Конспект урока по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии на тему
Конспект урока по развитию речи может помочь в работе логопеда, воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_portal_.ru_.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи
I. Тема: «Грачи открыли весну».
II. Цель: обучать пересказу рассказа.
III. Речевые задачи.
1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.
2. Тренировать в использовании словосочетаний «существительное + прилагательное множественного числа» (согласование в роде и числе).
3. Обучать пересказу.
IV. Оборудование: Сюжетные и предметные картинки, план-
схема рассказа,
V. Речевой материал.
1. Лексический материал:
а) скворец, ласточка, соловей, журавль, грач, крыло, голова, туловище, хвост, клюв, ноги.
б) прилагательные: шустрый, умный, дружный, крикливый, полезный, весенней,
2. Грамматический материал:
Синевато- черный грач -
Шустрый грач-
Умный грач –
Дружный грач-
Крикливый грач-
Перелетная птица-
Полезная птица
- Текстовый материал.
Грачи — перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
Возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.
Грачи — самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
VI. План-конспект урока
1. Оргмомент.
2. Речемыслительная минутка.
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
(Скворец)
Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей)
Длинногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них Лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг.
(грач)
После отгадывания выставляются предметные картинки.
- Посмотрите на схему, какое слово подходит под схему. (грач)
- Сегодня на уроке мы поговорим о граче.
3. Развитие лексического и грамматического строя речи.
1) Активизация лексики.
- Какие птицы прилетают к нам в край?
- Какой они раскраски? - Какие части есть у птицы?
2) Актуализация в речи грамматических конструкций (сущ.+ прилаг. мн.ч.)
Учитель называет словосочетание «сущ.+прилаг.» в единственном числе, а детям надо назвать это же словосочетание во множественном числе в соответствии с инструкцией: «Я назову один предмет и его признак, а ты - много».
Синевато- черный грач -
Шустрый грач-
Умный грач –
Дружный грач-
Крикливый грач-
Перелетная птица-
Полезная птица-
4. Физкультминутка
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)
Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).
5. Развитие связной речи (этап работы над текстом):
1) Чтение текста рассказа учителем (см. «Текстовый материал»);
2) Беседа по содержанию рассказа:
-О ком этот рассказ?
-Где зимуют грачи?
-Когда возвращаются грачи?
-Чем питаются грачи?
- Какую грачи приносят пользу?
- Почему говорят, что грачи открыли весну?
3) Выполнение заданий, направленных на поэтапное создание рассказа.
- Как можно по-другому назвать рассказ?
-Каким словами можно заменить слово «грачи» при пересказе?
Вывешивание списка опорных слов для пересказа.
4) составление символического плана рассказа;
-Как зимуют грачи?
- Где и как строят жилища?
- Как ведут себя грачи в грачевнике?
- Чем питаются грачи?
- Какую пользу приносят грачи?
5) пересказ рассказа по цепочке с учетом пунктов плана;
6) пересказ всего рассказа одним учеником (по плану), затем другими учениками.
6. Подведение итогов урока. Оценивание.
1) ответы на вопросы:
- какова тема урока?
- как называется рассказ, который мы пересказывали?
- почему грачей называют перелетными птицами?
- какое окончание имеет прилагательное во множественном числе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 2класс "Дорога в школу и домой"
Конспект составлен по программе специальных (коррекционных) школ VIII вида....
План-конспект урока по развитию речи в 1 классе
Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя"....
План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе
Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте....
Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс
В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...
Конспект урока по развитию речи "КОТ В САПОГАХ"
Обучение сжатому изложению по коллективно составленному плану....
Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"
Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....
Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...