«Дифференциация звуков и букв б - д».
план-конспект занятия по логопедии на тему
Цели: ( Слайд 2)
· образовательные:
o уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
o формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д] в слогах, словах;
o совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
o обогащение словарного запаса.
· коррекционно-развивающие:
o развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
o развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
o уточнение пространственной ориентировки;
o развитие мелкой моторики пальцев рук;
o выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
o развитие связной речи, высказывания.
· воспитательные:
o воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_differentsiatsiya_b-d.docx | 57.79 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_-_kopiya.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла.
Открытое логопедическое занятие на тему:
«Дифференциация звуков и букв б - д».
Подготовили:
учитель-логопед Раянова Э.М.
учитель начальных классов Садыкова А.М.
2013-2014 уч. год
Дифференциация звуков и букв Б-Д. ( Слайд 1)
Цели: ( Слайд 2)
- образовательные:
- уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
- формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д] в слогах, словах;
- совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
- обогащение словарного запаса.
- коррекционно-развивающие:
- развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
- развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
- уточнение пространственной ориентировки;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
- развитие связной речи, высказывания.
- воспитательные:
- воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные зеркала, индивидуальные карточки, фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.
План и ход урока
- Организационный момент.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы привлекательны, мы ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
Игра «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:
*Лениться - …
К знаниям стремиться - …
Сладко зевать - …
На вопросы отвечать - …
Быть невнимательным - …
Очень старательным - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать - …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять - …
- Назовите ваши главные действия на уроке. (смотрим, слушаем, думаем)
(Мимическая гимнастика, артикуляционная гимнастика) (Слайд 3)
Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса): (Слайд 4)
– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов, наложенные друг на друга.
Что это? (Дерево, дом, бочка)
– Выделите первый звук в каждом слове.
2. Основная часть.
- Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. (Дятел)
- Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].
(Слайд 5)
– Какой первый звук в этом слове?
- Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д –десны). (Слайд 6)
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)
- Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].
(Слайд 7)
– Какой первый звук в этом слове?
Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы). (Слайд 8)
- Сопоставление звуков по артикуляции.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки б-д, б-д. Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.
Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.
Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.
- Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д.
Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху) (Слайд 9)
Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.
Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)
Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).
Буква д вписывается в силуэт дятла.
Вывод: запоминаем наши «опоры»: (Слайды 11- 12)
Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);
Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).
– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?
- Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:
Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).
ба – да адо – або
бо – до ода – оба
ду – бу уда – уба
ды – бы абы – ады
Физпауза.
– Разогреем ручки. Упражнение «Мячик».
Запишите число и тему занятия.
Различение б – д. (Слайд 13)
Дифференциация букв б — д изолированно. (Слайд 14)
- Взрослый диктует буквы, а ребенок прорисовывает буквы б-д в воздухе.
1. Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?» (Слайд 15)
Прочитай загадочные слоги и отгадай, элементы каких букв пропущены в слогах. Верни элементы и назови слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).
- Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
- Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)
а) На магнитной доске выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки.
– Какая картинка лишняя? Носки.
– Как одним словом назвать остальные предметы? Обувь
Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв в слове).
К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.
_ б _ _ _
б) ложка, тарелка, стол, чашка. Посуда _ _ _ _ д _
в) шапка, платье, рубашка, шорты. Одежда _ д _ _ д _
г) шкаф, стул, машина, полка. Мебель _ _ б _ _ _
- Составьте слово из первых букв других слов, запишите в тетрадь новое слово(подчеркнуть б-д разными цветными карандашами).
Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.
Река, арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;
Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;
Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;
Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.
- Физминутка (Слайд 18)
Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правых и левых сторонах пространства.
- возьмите правой рукой за левое ухо;
- левой рукой за правый локоть;
- правой рукой закрыть правый глаз;
- левой рукой дотронуться до правой коленки;
нужно поднять руки вверх, если услышите звук [б] в словах, если услышите звук [д] - присесть.
- «Странные слова».
– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.
Спишите, вставляя нужные буквы.
Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.
- Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа у доски). (Слайд 19)
Сегодня у нас учитель …… Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные помогают ему.
Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.
Проверим.
- Физпауза. (Слайд 20)
Гимнастика для глаз.
- Вставь пропущенные буквы и подели слова между гостями занятия.
...РОВИ, ...ОРОГА, КОРИ...ОР, ...УПЛО, ...ЕГЕМОТ, ЗА...ОР, ...ИЛЕТ, ...ИРИЖЕР
3. Итог занятия. (Слайд 21)
– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.
Использованные источники:
- http://nsportal.ru/
- http://www.logoped.ru/
- http://logopediya.com/books-logopediya/opticheskaya-disleksiya.php
- http://forum.schoolpress.ru/article/90/183
- http://eshitikova.blogspot.ru/
- http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm
- Мазанова Е.В. – Учусь не путать буквы. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
- Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: образовательные: уточнить и сравнить кинетически сходные буквы « б » и « д » путем выработки четкой зрительно-моторной координации; формирование умения различать звуки и буквы [б] и [ д ] в слогах, словах; совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления; обогащение словарного запаса. коррекционно-развивающие: развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению; развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза; уточнение пространственной ориентировки; развитие мелкой моторики пальцев рук; выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания; развитие связной речи, высказывания. воспитательные: воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Артикуляционная гимнастика для звуков [ б ] и [ д ]
Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит.
Артикуляция звуков губы зубы язык преграда голосовые связки
Кто по елкам ловко скачет Залезает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?
Артикуляция звуков губы зубы язык преграда голосовые связки
палочка вверх с закруглением вправо овал !
овал петля вниз !
палочка вверх с закруглением вправо овал петля вниз овал
ОПОРА [ б ] [ б’ ] губы [ д ] [ д’ ] десна
Тема урока: Различение б – д.
Прочитать зашифрованные слоги, обозначая букву рукой в воздухе. а о ё у ы е ю э я и
Прочитать зашифрованные слоги, обозначая букву рукой в воздухе. а а о о и и я я ё ё у у ы о а е ю э у
физминутка
Игра «Ты учитель» ( работа на интерактивной доске) Бадочка , дубы, бобрый , обида, дублик .
Итог занятия Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах
Молод цы !
Использованные источники http :// nsportal . ru / http :// www . logoped . ru / http :// logopediya . com / books - logopediya / opticheskaya - disleksiya . php http :// forum . schoolpress . ru / article /90/183 http://eshitikova.blogspot.ru/ http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm Мазанова Е.В. – Учусь не путать буквы. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».
Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»; дифференциация звуков ч, щ и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")
Цели занятия:Образовательные:- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;- обогащение лексики по теме «Живот...
Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".
Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"
Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1. Развитие фонематического восприятия;2....