«Дифференциация звуков и букв б - д».
план-конспект занятия по логопедии на тему

Раянова Эльвира Миргабитзяновна

Цели:      ( Слайд 2)

·         образовательные:

o    уточнить и сравнить кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

o    формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д]  в слогах, словах;

o    совершенствование навыков выполнения  звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;

o    обогащение словарного запаса.

·         коррекционно-развивающие:

o    развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;

o    развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;

o    уточнение пространственной ориентировки;

o    развитие мелкой моторики пальцев рук;

o    выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;

o    развитие связной речи, высказывания.

·         воспитательные:

o    воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с. Камышла.

Открытое логопедическое занятие на тему:

«Дифференциация звуков и букв б - д».

                                                Подготовили:

учитель-логопед Раянова Э.М.

учитель начальных классов Садыкова А.М.

2013-2014 уч. год

Дифференциация звуков и букв Б-Д. ( Слайд 1)

Цели:      ( Слайд 2)

  • образовательные:
  • уточнить и сравнить кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
  • формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д]  в слогах, словах;
  • совершенствование навыков выполнения  звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
  • обогащение словарного запаса.
  • коррекционно-развивающие:
  • развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
  • развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • уточнение пространственной ориентировки;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
  • развитие связной речи, высказывания.
  • воспитательные:
  • воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные  зеркала,  индивидуальные карточки, фломастеры, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.

План и ход урока

  1. Организационный момент.

 Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь  друг другу. И подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы привлекательны, мы ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос,  вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и  огорчения.

Игра «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:

*Лениться - …

К знаниям стремиться - …

Сладко зевать - …

На вопросы отвечать - …

Быть невнимательным - …

Очень старательным - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать - …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять - …

     - Назовите ваши главные действия на уроке. (смотрим, слушаем, думаем)

(Мимическая гимнастика, артикуляционная гимнастика)      (Слайд 3)

Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса):         (Слайд 4)

– Посмотрите на картинку и выделите изображения  предметов, наложенные друг на друга. 

рис.1

Что это? (Дерево, дом, бочка)

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.

А сейчас я загадаю вам загадки, а  вы отгадайте их.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. 
(Дятел)  

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].

 (Слайд 5)

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий,  взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д –десны).  (Слайд 6)

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? 
(Белка)

  •   Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б]. 

(Слайд 7)

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы). (Слайд 8)

  • Сопоставление звуков по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки  б-д, б-д.  Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.

Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б]  и [д]  и рукописные буквы б и д.

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и  крючок вверху) (Слайд 9)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»: (Слайды 11- 12)

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:  

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да                        адо – або

бо – до                        ода – оба

ду – бу                        уда – уба

ды – бы                      абы – ады

Физпауза.

– Разогреем ручки.  Упражнение «Мячик».

   

Запишите число и тему занятия.

Различение б – д. (Слайд 13)

Дифференциация букв б — д изолированно. (Слайд 14)

-  Взрослый диктует буквы, а ребенок прорисовывает буквы б-д в воздухе.

 1. Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?» (Слайд 15)

Прочитай загадочные слоги и отгадай, элементы каких букв пропущены в слогах. Верни элементы и назови слоги верно (точки, расположенные над овалами, подскажут вам, чей это хвостик).

image043.jpg

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)

а) На  магнитной доске выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки. 

– Какая картинка лишняя?      Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы?        Обувь

Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв  в слове).

К доске  по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.         

_ б _ _ _

б) ложка, тарелка, стол, чашка.                               Посуда          _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты.                         Одежда         _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка.                                 Мебель         _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других словзапишите в тетрадь новое слово(подчеркнуть б-д  разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

 Река, арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.

  • Физминутка    (Слайд 18)

Инструкция: Встаньте. Я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правых и левых сторонах пространства.

- возьмите правой рукой за левое ухо;

  • левой рукой за правый локоть;
  • правой рукой закрыть правый глаз;
  • левой рукой дотронуться до правой коленки;

нужно поднять руки вверх, если услышите звук [б]  в словах, если услышите звук [д]   - присесть.

  •  «Странные слова».  

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.

Спишите, вставляя нужные буквы.

   Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа у доски).  (Слайд 19)

Сегодня у нас учитель ……    Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные помогают ему.

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.

Проверим.

  • Физпауза.  (Слайд 20)

Гимнастика для глаз.

  • Вставь пропущенные буквы и подели слова между гостями занятия.

...РОВИ, ...ОРОГА, КОРИ...ОР,  ...УПЛО, ...ЕГЕМОТ,  ЗА...ОР, ...ИЛЕТ, ...ИРИЖЕР

3. Итог занятия.  (Слайд 21)

– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня …   Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.

Использованные источники:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дифференциация букв б - д Логопедическое занятие по коррекции нарушений письма, 4 класс Учитель начальных классов Садыкова А.М. Учитель-логопед Раянова Э.М.

Слайд 2

Цели: образовательные: уточнить и сравнить кинетически сходные буквы « б » и « д » путем выработки четкой зрительно-моторной координации; формирование умения различать звуки и буквы [б] и [ д ] в слогах, словах; совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления; обогащение словарного запаса. коррекционно-развивающие: развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению; развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза; уточнение пространственной ориентировки; развитие мелкой моторики пальцев рук; выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания; развитие связной речи, высказывания. воспитательные: воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Слайд 3

Артикуляционная гимнастика для звуков [ б ] и [ д ]

Слайд 5

Все время стучит, деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит.

Слайд 6

Артикуляция звуков губы зубы язык преграда голосовые связки

Слайд 7

Кто по елкам ловко скачет Залезает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?

Слайд 8

Артикуляция звуков губы зубы язык преграда голосовые связки

Слайд 9

палочка вверх с закруглением вправо овал !

Слайд 10

овал петля вниз !

Слайд 11

палочка вверх с закруглением вправо овал петля вниз овал

Слайд 12

ОПОРА [ б ] [ б’ ] губы [ д ] [ д’ ] десна

Слайд 13

Тема урока: Различение б – д.

Слайд 14

Прочитать зашифрованные слоги, обозначая букву рукой в воздухе. а о ё у ы е ю э я и

Слайд 15

Прочитать зашифрованные слоги, обозначая букву рукой в воздухе. а а о о и и я я ё ё у у ы о а е ю э у

Слайд 18

физминутка

Слайд 19

Игра «Ты учитель» ( работа на интерактивной доске) Бадочка , дубы, бобрый , обида, дублик .

Слайд 21

Итог занятия Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах

Слайд 22

Молод цы !

Слайд 23

Использованные источники http :// nsportal . ru / http :// www . logoped . ru / http :// logopediya . com / books - logopediya / opticheskaya - disleksiya . php http :// forum . schoolpress . ru / article /90/183 http://eshitikova.blogspot.ru/ http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm Мазанова Е.В. – Учусь не путать буквы. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит . изд. центр ВЛАДОС, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков и букв ч - щ в семантическом поле слова «Щучка».

Развитие словаря через расширение семантического поля слова «щучка»;  дифференциация звуков ч, щ  и букв Чч – Щщ в слогах, словах и предложениях....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Конспект подгруппового занятия "Дифференциация звуков и букв Б-П"

Представленный материал предназначен для проведения подгруппового логопедического занятия с использованием презентации...

Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )

Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....