"Чтение - главная дорога в мире знаний"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
«Как помочь ребёнку стать читателем».
Цели и задачи:
- напомнить родителям о ценности детского чтения;
- дать советы по привитию любви к чтению;
- вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения;
Предварительная работа и оформление:
Анкетирование родителей и детей.
Выставка детской художественной литературы.
Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):
«Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.
«Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.
«Повысить качество восприятия классики - повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatel.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Чтение – главная дорога в мире знаний».
2012г.
Тема родительского собрания:
«Как помочь ребёнку стать читателем».
Цели и задачи:
- напомнить родителям о ценности детского чтения;
- дать советы по привитию любви к чтению;
- вооружить рекомендациями по управлению домашним чтением детей, выбором «правильной » книги, по возрождению традиции семейного чтения;
Предварительная работа и оформление:
Анкетирование родителей и детей.
Выставка детской художественной литературы.
Высказывания выдающихся людей о роли книги и чтения (эти или др.высказывания могут быть высвечены на дисплее или развешены в аудитории, где проходит собрании):
«Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы новой книги» К. Паустовский.
«Книга, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес.» М.Горький.
«Повысить качество восприятия классики - повысить нравственное здоровье людей». Д. Лихачев
План проведения собрания:
Вступительное слово о роли чтения.
Анализ результатов анкетирования.
Обсуждение путей решения этой проблемы.
Советы родителям.
Ход родительского собрания:
Поблагодарю родителей за то, что нашли возможность собраться дружно и поприветствую их словами из песни: « Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
А здорово потому, что тема нашего разговора интересна и очень важна. Много чудес на свете: о некоторых знает весь мир, некоторые находятся далеко, другие не очень. Слайд №2,№3.
Но есть ещё одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью, А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. И как вы догадались – это КНИГА!
Книга, как птица, |
|
| Книга — богиня: |
Может весь мир облететь. |
|
| Чудо свершает порой |
Книга — царица: |
|
| Книга — рабыня: |
Может сердцам повелеть. |
|
| Часто проходит сквозь строй. |
|
|
| Е. Баратынский |
КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней. Как к воздуху, как к солнцу.
КНИГА! Как много мы узнаём с её помощью!
И не зря многие известные люди пели гимн книге.
Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.
В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.
А ведь чтение – это только верхушка айсберга, которая виднеется над водой. Это электрический ток, соединяющий мысль ребенка с напечатанным словом.
Читая книгу, ребенок общается с миром, он помещает себя в этот мир, он сопереживает героям (не один малыш лил слезы над зайкой, которого выгнала лиса из лубяной избушки; а как переживал малыш, чтобы не достался золотой ключик Карабасу Барабасу?).
Чтение – это общение читающего с исписанной страницей.
Это можно продемонстрировать на следующем примере. Взрослый читает ребенку рассказ Л. Толстого «Лев и собачка». После слов «…Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой…» прервитесь и спросите: «Что же произошло со львом?».
Большинство детей не знают и даже не слышали об этом рассказе.
Для естественного хода событий, так же как для умения говорить или ходить, следует создать условия:
1. Регулярно читать малышу вслух считалки, сказки, детские стихи с часто повторяющимися фразами, небольшие рассказики (примером такой книги служит «Азбука» Л. Н. Толстого). Конечно, все эти книжки должны быть с картинками.
2. Читать рассказы, интересные ребенку: про животных, динозавров, цирк и пр.
3. Использовать каждую возможность общения: разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы о книгах и обо всем остальном.
4. Разрешить ребенку свободно пользоваться карандашами, ножницами, бумагой и т. п.
5. Обстановка дома должна быть спокойной – родителям лучше выяснять свои отношения без детей.
6. Дома у ребенка должно быть как можно больше книг с иллюстрациями.
7. Родители в чтении должны быть примером: читать газеты, книги, чтобы ребенок видел, что они заинтересованы чтением.
8. Родителям следует показать ребенку библиотеку, познакомить с выдачей книг, провести беседу о том, что книги надо беречь.
Памятка для родителей
1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день.
2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового ребенок узнал.
6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Чтение можно сравнить с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, истории, биологии – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.
Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разнообразной информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.
О роли чтения говорят на разных уровнях и в разных странах, так как это проблема не только в России, но и в других странах. И в каждой стране по-своему решают эту проблему. Так, в Великобритании сформулировали национальную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популярного сериала, в то время, как у экранов собралась огромная аудитория. При реализации государственной идеи были задействованы как государственные ресурсы, так и деньги частного бизнеса. В Японии с 1958года существует закон о поощрении детского чтения.
В России с целью поддержки чтения 2007 год был объявлен годом чтения.
Но, к сожалению, проблема не решена и об этом на разных уровнях продолжают говорить.
Известный ученый Сергей Капица приводит данные ВЦИОМ и выявляет, что 35% россиян не читают книги вообще.
Свою статью он озаглавил так: «Россию превращают в страну дураков», где он говорит о том, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум - вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией - именно книга.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?
Обсуждению путей решения этой проблемы, роли родителей в решении этой проблемы посвятим нашу сегодняшнюю встречу.
Если мы с вами совместными усилиями это не сделаем, то, как говорят, психологи позже это сделать очень трудно.
А вот данные социологов:
Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
40% читают книги от случая к случаю.
Данные о детском чтении:
Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%
Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%
Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников
Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
Читают познавательную литературу 21%
Читают для самообразования 10% школьников
Обработка анкет детей вашего класса показала (дать анализ).
Вывод: мало, недостаточно читаете с детьми.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
(Дать возможность высказаться родителям).
КАК ПРИВИТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ?
- Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеетесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые много читают.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их и получайте в качестве подарка.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.).
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
- В доме должна быть детская библиотека.
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Поощряйте детей, которые читают младшим сестренкам или братишкам.
Не могу не напомнить вам о решении Всемирной организации здравоохранения, которая включила чтение в число 12 показателей здоровья
Поблагодарить родителей. Пожелать удачи и ответить на их вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения во 2 классе. Тема: «Стихи о папе и маме. А. Барто, Р. Сеф, Д. Родари». Выразительное чтение. Главная мысль.
Цели: познакомить с произведениями авторов; развивать навыки выразительного, плавного, осознанного чтения; учить определять главную мысль произведения; воспитывать любовь и уважение к родителям....
Безопасная дорога в страну знаний
Внеклассное мероприятие по ПДД для 2 класса с опорой на презентацию, проверяющее знания по данному направлению...
Мероприятие "По дороге в страну знаний"
Мероприятие для проведения в конце учебного года...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок" ( УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок» Цели де...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин "Собирай по ягодке - наберешь кузовок""
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»Цели деятельн...
Конспект урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.Планируемые ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...