Методическая разработка.Формирование последовательности во времени как основа профилактики дисграфии.
методическая разработка по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
54934_kukushkina_sg_kochergina_om.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1001 идея интересного занятия с детьми
ФОРМИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
ВО ВРЕМЕНИ КАК ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ
ДИСГРАФИИ.
- Кочергина Ольга Михайловна, учитель-логопед гимназии №278 г. Санкт-Петербурга
- Кукушкина Светлана Геннадьевна, учитель-логопед школы №232 г. Санкт-Петербурга
Предмет (направленность): логопедия.
Возраст детей: 1-е классы 6-8 лет.
Место проведения: класс.
Раннее выявление предрасположенности к дисграфии и проведение комплекса предупредительных мер способствует своевременному формированию навыков письменной речи и повышению качества письма.
С этой целью в Санкт-Петербурге в ЦППРК была разработана и согласована с СПбАППО кабинетом коррекции развития ребенка учебная программа «Профилактика дисграфии» (30часов) у учащихся 1-ых классов. По ней работают уже 4й год логопеды ряда школ Адмиралтейского района. На первом месте стоит раздел «развитие сукцессивных способностей ребенка», а в нем темы: «Последовательность в пространстве» и «Последовательность во времени».
Существуют пособия, игры, упражнения для развития навыков анализа и воспроизведения пространственных и временных последовательностей.
Мы хотим предложить разработанные нами игры и одобренные на городском семинаре «Комплексный подход в работе службы сопровождения при коррекции речевых нарушений».
Это игры: «Что, где, когда?» (Названы участниками семинара «Волшебный сундучок логопеда», из-за своей многоплановости) и «Круглый год» или «Колесо времени».
«Волшебный сундучок» - это картонная коробка с открывающейся крышкой 20*30*3см (может быть и меньших размеров). Дно коробки голубого цвета (небо). У передней стенки 4 прямоугольника (белого, зеленого, красного и желтого цветов), символизирующие времена года. На ниточке прикреплено солнышко.
белый цвет | зеленый цвет | красный цвет | желтый цвет |
Составлена картотека. Карточки содержат загадки, отрывки из произведений авторов, описывающих признаки времен года.
Например:
Кусты и деревья
Уснули кругом.
Покрылись они
Голубым серебром.
Уж почки лопнули
И развернулись,
Листочками зелёненькими обернулись.
По траве, в рубашках белых
Скачут босиком
Два мальчишки загорелых
На прутах верхом. (Никитин)
Теперь идут дожди,
Пасмурно, уныло.
А не так давно
Тепло, приятно было,
Солнышко светило.
На дорожках,
Где бегало лето,
Разноцветный
Улёгся узор.
Знакомясь с игрой, дети рассказывают, почему выбран цвет для обозначения времени года.
«Зима обозначена белым цветом, т.к. кругом снег, всё бело».
«Весной появляются зеленые листья, трава».
«Летом много красивых цветов, солнышко, тепло. Оно красивое – красное».
«Осень называют золотой».
Определяем высоту солнца над горизонтом, передвигая его по «небу», и останавливаем против нужного прямоугольника – времени года.
Логопед читает отрывок из стихотворения Никитина. Дети кладут «солнышко» высоко над красным прямоугольником. Объясняют: «Это летом было. Солнце летом стоит высоко над горизонтом. Дети «в рубашках, босиком, загорелые».
Логопед читает стих «На дорожках, где бегало лето…» Дети кладут «солнышко» посередине поля – «неба» над желтым прямоугольником. Рассказывают, что это осень. Солнце опустилось ниже. С деревьев и кустов опали разноцветные листья, и получился узор.
На вопрос: «А какое время года было перед осенью, объясняют: «было лето. Оно раньше осени бегало по дорожкам».
Игра позволяет не только формировать пространственно-временные представления, но и пополнять словарь поэтичными словами и выражениями, формировать образное мышление, развивать связную речь, прививать любовь к родному языку.
Игра «Круглый год» или «Колесо времени» выглядит так:
Четырёхцветный круг со стрелкой. Цифрами обозначен порядок месяцев года, их количество и порядок в каждом времени года.
При помощи этой игры заучиваются названия месяцев. Логопед называет месяц, дети стрелкой показывают соответствующую цифру. Определяются месяцы, составляющие каждое время года. Детям предлагается показать стрелкой какой либо месяц и назвать его, затем сказать, какой прошел перед ним и какой последует за ним и т.д.
Формируются не только временные последовательности, но и словарь обогащается временными понятиями и развивается связная речь, логическое мышление, умение доказать, почему так, а не иначе.
Дети с большим интересом познают непознанное, им нравится отгадывать загадки, даже заучивать их. Они сами пополняют картотеку, могут предлагать загадки остальным детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формирование познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения" по воспитательной работе
Методическая разработка...
Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик
Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....
Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"
Методическая разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...
Научно-методическая разработка : "Формирование УУД в начальной школе: использование интерактивного оборудования."
Практическое применение интерактивной доски на уроках в начальной школе....
Методическая разработка "Формирование социальной культуры младших школьников через проектную деятельность"
Проблема формирования социальной культуры подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. От того, как пройдёт социализация зависит будущее детей, а значит и будущее страны. Актуальн...
методическая разработка "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников"
Язык — фундамент национального самосознания. Наша речь становится все более примитивной. Тем самым мы теряем русский язык, который и есть гарант сохранения культурной идентичности народа, страны. Это ...