Презентация на тему логопедическая работа с детьми с ЗПР
методическая разработка по логопедии на тему

В презентации описаны методы и приёмы логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР. Данная презентация является обобщением опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.pptx1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития

Слайд 2

Из опыта работы учителей – логопедов МБОУ школа – интернат г. Белебея 2013г.

Слайд 3

Наше педагогическое кредо: «К детям с отклонениями в развитии нужно относиться так же, как и ко всем остальным детям, только педагогически щедрее и разнообразнее».

Слайд 4

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Слайд 5

В специальных школах и классах обучаются дети с ЗПР церебрально – органического генеза, которая характеризуется первичными нарушениями познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР.

Слайд 6

Речь ребёнка с ЗПР характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов: -звукопроизношения -фонематического слуха - лексико – грамматического строя -связной речи

Слайд 7

Сначала преодолеваются нарушения фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются чаще и характеризуются большим количеством нарушенных звуков.

Слайд 8

При коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова ведется работа над активизацией словаря. Например, при изучении темы «Слоги» подбирается лексический материал на тему «Одежда». Дети учатся делить на слоги многосложные малоупотребительные слова: комбинезон, водолазка и т.д.

Слайд 9

При работе над формированием речевого высказывания используются наглядные опоры: карточки – схемы, картинки, таблицы – опоры, иллюстрации. Например, детям предлагается задание: придумать предложение по схеме.

Слайд 10

Предварительно проводилась следующая работа: слово « собака» заменяли другими словами (пес, щенок, овчарка, Шарик и т.д.), слово «грызет» заменяли словами «нюхает», « прячет», «видит» и т.д. В итоге дети придумали по схеме следующие предложения: Собака грызет кость. Цезарь нюхает кость. Пес прячет кость. Дальше ведется работа над распространением предложений с использованием схем.

Слайд 11

Использование метода наглядного моделирования при формировании речевого высказывания позволяет представить абстрактные понятия ( слово, текст). Это особенно важно для детей с ЗПР, поскольку мыслительные задания у них решаются с преобладающей ролью внешних средств.

Слайд 12

Развитию диалога уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в первом классе. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с формированием словоизменения и словообразования.

Слайд 13

При работе над диалогом закрепляется правильное речевое дыхание, формируется правильная интонация, выразительность речи, дети учатся слушать и понимать вопросы. Приемами развития диалогической речи являются беседы, театрализации.

Слайд 14

С детьми на занятиях проводятся игры – драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются, а затем воспроизводятся по ролям. Диалоги сопровождаются наглядным материалом: картинками, макетами, вырезанными из картона фигурками животных, масками, игрушками и т.д. Воспроизводятся инсценировки по известным детям коротким сказкам.

Слайд 15

При подведении итогов занятия проводится ролевая игра «Разговор по телефону». Ученик, используя схему – опору, рассказывает маме или другу о том, чем занимался на занятии.

Слайд 16

Дети с ЗПР довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно – ответной формы речи (диалога). Переход к самостоятельному высказыванию очень труден и затягивается до старших классов.

Слайд 17

Работа по формированию умения излагать свои мысли начинается с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, составление плана и пересказ по плану, пересказ по отдельным фрагментам (началу, середине, концу). Затем дети учатся выборочному пересказу: например, расскажи сначала о кошке, потом о собаке и т.д.

Слайд 18

Использование зрительных опор при коррекции звукопроизношения, наглядного моделирования при формировании речевого высказывания, а так же бесед, игр - драматизаций, инсценировок стимулирует речевую активность детей с ЗПР, способствует адекватному ведению диалога, побуждает к более объемным высказываниям.

Слайд 19

Специфика работы с детьми с ЗПР предполагает тесное взаимодействие с учителем – дефектологом. На своих занятиях учитель – дефектолог Чанышева Р.Р. автоматизирует поставленные на логопедических занятиях звуки, работает над расширением и систематизацией словаря, над развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Слайд 20

Занятия с учителем – дефектологом Чанышевой Р.Р.

Слайд 21

Профессиональная деятельность педагога предполагает поиск новых, оптимальных психолого – педагогических подходов, методов, дидактических средств. Поиск новых форм и методов работы с детьми с ЗПР подтолкнул нас к идее использования нетрадиционных методов воздействия: логопедически х досугов, коррекционно – развивающих игр, музыкотерапии и т.д.

Слайд 22

Нетрадиционные методы воздействия оптимизируют процесс коррекции речи детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.

Слайд 23

Мы убедились, что участие детей с ЗПР в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения и навыки.

Слайд 24

Логопедическая спартакиада Учитель – логопед Зырянова О.П .

Слайд 25

Логопедическая спартакиада «Ловкий грамотей»

Слайд 26

Коррекционно – развивающая игра Учитель - логопед Зырянова О.П. Учитель – дефектолог Чанышева Р.Р.

Слайд 27

Коррекционно – р азвивающая игра «Весёлый калейдоскоп»

Слайд 28

Логопедическое занятие с использованием музыкотерапии Учитель – логопед Мухамадиева Л.М. Учитель – дефектолог Чанышева Р.Р.

Слайд 29

Логопедическое занятие «Беседы о зиме»

Слайд 30

Для детей с ЗПР не разработаны специальные программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. В 2011 – 2012 учебном году мы разработали «Программу логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР». Данная программа разработана с использованием рекомендаций Л.М.Козыревой , Л.Н.Ефименковой , Г.Г.Мисоренко , И.Н.Садовниковой , Р.И.Лалаевой , В.В.Коноваленко , С.В.Коноваленко , Л.И.Тикуновой , Т.В.Игнатьевой , И.С.Лопухиной и общеобразовательной программы начальной школы по русскому языку.

Слайд 31

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Продолжительность занятий составляет: в 1 – 2 классах – по 90 часов (3 часа в неделю), в 3 – 4 классах – по 60 часов (2 часа в неделю).

Слайд 32

Принцип комплексного построения позволяет организовать обучение блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между компонентами речевой системы.

Слайд 33

Продуктивная продуманная организация процесса обучения помогает детям с ЗПР успешно окончить школу, поступить в училища, колледжи, достойно служить в армии и стать неплохими специалистами, успешно социализироваться в обществе.

Слайд 34

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)

В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"

Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....

Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".

Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....

Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"

В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....

ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ДЦП»

Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны  на заседании МО....