Дисграфические ошибки у младших школьников
статья по логопедии на тему
В данной статье рассматриваются проблемы дисграфии в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
disgraficheskie_oshibki.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфические ошибки у младших школьников.
Работая в школе, учителям начальных классов часто приходится сталкиваться с проблемой большого количества дисграфических ошибок. Необходимо понимать механизмы возникновения и пути коррекции, чтоб не допустить перехода специфических ошибок в основную школу.
Письменная и устная речь – это две формы речевой функции. Они являются основным средством общения в человеческом обществе, однако письменная речь является более поздней по времени возникновения формой существования языка.
При переходе от устной речи к письменной, звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим сменяются и усложняются и сами механизмы речи.
Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, речезрительного ( деятельность которого выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при помощи особо организованных для этого движений глаз) и двигательного анализатора (тонкие движения пишущей руки).
Одним из основных отличий письменной речи от устной являются дополнительные средства выражения значений языка. Понимание устной речи облегчается выразительностью речи, жестами, мимикой, а также общей ситуацией, в которой реализуется речь. В процессе письменной речи всё это заменяется употреблением знаков препинания, красной стороки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчёркиванием, выделением другим шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами и т.д.
Устная речь формируется первой, а письменная является надстройкой над уже созревшей устной речью. Устная речь развивается в процессе практического общения ребёнка со взрослым ,
главным образом на основе подражания речи окружающих, в то время как овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса письма.
Собственно письмо включает в себя ряд специфических операций:
Анализ звукового состава слова, подлежащего записи.
- Первым, и основным, условием письма является определение последовательности и количества звуков в слове.
- Вторым условием является уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в чёткие обобщённые речевые звуки-фонемы. В начале эти процессы протекают спонтанно, но в дальнейшем они автоматизируются. Акустический анализ и синтез протекают при ближайшем участии артикуляции.
- Перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учётом пространственного расположения их элементов.
- «Перешифровка» зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи слова ( графемы переводятся в кинемы).
Нарушение письма (и чтения) является самой распространённой речевой патологией у младших школьников.
Этиология.
- Патогенные факторы, которые воздействуют на пренатальный, натальный и постнатальный периоды.
- Наследственные факторы, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма (задержка развития речи, нарушение латерализации).
- Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, учавствующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мохга, нарушения их функционирования.
- Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье ).
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, травмы головного мозга, детские инфекционные заболевания). Кроме того есть факторы, задерживающие формирование психических функций, которые участвуют в процессе письма (и чтения).
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, учавствующих в процессах письма.
Симптоматика дисграфии:
Речевые симптомы:
- ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)
- ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);
- ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).
Неречевые симптомы:
- неврологические нарушения;
- нарушение познавательной деятельности;
- нарушение восприятия;
- нарушение памяти;
- нарушение внимания;
- нарушение моторики;
- нарушение зрительно-пространственных ориентировок;
- психические нарушения. И т.д.
Механизмы дисграфии:
- Фонетические дефекты речи;
- Недостаточность слуховых дифференцировок;
- Нарушение языкового анализа и синтеза;
- Недоразвитие грамматического строя речи;
- Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.
Так же все эти нарушения письма встречаются у детей с сохранным интелектом и часто сочетаются с недостаточностью таких ВПФ как память, внимание, переключаемость с одного вида деятельности на другой, зрительный гнозис и др. (А.Н. Корнев).
Классификация дисграфии.
Наиболее распространённой является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность отдельных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена).
- Артикуляционно-акустическая дисграфия (М.Е.Хватцев) – это дисграфия на
почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».
Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. По мнению Р.Е.Левиной, Г.А.Каше, Л.Ф. Спировой и др. недостатки звукопроизношения отражаются на письме только в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.
Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи. Иногда сохраняется и после того, как устранены нарушения в устной речи. Причина в том, что нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.
Коррекционная работа при артикуляционно-акустической дисграфии: коррекция звукопроизношения, развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
- Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.
Механизмом является неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического анализа, операции выбора фонемы.
Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты и их компоненты + лабиализованные гласные О-У «звенит рочей; дедошка», Ё-Ю « клёква; перелютные птицы».
(В некоторых случаях у детей с этой формой дисграфии наблюдаются неточности кинестетических образов звуков, которые препятствуют выбору фонемы и соотнесению её с буквой)
Коррекционная работа: развитие фонетического слуха и фонематического восприятия.
- Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Механизмом является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. При данном нарушении ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.
Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.
На уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);
– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);
– вставка лишних букв (стол – «стлол»);
– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)
– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)
– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».
На уровне предложения:
– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами
– раздельное написание слов (приставок, корня)
– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Коррекционная работа:
– развитие языкового анализа и синтеза,
– развитие слогового анализа и синтеза,
– развитие фонематического анализа и синтеза.
- Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме.
Механизмом является несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений (Р.И. Лалаева, С.Б. Яковлева и др.).
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь, вдруг, обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Проявляется: на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
На уровне слова.
- Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов
- Изменение падежных окончаний
- Нарушение предложных конструкций
- Изменение падежа местоимений
На уровне словосочетения и предложения.
- Нарушение согласования в словосочетании
- Нарушение согласования слов в предложении
Коррекционная работа: развитие лексико-грамматического строя речи.
Оптическая дисграфия.
Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется:
– в искажённом воспроизведении букв на письме
– в заменах и смешениях графически сходных букв.
Коррекционная работа: развитие зрительно-пространственных функций:
- зрительного гнозиса,
- зрительного мнезиса,
- зрительного анализа и синтеза,
- пространственных представлений.
Список использованной литературы:
- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» – М., 2001 г.
- Корнев А.Н. «Нарушение чтения и письма у детей». – С-Петербург, И.Д «МиМ», 1997 г.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.» – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
- Правдина О.В. «Логопедия» – М. Просвещение, 1973 г.
- «Речевое развитие младших школьников» Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.
- Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» – М., Владос, 1995 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений для преодоления ошибок дисграфического характера как средство развития фонематического слуха младших школьников (1 класс послебукварный период)
Проблема нарушений письменной речи у младших школьников одна из самых актуальных для школьного обучения. Особые трудности в пр...
Специфические (дисграфические) ошибки.
памятка для родителей...
"Дисграфические ошибки и помощь ученику-дисграфику со стороны учителя."
Даны виды этих ошибок, методы работы с ними....
Дисграфические ошибки и помощь ребенку – дисграфику со стороны учителя
(Памятка для работы всех учителей)Нарушения письменной речи (т.е. письма и чтения), тревожат учителей и родителей, т.к. они напрямую влияют на его учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия ...
«Специфические (дисграфические) ошибки письменной речи»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
специфические ошибки письма младших школьников
В данной статье указывается на специфические ошибки младних школьников. Данная памятка адресована не только педагогам, но и родителям. Которые в свою очередь, заметив ошибки данной группы, должны обра...
Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи
В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...