Использование компьютерных технологий на логопедических занятиях
статья по логопедии на тему

Дюкарева Елена Вячеславовна

Преимущества применения компьютерных технологий в специальном образовании. Новые возможности в решении коррекционных задач с помощью компьютерных технологий. Взаимодействие  "педагог - компьютер - ребенок".  Использование компьютерной технологии " Игры для Тигры" в условиях школьного логопункта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

               Использование   компьютерных  технологий

                           на  логопедических  занятиях.

                                                                                                                                               

     Новые  компьютерные  технологии  применяются  в  специальном  образовании  с  целью коррекции    нарушений  речи  различного  характера.     Особенностью  этих  технологий  является   то,   что    они    опираются   на     научно-обоснованные     методы    коррекции  нарушений, учитывают  общие  закономерности и специфические  особенности  развития  детей,  имеют   следующие  преимущества:

  • Элементы  компьютерного  обучения  помогают  формировать  у  детей  знаковую  функцию    сознания,   что    является    крайне    важным    для    их      языкового  и  интеллектуального  развития (А.А.Леонтьев 1967; А.Р. Лурия ,1956).

  • Освоение       нового    вида  общения:   ребенок-компьютер, что     соответствует         требованиям    современного    общества.

          Использование компьютерных технологий на современном этапе способствует расширению возможностей:  

       1.  Совместная      координированная     работа    моторного, слухового и зрительного анализаторов  при  выполнении  заданий;

        2. Учебный     материал,    предъявляемый  в  ярком,  интересном  и  доступном  виде  вызывает     интерес,    что  позволяет    корректировать      недоразвитие     памяти, нарушения    внимания  (неустойчивости    и    низкой    концентрации),    стимулирует  развитие     мыслительной    деятельности (анализа,  синтеза,  сравнения,  обобщения);

       3. Значительное    повышение  мотивации  к  проведению  коррекционных занятий и,  как    следствие,    формирование      познавательной        мотивации,    произвольности  внимания, памяти;

       4.  Способствует     формированию     элементов     эмоционально-волевой   сферы,произвольности, т.к  решая    заданную    компьютерной    программой     проблемную     ситуацию,  ребенок стремится   к   достижению    результатов,   учится     планировать  свою  деятельность, подчиняет свои действия   поставленной  цели;   учится  проявлять  самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

      5. Развитие  произвольной  моторики  пальцев  рук.

     Исходя  из  вышесказанного,   целесообразность  применения  компьютерных  технологий  в     процессе    коррекции   речевых   нарушений    на    современном    этапе    очевидна.  Следует   только   помнить,  что  использовать  общение  ребенка  с  компьютером  нужно  строго  дозировано, учитывая возрастные  и  индивидуальные  возможности  детей.

Решение    учебных   и   коррекционных  задач  с  помощью   компьютерной    технологии  входит   в   систему    общей  коррекционной  работы  в  соответствии  с  потребностями  и  возможностями   детей.   Роль    учителя-логопеда  в  тройном    взаимодействии: педагог-компьютер-ребенок, является  ведущей.

     В     своей    работе   я       использую  компьютерную  технологию   «Игры  для   Тигры», разработанную  Ларисой Рейновной  Лизуновой   на  основе  методик  обучения  детей  с отклонениями     развития  Л.Н. Ефименковой,1987; Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой,     Т.Б. Филичевой, 1990;     Г.А. Каше,1971;   Р.И. Лалаевой,    Н.В. Серебряковой, 1999;    Р.Е.Левиной,  Н.А. Никашиной, 1968, и  др.,        выпущенную   на   базе     Пермского  краевого    института  повышения  квалификации  работников  образования.

     Компьютерная  технология  «Игры  для  Тигры»  предназначена  для  коррекции  общего  недоразвития  речи  у    детей    старшего    дошкольного    возраста   с   легкой  степенью  псевдобульбарной  дизартрии.    Включает  в себя  четыре    блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика»,  «Лексика».

Данную  программу  я  использую  как  элемент   занятия  в  индивидуальном  порядке  не  более  5-7  минут для  решения  следующих  задач:

  1. Коррекция  и  развитие  просодических  компонентов  речи ( громкость и тембр голоса,    сила  и  длительность  выдоха,  темп,   ритм,  интонация,    четкость  и  разборчивость  речи).
  2. Формирование      правильных       артикуляционных     укладов   и    достижение  Развитие  словесно-логического  мышления.
  3. осознанного  самоконтроля     органов    артикуляции  при  произнесении звуков   со  стороны  ребенка.
  4. Коррекция  звукопроизношения  на  этапах   автоматизации  и  дифференциации  поставленных  звуков.
  5. Развитие   зрительного   и   слухового  внимания, неречевого  слуха.
  6. Формирование  и  развитие  речевого  слуха.
  7. Расширение  объема  пассивного  словаря, формирование  и  развитие  структуры  значения  слова,     грамматического  значения  слова,  введение  слова в  систему  лексических  связей.
  8. Формирование  и  использование  в  речи  грамматических  конструкций    разной  сложности.
  9. Развитие  словесно-логического  мышления.
  10. Развитие  коммуникативных  навыков.
  11. Консультирование  родителей.
  12. Формирование  положительного  настроя  общения.

Данная  программа,    рассчитанная   на   детей  старшего  дошкольного  возраста,    дает  отличные  результаты в  работе  с  первоклассниками,    оправдывает  энергетические  и  материальные  вложения,   создает    высокую    позитивную   мотивацию, соответствует  требованиям  времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

«Использование специальных средств коррекции на уроках»тема выступления: «Использование клавиатуры Clevy при работе с Интернет ресурсами»

Выступление на тифлосеминаре из опыта работы  "Использование специальных средств коррекции на уроках" Использование оборудования: JAWS (Job Аcctss Wth Shttch) - программа для чтения с компьтора, ...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop. Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/

Создание интерактивных презентаций с использованием макроса DragAndDrop.Составление и использование кроссворда на уроке в режиме онлайн на сайте http://puzzlecup.com/crossword-ru/...

СТАТЬЯ : Содействие обучению школьников в условиях введения ФГОС формирование и развитие ценностно-смысловых компетенций с использованием проектной деятельности и использованием средств ИКТ.

       Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне ...