Положение
методическая разработка по логопедии (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю: |
И.о. директора МОУ «СОШ № 5» г. Саратова |
Гурская И.В. _____________ Приказ №_______ от «____»__________2014 г. |
Положение
о логопедическом пункте в МОУ «СОШ № 5»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Логопедический пункт является муниципальным образовательным учреждением и создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи первичного характера.
2. Логопедический пункт открывается при наличии обучающихся 1 –4 классов.
3. Для логопедического пункта выделяется отдельное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием и дидактическим материалом.
4. Ответственность за комплектование оборудования, санитарное содержание и ремонт помещения логопедического пункта возлагается на администрацию школы.
5. Учитель-логопед логопедического пункта в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, решениями Правительства РФ, Трудовым Кодексом РФ, законом РФ «Об образовании».
II. ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Основными задачами деятельности учителя - логопеда логопедического пункта школы являются:
1. Раннее выявление воспитанников с дефектами устной и письменной речи и коррекция речевых нарушений.
2. Повышение эффективности логопедического обслуживания.
3. Обеспечение чёткой преемственности между коррекционными программами и программами начальной школы.
4. Пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей (законных представителей).
5. Оснащение логопедического пункта.
6. Повышение собственной квалификации.
III. ПОЛНОМОЧИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
1. Статус учителя-логопеда логопедического пункта общеобразовательного учреждения определяется:
Письмом Министерства образования РФ от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку з/п) педагогических работников образовательных учреждений (с изменениями на 01.02.2005)
Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998 № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
Уставом МОУ «СОШ № 5» и положением о логопедическом пункте.
2. Учитель-логопед логопедического пункта МОУ «СОШ № 5» обязан:
- обследовать учеников школы;
- проводить диагностику речевых нарушений, комплектование группы для занятий;
- составлять расписание логопедических занятий;
- своевременно предупреждать нарушения речи;
- проводить коррекцию нарушений речи с учётом
образовательных программ, используемых в школе;
- разъяснять специальные знания педагогам и родителям (законным представителям);
- участвовать в заседаниях методических объединений учителей, в
работе педагогических советов, выступать с сообщениями и
докладами;
- участвовать в работе районного методического объединения;
- вести текущую документацию логопедического пункта;
- составлять годовой отчёт о работе в конце учебного года;
- оборудовать кабинет.
3. На должность учителя-логопеда логопедического пункта школы принимаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование.
4. В правах учитель-логопед приравнен к учителю общеобразовательной школы. Для учителя-логопеда предусмотрены действующим законодательством все обязанности, льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска (56 календарных дней) и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательной школы. За специфику работы учителю-логопеду выплачивается 20% надбавка к базовому окладу.
5. Учитель-логопед несёт ответственность за организацию и проведение работы перед администрацией школы.
6. Учитель-логопед в своей работе использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных образовательных стандартов. Соблюдает права и свободы учащихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребёнка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, установленные в общеобразовательной школе. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Логопедический пункт создаётся на базе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
№ 5»Наполняемость логопедического пункта составляет 15 - 20 человек.
Учебная нагрузка устанавливается 20 часов в неделю из которых отводится 4 часа на изучение новинок методической литературы и самоусовершенствования учителя – логопеда.
2. На логопедический пункт зачисляются учащиеся МОУ «СОШ № 5», обучающиеся на русском языке и имеющие следующие нарушения звукопроизношения ФНР, ФФНР.
3. В первую очередь на логопедический пункт принимаются учащиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала.
4. Выявление учащихся для зачисления на логопедические пункты проводится, как правило, с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая по графику.
Зачисление детей на логопедический пункт проводится с согласия родителей (законных представителей).
5. Приём учащихся на логопедические занятия может производиться в течение учебного года по мере освобождения мест. Выпуск учащихся так же может производиться в течение всего учебного года, по мере устранения у них дефектов речи. Сроки коррекционного обучения определяются учителем-логопедом и зависят от сложности речевого нарушения .
6. Логопедические занятия проводятся во внеурочное время с учётом режима работы школы. В порядке исключения, занятия по коррекции звукопроизношения могут осуществляться во время уроков по согласованию с администрацией школы (кроме уроков русского языка, чтения и математики).
7. Расписание работы логопедического пункта составляется учителем-логопедом, исходя из режима школы и индивидуальных возможностей учащихся, и утверждается директором школы.
8. Ответственность за обязательное посещение учащимися занятий возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя, воспитателя и администрацию школы.
9. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные занятия по 20 минут.
10. Логопедические занятия проводятся 2-3 раза в неделю. Их периодичность определяется тяжестью речевого нарушения, индивидуальными возможностями учащихся, условиями работы учителя-логопеда.
11. Организация учебно-воспитательного процесса на логопедическом пункте производится в соответствии с Уставом школы.
V. РУКОВОДСТВО И КОНТРОЛЬ
1. Руководство и контроль за работой учителя-логопеда осуществляются администрацией школы.
2. Методический контроль и помощь осуществляется заместителем директора по учебно – воспитательной работе.
VI. ДОКУМЕНТАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
Основная документация логопедического кабинета:
- классный журнал (для учёта индивидуальных
занятий, многоразовых консультаций, работы во внеурочное время);
- журнал обследования;
- речевые карты и тетради для обследования речи;
- перспективное планирование;
- годовой план работы;
- годовой отчёт о работе логопедического пункта;
- журнал одноразовых консультаций.
1. Классный журнал.
В классном журнале ведется учёт посещаемости занятий. На индивидуальную работу отводят страницы для текущего учёта динамики работы и посещаемости занятий.
В журнале отводятся страницы для учёта работы учителя-логопеда в периоды обследования и каникулярное время.
Часы многоразовых консультаций так же фиксируются в классном журнале на отдельных страницах с указанием даты и содержания выполненной работы.
Логопедическая работа - это учебно-коррекционная работа, поэтому знания учащихся не оцениваются. На левой стороне развёрнутой страницы журнала отмечается посещаемость занятий, а на правой стороне записывается тема занятия.
Для определения динамики и характеристики дефектного звука у учащихся на левой стороне развёрнутой страницы журнала рекомендуется записывать обозначения по каждому звуку. (Приложение № 2).
2. Журнал обследования.
В период обследования учитель-логопед ведёт журнал обследования, где фиксирует данные о выявленных в школах учащихся с нарушениями устной и письменной речи. (Приложение № 3).
3. Журнал одноразовых консультаций.
Родители (законные представители), учащиеся, учителя имеют право проконсультироваться у учителя-логопеда логопедического пункта по любому волнующему их вопросу. Каждая консультация и её итог должны быть зафиксированы в специальном журнале.
4. Речевые карты и тетради.
При приёме на логопедический пункт на каждого учащегося заполняется речевая карта, которая является итогом индивидуального обследования. В тетрадях для обследования письменной речи выполняются диагностические и срезовые проверочные работы.
5. Перспективные планы
коррекционной работы составляются на учебный год после комплектования каждой группы учащихся.
Если на логопедическом пункте занимаются одновременно несколько групп одного возраста и с одинаковыми речевыми нарушениями, допускается составление для них одного перспективного плана.
6. Годовой план работы (приложение № 5)
составляется на учебный год и предусматривает следующие разделы:
- обследование учащихся и комплектование группы;
- взаимодействие учителя-логопеда с учителями - предметниками,
- пропаганда логопедических знаний;
- оснащение логопедического кабинета;
- повышение собственной квалификации;
- и т.д.
7. Годовой отчёт о результативности работы за учебный год основывается на записях в классном журнале и речевых картах, сдаётся администрации школы (Приложение № 4).
Приложение № 1
С П И С О К
рекомендуемого оборудования для оснащения
логопедического пункта в МОУ «СОШ № 5»
1.КАБИНЕТ:
Для логопедического пункта выделяется отдельное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям:
- естественное освещение (окна);
- специальное освещение (люстры, плафоны, настольная лампа);
- вентиляция (естественная вентиляция, форточки);
- отопление (достаточное для обогрева кабинета);
П.МЕБЕЛЬ:
1.Шкафы для литературы, пособий и игрушек 2 - 3 шт.
2.Медицинский шкаф 1 шт.
3.Стол канцелярский с тумбами 1 шт.
4.Парты 4 шт.
5.Стулья школьные 8 шт.
6.Стул учительский 2 шт.
Ш.ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Современная классная доска (стеклянная) 1 шт.
2.Настенное горизонтальное зеркало (не менее 50х100 см) 1 шт.
3.Настольные зеркала (не менее 9 х12 см) 10 шт.
4.Стенды 2 - 3 шт.
5.Фланелеграф 1 шт.
6. Магнитная доска 1 шт.
7. Магниты не менее 10 шт.
8.Наборное полотно (пластик, оргстекло) 1 - 2 шт.
9.Макеты, муляжи, модели
1У.ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1.Часы (механические, песочные, картонные)
2.Секундомер
3.Метроном
4.Магнитола с набором наушников
У.СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ:
1.Зонды 6 наборов
2.Шпатели 10 шт.
3.Соски 10 шт.
4.Марля, бинты, вата, медицинский спирт
5.Медицинская посуда
У1.СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Настенная разрезная азбука 1 шт.
2.Индивидуальные кассы букв 6 шт.
3.Иллюстрированные таблицы, схемы, плакаты
4.Конструкторы
УП.ПОСОБИЯ:
1.Дефектологическая и логопедическая литература
2.Учебники и учебные пособия
а)Детские книжки и журналы;
б) Наборы загадок и текстов;
в) Серии стихотворений, пословиц, поговорок, скороговорок;
г) Рассказы в картинках;
д) Предметные и сюжетные картинки;
е) Альбомы для обследования зукопроизношения, письма, лексико-грамматического
строя речи.
3.Дидактические материалы
а) Пособия для развития фонематического слуха;
б) Наборы слов и картинок для составления предложений;
в) Набор опорных фраз для составления рассказов;
г) Наборы предложений, соответствующих различным лексико-грамматическим конструкциям;
д) Пространственные схемы предложений;
е) Наборы слов и текстов с пропущенными буквами;
Ж) Тексты диктантов;
з) Наборы слов (антонимов, синонимов, амонимов);
и) Наборы букв, цифр и элементов букв и цифр разного шрифта;
к) Раздаточный материал;
л) Репродукции художественных произведений.
4.Игры
а) Речевые игры;
б) Настольно-печатные игры;
в) Набор предметов разного цвета, величины, формы;
г) Счетный материал;
д) Наборы геометрических фигур и элементов фигур для конструирования;
е) Пособия, развивающие мелкую моторику и пространственные представления;
ж) Мозаика (кубики, пазлы)
5.Игрушки
а) Пастмассовые игрушки (животные, фрукты, мебель и пр.);
б) Мягкие игрушки;
в) Тематические наборы игрушек (кухня, зоопарк, парикмахерская и пр.);
г) Разборные игрушки и модели;
д) Музыкальные инструменты;
е) Игрушки для развития слухового восприятия и зрительного внимания;
ж) Игрушки для развития силы выдоха;
з) Игры-забавы;
и) Настольный театр, кукольный театр
Приложение № 2.
Условные обозначения этапов постановки и автоматизации звуков.
а - артикуляторная гимнастика;
а/1 - появление звука механическим способом;
1 - постановка звука;
2 - автоматизация в слогах;
3 - автоматизация в словах;
4 - автоматизация в словосочетаниях;
5 - автоматизация в предложениях и текстах;
6 - употребление в самостоятельной речи.
Характеристика звука:
межзубный сигматизм;
- боковой;
- губной;
- горловой;
Условные обозначения:
ОАГ - общая артикуляторная гимнастика;
САГ - специальная артикуляторная гимнастика;
ДУ - дыхательные упражнения;
РММ - развитие мелкой моторики;
РПФ - развитие психических функций.
Приложение № 3
Журнал обследования речи учащихся
№ | Фамилия, имя | Класс, школа | Дата обсле дова ния | Домашний адрес, телефон | Логопедические ошибки, предварительное логопедическое | Принятые меры | Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 4
ОТЧЁТ
О работе логопедического кабинета
№ п/п | Содержание отчёта | |
1. | Дата комплектования | |
2. | Количество детей, поступивших в группу, из них: | |
ФФН | ||
ФНР | ||
Дети, направленные с диагностической целью | ||
3. | Количество выпущенных детей, из них: | |
С хорошей речью | ||
Со значительным улучшением | ||
Без значительного улучшения | ||
4. | Рекомендовано направить: | |
В речевую школу | ||
Во вспомогательную школу | ||
5. | Количество детей, оставшихся на повторный курс, из них: | |
ФФН | ||
ФНР | ||
Дети направленные с диагностической целью | ||
6. | Количество детей, выбывших по разным причинам в течении года | |
7. | Продолжают обучение |
Директор МОУ «СОШ № 5» ___________
М.П.
Приложение № 5
План работы учителя-логопеда
на _____-_____ учебный год.
Основными задачами деятельности учителя-логопеда логопедического пункта являются:
1. Раннее выявление детей с дефектами устной и письменной речи.
2. Повышение эффективности логопедического обслуживания.
3. Обеспечение чёткой преемственности между коррекционными программами и программами начальной школы.
4. Пропаганда логопедических знаний среди учителей и родителей.
5. Оснащение логопедического пункта в рамках выделенных средств.
6. Повышение собственной квалификации.
Для реализации поставленных задач планируется:
Мероприятия | Срок проведения |
Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза | 1 – 15 сентября |
Проведение индивидуальных бесед и консультаций | В течении года |
Посещение родителями подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий | В течении года (по желанию родителей и плану классных руководителей) |
Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка, развитию моторики | В течении учебного года |
Участие в родительских собраниях: 1. Особенности работы логопедической группы, результаты обследования детей, характеристика речи детей, ознакомление родителей с планом работы на год. 2. Подведение итогов за первое полугодие, анализ трудностей. 3. Подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. | Сентябрь, май |
Проведение консультаций для родителей, чьи дети часто пропускают занятия. | В течении года
|
Анкетирование | Сентябрь, май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о конкурсе "Ученик года"
Положение о конкурсе «Ученик года» среди учащихся начальных классов. Цель: выявление учащихся, самореализующихся в учебной и внеучебной деятельности; дать учащимся возможность проявить свои...
Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1-х классов
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок,форм, порядка и периодичности промежуточнойаттестации обучающихся. Ст. 15, п. 3 Закона РФ «Об образовании»Модернизация содержания обр...
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
Положение о школьном методическом объединении учителей начальных классов
МО учителей начальной школы - структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом....
Положение военно-патриотической игры Зарница
Положение о проведении игры Зарница...
Положение об ученическом самоуправлении
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...
Положение о Фестивале учебных проектов
Настоящее положение разработано в соответствии с планом методического объединения школы, на котором в течение 2010-2011 учебного года проводится изучение методического вопроса «Внедрение и...