции нарушений, учитывают общие закономерности и специфические особенности развития детей, имеют следующие преимущества:
- Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития (А.А.Леонтьев 1967; А.Р. Лурия ,1956).
- Освоение нового вида общения: ребенок-компьютер, что соответствует требованиям современного общества.
Использование компьютерных технологий на современном этапе способствует расширению возможностей:
1. Совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий;
2. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном виде вызывает интерес, что позволяет корректировать недоразвитие памяти, нарушения внимания (неустойчивости и низкой концентрации), стимулирует развитие мыслительной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
3. Значительное повышение мотивации к проведению коррекционных занятий и, как следствие, формирование познавательной мотивации, произвольности внимания, памяти;
4. Способствует формированию элементов эмоционально-волевой сферы,произвольности, т.к решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению результатов, учится планировать свою деятельность, подчиняет свои действия поставленной цели; учится проявлять самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;
5. Развитие произвольной моторики пальцев рук.
Исходя из вышесказанного, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе коррекции речевых нарушений на современном этапе очевидна. Следует только помнить, что использовать общение ребенка с компьютером нужно строго дозировано, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей.
Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной технологии входит в систему общей коррекционной работы в соответствии с потребностями и возможностями детей. Роль учителя-логопеда в тройном взаимодействии: педагог-компьютер-ребенок, является ведущей.
В своей работе я использую компьютерную технологию «Игры для Тигры», разработанную Ларисой Рейновной Лизуновой на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л.Н. Ефименковой,1987; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, 1990; Г.А. Каше,1971; Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, 1999; Р.Е.Левиной, Н.А. Никашиной, 1968, и др., выпущенную на базе Пермского краевого института повышения квалификации работников образования.
Компьютерная технология «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Включает в себя четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика».
Данную программу я использую как элемент занятия в индивидуальном порядке не более 5-7 минут для решения следующих задач:
- Коррекция и развитие просодических компонентов речи ( громкость и тембр голоса, сила и длительность выдоха, темп, ритм, интонация, четкость и разборчивость речи).
- Формирование правильных артикуляционных укладов и достижение Развитие словесно-логического мышления.
- осознанного самоконтроля органов артикуляции при произнесении звуков со стороны ребенка.
- Коррекция звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- Развитие зрительного и слухового внимания, неречевого слуха.
- Формирование и развитие речевого слуха.
- Расширение объема пассивного словаря, формирование и развитие структуры значения слова, грамматического значения слова, введение слова в систему лексических связей.
- Формирование и использование в речи грамматических конструкций разной сложности.
- Развитие словесно-логического мышления.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Консультирование родителей.
- Формирование положительного настроя общения.
Данная программа, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста, дает отличные результаты в работе с первоклассниками, оправдывает энергетические и материальные вложения, создает высокую позитивную мотивацию, соответствует требованиям времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.
Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...
«Использование специальных средств коррекции на уроках»тема выступления: «Использование клавиатуры Clevy при работе с Интернет ресурсами»
Выступление на тифлосеминаре из опыта работы "Использование специальных средств коррекции на уроках" Использование оборудования: JAWS (Job Аcctss Wth Shttch) - программа для чтения с компьтора, ...
Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»
Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...
Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/
Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop.Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/...
СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...