Статья "Особенности организации уроков развития речи в 1 классе"
статья по логопедии (1 класс) на тему
Данная статья рекомендована для учителей начальных классов, учителей логопедов, работающик как в условиях массовых школ, так и коррекционных школах V вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации уроков развития речи в 1 классе»
Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождается определёнными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий меняется учебная ситуация и мотивы речи. Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания ученика: нужно требовать от ребёнка рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую картину, почувствовали бы его отношение к высказанному.
Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок понимает в окружающем больше, чем может передать словами. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается малопонятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.
Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям ; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.
В 1 – м классе предусматривается переход от пассивного словарного запаса слов в активный. Об уровне понимания обращенной речи можно судить не по выполняемому действию, а по высказыванию детей.
Задачи данного этапа:
- Закрепление и уточнение словаря детей, и систематическое ознакомление с новыми словами, трудными для самостоятельного усвоения;
- Формирование навыка правильного словоупотребления;
- Активизация словаря, формирование внимания к выбору слова при формулировании мысли.
В 1 – м классе при прохождении тем словарная работа ведется в определенной последовательности: от называния предметов к определению их качеств, к сравнению, установлению между ними простейших связей.
На уроках развития речи в школе V вида дети отрабатывают различные лексические темы. Эти темы дублируются с темами детского сада, а так де вводятся новые темы, такие как: «Здравствуй школа», «Учебные предметы», «В школе», «Оборудование школы». Учащиеся осваивают имена сотрудников школы, названия их профессий, знакомятся с трудом, углубляют свои знания об отношении людей к труду, что сопровождается введением слов, обозначающих качество трудовых действий и отношений. Большое место на уроке отводится работе с наглядным демонстрационным материалом. Например, работая по теме: «В столовой» над глагольным словарем учитель может наглядно продемонстрировать такие глаголы как тереть, резать, разбивать (яйцо). Наблюдая за действиями учителя, проговаривая за ним, а потом и самостоятельно новые слова дети быстрее запоминают и вводят их в речь. На следующих уроках дети при работе с предметными картинками уже испытывают меньше трудностей, при составлении коротких предложений с данными словами.
К концу 1 – го класса учащиеся должны накопить достаточный для общения лексический материал, включающий в себя: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы. Овладение грамматическим строем речи имеет огромное значение, т.к. правильно оформленная речь понятна собеседнику и выполняется на ряду с функцией общения функцию сообщения.
Школьники овладевают грамматическим строем речи на основе наглядного представления:
- Ориентировка на звуковую форму слова;
- Установление общей звуковой формы, константной в разных словах;
- Соединение этой формы с неким элементом, явлением действительности;
- Установлением «жесткой» связи звукокомплекса с данным явлением и, как следствие этого, перенос данного звукокомплекса на все лова для обозначения данного явления.
Алгоритм изучения любой грамматической категории осуществляется следующим образом: слуховое восприятие – активное использование – дифференциация. Здесь активное использование состоит из нескольких этапов: составление словосочетаний, предложений, текстов. Дифференциация проходит сначала на более простом, а затем на усложненном материале.
Учащихся с общим недоразвитием речи важно научить пользоваться различными конструкциями вопросительных предложений. С этой целью полезно предлагать упражнения на составления вопросов по ходу деятельности детей (например, один ученик совершает действие, другой – задает вопрос, третий - отвечает ). Основная операция, которая отрабатывается - это реакция учеников на высказывание или вопрос
Вводя новые слова в речь, учитель дает речевой образец использования данного слова.
Например: - Кто это? – Это учительница.
- Где учительница? – Она в классе.
- Что она делает? – Она учит детей.
При отработке лексических тем на каждых уроках учитель должен отрабатывать диалогическую речь. Например.
- Дайте, пожалуйста, бананы и сок.
- Вот, пожалуйста, бананы. Какой сок ты хочешь?
- Томатный, один пакет.
Но нельзя сводить развитие диалогической речи только к вопросам и ответам. Надо учить детей ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д. желательно, чтобы реплики учащихся состояли хотя бы из двух фраз: а) реакция на услышанное; б) побуждение собеседника к продолжению беседы.
Здесь можно использовать такие упражнения как:
Инициативные упражнения включают в себя ролевые игры или игры типа «Справочное бюро», « В магазине». Суть задания – оречевление наглядной ситуации.
Ситуативные упражнения – это моделирование учебно – речевых тематических или проблемных ситуаций. Они группируются по способу введения ситуации:
- Словесное описание речевой ситуации;
- Введение в ситуацию с помощью иллюстративного наглядного материала;
- Инсценирование;
- Использование естественной, жизненной ситуации на уроке.
Учебная беседа – это упражнения, формирующие умение вести беседу в реальных условиях:
- Информировать кого – либо о чём – либо;
- Выражать своё отношение к кому – либо, какому – либо событию, чьими – то словами;
- Обмениваться мнениями или впечатлениями о чём – либо, о ком – либо;
- Поддерживать разговор.
Эти упражнения стимулируют развитие неподготовлено, инициативной речи учащихся посредствам высказывания на определенную тему. Содержание тематических бесед в каждом классе меняется. Сначала беседы строятся на материале, который воспринимают ученики в данный момент или с которым они постоянно сталкиваются, а затем – на фактах, в данный момент не воспринимаемых, на различных событиях, имевших место в прошлом личном опыте.
Работа над разговорной речью (диалогической) проводится в совокупности с формированием монологической речи (описательно - повествовательной). Материал сначала отрабатывается в разговорной речи, а затем вводится в описательно – повествовательную речь. Таким образом, монологическая речь требует владения уже определенным языковым материалом и развития минимального умения самостоятельно высказываться на уровне разговорной речи.
Литература:
- И.И. Политова “Развитие речи учащихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.
- Г.В.Чиркина, Е.Н.Российская «Развитие речи 1 класс», учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида. Москва, издательство «Аркти» 2012 г.
- Г.В.Чиркина Методическое пособие для учителя – логопеда к учебнику «Развитие речи» Москва, издательство «Аркти» 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/03/23/picture-8922.jpg)
урок развития речи 2 класс
Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-1241-1386090832.jpg)
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
Презентация к уроку развития речи 2 класс.
Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...
урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"
ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель: -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...
Урок развития речи 1 класс.
Тема. Общее понятие о тексте....
Урок развития речи 2 класс
Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-237048-1365339050.jpg)
Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""
Подробный конспект урока с электронной презентацией....