Презентация на тему логопедическая работа с детьми с ЗПР
методическая разработка по логопедии на тему
В презентации описаны методы и приёмы логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР. Данная презентация является обобщением опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из опыта работы учителей – логопедов МБОУ школа – интернат г. Белебея 2013г.
Наше педагогическое кредо: «К детям с отклонениями в развитии нужно относиться так же, как и ко всем остальным детям, только педагогически щедрее и разнообразнее».
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
В специальных школах и классах обучаются дети с ЗПР церебрально – органического генеза, которая характеризуется первичными нарушениями познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет наиболее тяжелую форму ЗПР.
Речь ребёнка с ЗПР характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов: -звукопроизношения -фонематического слуха - лексико – грамматического строя -связной речи
Сначала преодолеваются нарушения фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются чаще и характеризуются большим количеством нарушенных звуков.
При коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова ведется работа над активизацией словаря. Например, при изучении темы «Слоги» подбирается лексический материал на тему «Одежда». Дети учатся делить на слоги многосложные малоупотребительные слова: комбинезон, водолазка и т.д.
При работе над формированием речевого высказывания используются наглядные опоры: карточки – схемы, картинки, таблицы – опоры, иллюстрации. Например, детям предлагается задание: придумать предложение по схеме.
Предварительно проводилась следующая работа: слово « собака» заменяли другими словами (пес, щенок, овчарка, Шарик и т.д.), слово «грызет» заменяли словами «нюхает», « прячет», «видит» и т.д. В итоге дети придумали по схеме следующие предложения: Собака грызет кость. Цезарь нюхает кость. Пес прячет кость. Дальше ведется работа над распространением предложений с использованием схем.
Использование метода наглядного моделирования при формировании речевого высказывания позволяет представить абстрактные понятия ( слово, текст). Это особенно важно для детей с ЗПР, поскольку мыслительные задания у них решаются с преобладающей ролью внешних средств.
Развитию диалога уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в первом классе. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с формированием словоизменения и словообразования.
При работе над диалогом закрепляется правильное речевое дыхание, формируется правильная интонация, выразительность речи, дети учатся слушать и понимать вопросы. Приемами развития диалогической речи являются беседы, театрализации.
С детьми на занятиях проводятся игры – драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются, а затем воспроизводятся по ролям. Диалоги сопровождаются наглядным материалом: картинками, макетами, вырезанными из картона фигурками животных, масками, игрушками и т.д. Воспроизводятся инсценировки по известным детям коротким сказкам.
При подведении итогов занятия проводится ролевая игра «Разговор по телефону». Ученик, используя схему – опору, рассказывает маме или другу о том, чем занимался на занятии.
Дети с ЗПР довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно – ответной формы речи (диалога). Переход к самостоятельному высказыванию очень труден и затягивается до старших классов.
Работа по формированию умения излагать свои мысли начинается с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, составление плана и пересказ по плану, пересказ по отдельным фрагментам (началу, середине, концу). Затем дети учатся выборочному пересказу: например, расскажи сначала о кошке, потом о собаке и т.д.
Использование зрительных опор при коррекции звукопроизношения, наглядного моделирования при формировании речевого высказывания, а так же бесед, игр - драматизаций, инсценировок стимулирует речевую активность детей с ЗПР, способствует адекватному ведению диалога, побуждает к более объемным высказываниям.
Специфика работы с детьми с ЗПР предполагает тесное взаимодействие с учителем – дефектологом. На своих занятиях учитель – дефектолог Чанышева Р.Р. автоматизирует поставленные на логопедических занятиях звуки, работает над расширением и систематизацией словаря, над развитием мелкой и артикуляционной моторики.
Занятия с учителем – дефектологом Чанышевой Р.Р.
Профессиональная деятельность педагога предполагает поиск новых, оптимальных психолого – педагогических подходов, методов, дидактических средств. Поиск новых форм и методов работы с детьми с ЗПР подтолкнул нас к идее использования нетрадиционных методов воздействия: логопедически х досугов, коррекционно – развивающих игр, музыкотерапии и т.д.
Нетрадиционные методы воздействия оптимизируют процесс коррекции речи детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.
Мы убедились, что участие детей с ЗПР в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения и навыки.
Логопедическая спартакиада Учитель – логопед Зырянова О.П .
Логопедическая спартакиада «Ловкий грамотей»
Коррекционно – развивающая игра Учитель - логопед Зырянова О.П. Учитель – дефектолог Чанышева Р.Р.
Коррекционно – р азвивающая игра «Весёлый калейдоскоп»
Логопедическое занятие с использованием музыкотерапии Учитель – логопед Мухамадиева Л.М. Учитель – дефектолог Чанышева Р.Р.
Логопедическое занятие «Беседы о зиме»
Для детей с ЗПР не разработаны специальные программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. В 2011 – 2012 учебном году мы разработали «Программу логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР». Данная программа разработана с использованием рекомендаций Л.М.Козыревой , Л.Н.Ефименковой , Г.Г.Мисоренко , И.Н.Садовниковой , Р.И.Лалаевой , В.В.Коноваленко , С.В.Коноваленко , Л.И.Тикуновой , Т.В.Игнатьевой , И.С.Лопухиной и общеобразовательной программы начальной школы по русскому языку.
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Продолжительность занятий составляет: в 1 – 2 классах – по 90 часов (3 часа в неделю), в 3 – 4 классах – по 60 часов (2 часа в неделю).
Принцип комплексного построения позволяет организовать обучение блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между компонентами речевой системы.
Продуктивная продуманная организация процесса обучения помогает детям с ЗПР успешно окончить школу, поступить в училища, колледжи, достойно служить в армии и стать неплохими специалистами, успешно социализироваться в обществе.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)
В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....
К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...
Логопедическая работа с детьми с ЗПР (обобщение опыта работы)
Материал из опыта работы....
Статья на тему: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида"
Данная публикация: "Особенности логопедической работы с детьми, имеющими умственную отсталость, обучающимися по АООП 8 вида" актуальна в связи с внедрением ФГОСдля обучающихся с ОВЗ....
Методическая рекомендация на тему: "Инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения интеллекта".
Рекомендация для учителей- логопедов школ, учителей начальных классов коррекционных школ....
Презентация на тему "Особенности работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях общеобразовательного класса"
В презентации даны рекомендации по работе в общеобразовательных классах с детьми нарушениями речи, не имеющих диагноза....
ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ДЦП»
Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны на заседании МО....