Дифференциация звуков П-Б.
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предлагается конспект занятия с презентацией по коррекции дисграфии для учащихся 2 - 3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_p_-_b.docx | 18 КБ |
differentsiatsiya_zvukov_p_-_b.pptx | 912.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Дифференциация звуков П – Б.
Цель занятия: Активизировать знания детей о звуках [п] – [б], [п’] – [б’], дифференцировать данные звуки в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи занятия:
- Вырабатывать чёткую дифференциацию звуков [п] – [б], [п’] – [б’] по звонкости – глухости, твёрдости – мягкости,
- закреплять знания об артикуляции и характеристике звуков [п] – [б];
- развивать фонематическое восприятие и навыки звуко-буквенного анализа;
- совершенствовать грамматические формы речи;
- воспитывать умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: предметные картинки, лента букв,
Ход занятия.
I.Организация начала занятия
Назвать слово «Наоборот»:
холод – жара, грязь – чистота, правда – ложь, юг – север, польза - вред
II. Формулирование темы занятия, постановка цели.
1.Выделение звуков П - Б
а) «Четвёртый лишний»:
- шапка, пальто, платок, панама
- рубашка, брюки, ботинки, блузка
Какие звуки мы встречаются в этих словах?
- Назовите тему нашего занятия (звуки П - Б).
- Попробуйте определить цель (научиться слышать, различать согласные П - Б и не путать их на письме).
III.Основная часть.
1.Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков.
Произнесение звуков П – Б, наблюдение артикуляции по индивидуальным зеркалам.
- Посмотрите и почувствуйте, как произносится звук П. Обратите внимание, что:
губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки не напряжены – голос не образуется.
- При произнесении звука Б: губы сомкнуты и размыкаются под напором воздушной струи, преграда – губы, значит звук губной, голосовые связки напряжены – образуется голос.
2.Сравнительная характеристика звуков П - Б.
- Дайте характеристику звукам с опорой на таблицу:
[п] – согласный, глухой, твёрдый; [п’] – согласный, глухой, мягкий;
[б] - согласный, звонкий, твёрдый., [б’] - согласный, звонкий, мягкий.
- Чем различаются эти звуки?
3.Слоговая работа.
- Прочитайте слоговые таблицы, почувствуйте разницу в звучании твёрдых и мягких согласных:
- Запишите в тетрадях парами по звонкости – глухости, используя гласные первого ряда. Обозначьте твёрдость согласных.
ПА – БА ПО – БО ПУ – БУ ПЫ – БЫ ПЭ – БЭ
- Внимательно послушайте цепочку слогов и повторите за мной:
па – пя – па по – по – пё пу – пю – пу пэ – пэ – пе
4. Упражнение в определении звуков П и Б на слух (сигнальные карточки).
Пакет, букет, батон, платок, забыл, сапоги, робот, тумба, шляпа, лампа, забор, хлебный, полынь, ребус, просьба
- Какую одежду я назвала? (сапоги, шляпа)
5. Составление схемы слова.
- изделие из теста, с дыркой посередине (бублик);
- как называются отверстия во льду, которые сделал человек (проруби);
- приспособление на удочке, за которым следит рыбак (поплавок).
6.Определение места звука в слове (звуковые линейки)
рыба (3), справка (2), стебель (4), капуста (з), хлопок (4), грибы (4), карп (4), голуби (5), тропка (4), коробочка (5)
7.Упражнение в звуковом анализе: угадай слово по начальным буквам:
Банан, арбуз, ракета, мостик, апельсин, лестница, ель, йогурт (Бармалей)
8. Упражнение в написании слов с парными согласными на конце «Много – один»
Зубы - …, грибы - …, карпы - …, голуби - …, столбы - …, супы - …
Устно составить предложения.
9. Составление словосочетаний:
грибной пакет
заботливый капли
бумажный суп
зубные брат
подчеркнуть твёрдые и мягкие звуки П – Б цветными карандашами, устно составить предложения с образованными словосочетаниями.
IV. Итог занятия, рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Четвёртый лишний»
«Четвёртый лишний»
Тема занятия: Звуки [ п – п ’] , [ б – б ’] слышим, различаем
Звуки [ п – п ’] , [ б – б ’] . звук [ п ] – согласный, глухой, твёрдый звук [ п ’] – согласный, глухой, мягкий звук [ б ] – согласный, звонкий, твёрдый звук [ б ’] – согласный, звонкий, мягкий
Составь схему слова:
Угадай слово:
Бармалей
Много - один з убы - … голуби - … г рибы - … столбы - … к арпы - … супы - ….
Проверь! з у б голу бь гри б стол б к ар п су п
Вставь пропущенные буквы П,Б гри . ной ка . ли . ант за . отливый голу . ой . рат су . зу . ной
Проверь: грибн ой суп заботлив ый брат голуб ой бант зубн ые капли
Составь предложение: суп, Боря, с, грибной, приготовить, папа Папа с Бор ей приготовили грибной суп.
Доскажи словечко: Потянули за макушку Отогнули фрукту ушки. Уроженец жарких стран Вкусный, сладенький …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез. Дифференциация звуков [ч\'], [щ\']. Буквы Ч, ч. Щ, щ.
Класс: группа обучающихся 2-х классов с заключением «нарушение письма и чтения, ...
Конспект индивидуального занятия Тема: Звуки [з] - [с]. Дифференциация звуков [з] - [с] во всех позициях. Звук [т]. Автоматизация звука т во всех позициях.
Материал занятия направлен на дифференциацию обучающимся звуков [з]- [с] и закрепление произношения звука [т] в самостоятельной речи. Вторая часть занятия - это развитие речевого слуха (работа с текст...
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука [Ч]. Дифференциация звуков [Д-Т].
Данный материал можно использовать в работе с детьми с нарушение слуха....
Презентация занятия по теме:" Звуки и буквы д - т . Дифференциация звуков и букв д_т ".( для 3 класса )
Представлен конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....
Конспект урока по формированию произношения и развитию слухового восприятия по теме: «Работа по автоматизации звука [л], дифференциация звуков [н-т]. Текст «Олимпийские игры».
Конспект урока с полным набором разрезных карточек....