Конспект логопедического занятия по теме : " Образование названий профессий при помощи суффиксов: -чик-,-щик-, -ник-"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, так как они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных слов. В результате у детей возникают проблемы в овладении морфологическим принципом русской орфографии, сущность которой состоит в том, что каждая морфема пишнтся одинаково независимости отпроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_professii.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Владимировна Петрова,
учитель -логопед ,
ГБОУ ЦПМСС Калининского района города Санкт-Петербурга
Использование методов кинезиологии на логопедических занятиях.
Тема: « Образование названий профессий при помощи суффиксов:
-ник-, - щик-, - чик».
Логопедическая тема: «Профессии» « Инструменты».
Аудитория: учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи,
Цель: Совершенствовать навыки словообразования при помощи суффиксов:
-чик-, -щик-, -ник-.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
-Развивать навыки словообразования при помощи суффиксов;
- Развивать звукобуквенный анализ и синтез;
- Учить правильно использовать слова в речи;
- Закреплять знания о правописании суффиксов;
2. Коррекционно- развивающие:
- Развивать высшие психические функции;
- Обогащать словарь учащихся;
-Развивать навыки контроля и самоконтроля.
3. Воспитательные:
-Воспитывать языковую наблюдательность
-Формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: презентация, ребус, картинки: топор, молоток, пила, стол, мячик.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Графический диктант.
1-клетка влево, 1-вниз, 1-влево, 1-вниз, 1-вправо, 4- вниз, 1- вправо,1- вверх, 2-вправо, 1- наискосок вверх влево, 1-влево, 1-вверх.
Какой предмет у вас получился? ( молоток). Логопед показывает картинку с изображением молотка. Слайд № 1
-Как пишется слово «молоток»?
Молоток - насаженный на рукоятку металлический или деревянный брусок, предназначенный для ударов по чему-либо.
Молоток, похожий на современный появился 20 тысяч лет назад, когда человек научился сверлить камень. Орудие представляло собой деревянную палку, на которую этот камень надевали. С появлением металлов, молотки стали делать из меди, бронзы, железа.
Логопед вывешивает картинки с изображением молотка, стола, топора, пилы. Слайд №2
-Назовите предметы, изображённые на картинках, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы.
- Назовите лишнее слово. (Стол)
-Почему?
-Назовите 4-йзвук , 9-йзвук, 3-й звук в слове « инструменты».
Кто в своей работе использует молоток?
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы будем говорить об инструментах и о людях, которые работают ими, т.е. образовывать названия профессий.
4 . Работа по теме занятия.
Логопед показывает ребус. Слайд №3
( Столяр)
-Как правильно произносить слово «столяр»?
- На какой слог падает ударение. Слайд №4
Слово « столяр» взаимствовано из польского, что означает: тот, кто делает столы.
Столяр- это рабочий, занимающийся обработкой дерева и изготовлением изделий из него: столы, стулья, шкафы и т.д.
Какими инструментами пользуется столяр? Слайд №5, №6.
Логопед показывает второй ребус, Слайд № 7
Что такое плот?
Плот- конструкция для плавания, из связанных совместно брёвен или стеблей камыша, тростника, скрученных в пучки.
Какое слово зашифровано? ( Плотник) Слайд № 8
Плотник- рабочий, занимающийся простой обработкой лесных материалов, постройкой деревянных зданий.
С помощью какого суффикса образовано слово « плотник»?.
(-ник-)
Назовите инструменты , которыми работает плотник.
Рубанок - деревообрабатывающий инструмент для строгания.( для придания поверхностям древесины нужной шероховатости; уменьшения размеров. Слайд № 6,
Долото- - деревообрабатывающий инструмент для выдалбливания отверстий, пазлов. Слайд № 9
Нужные работники-
Столяры и плотники-
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берём бревно
И пилим доски,
Длинные и плоские.
Логопед вывешивает табличку: Слайд № 10
Грузить -грузчик
Камень- каменщик
Прочитайте 1-ю пару слов. Объясните значения слов.
Грузить - наполнять грузом (т.е. тяжёлыми предметами)
Грузчик- рабочий по погрузке и выгрузке.
-Что общего в написании слов?
В чём различие?
С помощью какого суффикса образовано слово « грузчик?» (чик)
Камень - твёрдая горная порода кусками или сплошной массив, а также кусок, обломок такой породы.
Каменщик- рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке. Слайд № 11.
С помощью какого суффикса образовано слово « каменщик?»
Каким инструментом пользуется каменщик?
Сегодня на занятии мы будет образовывать названия профессий при помощи суффиксов -чик-, -щик-, -ник-.тетради записали число,
Открыли тетради записали число ,суффиксы - чик-, -щик, - ник-. Слайд №12.
Работа у доски.
Кто вставляет стёкла? ( стекольщик) Слайд №13.
С помощью какого суффикса образовано слово « стекольщик»?
Стекольщик - рабочий, вставляющий оконные стёкла в рамы.
Какие инструменты использует стекольщик? (молоток, стеклорез)Слайд № 14.
Подберите родственные слова к слову « стекольщик»
( Стёклышко, стеклянный, застеклить, стекольщик).
Мастер, мастер,
Помоги,
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче
Гвозди -
Мы пойдём сегодня
в гости.
О каком мастере говорится в стихотворении?( о сапожнике) Слайд №15.
Сапожник- это мастер по шитью и починке обуви.
С помощью какого суффикса образовано слово?
Чем работает сапожник?( молотком, иглой, шилом, ножницами)
Назовите твёрдые согласные звуки в слове « сапожник»
Какой звук всегда только твёрдый?
Подберите синоним к слову « пилот». (лётчик) Слайд № 16.
Лётчик- специалист, управляющий летательным аппаратом.
С помощью какого суффикса образовано слово « лётчик»?
Как называют женщин этой же профессии?
5.Физминутка. Сейчас мы с вами выполним самый сложный элемент в полёте- петля Нестерова или Мёртвая петля. Слайд № 17
Назовите человека, который служит на границе?
(пограничник) Слайд № 18
С помощью какого суффикса образовано слово « пограничник»?
Назовите мягкие согласные звуки в слове «пограничник?»
Какой звук всегда только мягкий ?
Человек взял кисть, краски, мольберт, холст. Какая у него профессия?
(художник) Слайд №19.
С помощью какого суффикса образовано слово «художник»
Назовите синоним к слову «художник» - живописец.
Назовите 2-й слог.
Как называется промежуток времени в 60 минут? ( час)
Кто чинит часы? (часовщик) Слайд №20
Часовщик- это мастер по изготовлению и починке часов.
С помощью какого суффикса образовано слово «часовщик»?
Какими инструментами работает часовщик? (отвёртка, щёточки)
Прочитайте слово «часовщик» с конца( кищвосач)
Какие слова вам пришли на ум, когда вы это услышали.
Щуря глаз и хмуря брови,
Промолчав себе в усы,
......... Иван Петрович
Осторожно взял часы.
Всё понятно старику,
Старику ........
6.Работа по карточкам.
У вас на столе лежит карточки. Прочитайте задание.
Образуйте от данных слов новые слова, обозначающие профессии при помощи суффиксов: - ник-, щик-, - чик-. Обозначьте суффиксы.
Образец карточки:
лес- .......
экскаватор - .........
переводить- ........
двор - .........
дрессировать - ........
разведать - .......
7.Самостоятельная работа.
8.Проверка.
1)Как называется специалист по переводам с одного языка на другой ? (Переводчик) Слайд № 21
Назовите суффикс.( -чик-)
2)Назовите профессию, представители которой работают с животными? ( Дрессировщик) Слайд №22
Назовите суффикс.( - щик-)
3)Первобытный человек на длинную палку насадил острый камень, поперёк рукоятки. Так возникла каменная мотыга, которой человек рубил землю, наподобие топора. Потом мотыгу постепенно усовершенствовали и появилась .....лопата.
-Представителю какой профессии нужна лопата, метла?
(Дворник) Слайд № 23
Назовите суффикс. ( -ник-)
4) Представитель этой профессии работает на этой землеройной машине. Кто это? ( Экскаваторщик). Слайд № 24.
Назовите суффикс.( -щик-).
5) Это военнослужащий или работник секретной организации, который обследует что- либо со специальной целью. Кто это? (Разведчик) Слайд № 25
Назовите суффикс.(-чик-)
6) Назовите профессию, которую мы не называли? ( Лесник)
Лесник- лесной сторож, который охраняет лес. Слайд № 26
Назовите суффикс (- ник-)
9) Итог занятия.
Перечислите профессии, которые вы запомнили.
Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии.
10) Проверка домашнего задания.
Расскажите стихотворение, которое вы учили дома.
Чтение стихотворения учениками.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож.....
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - учёба, хорошие знания.
11) Выставление оценок. Слайд №27.
12) Организационный момент.
...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему: Образование имен прилагательных с помощью суффиксов ов, н, ист.
Интегрированный урок по русскому языку во 2 классе...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Образование однокоренных слов при помощи суффикса"
Урок построен на основе программного материала с использованием дополнительного материала....
Урок русского языка в 4 классе тема: образование имен прилагательных при помощи суффиксов учитель:Гаряева Валентина Борисовна
Урок русского языка 4 класс. Тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов –н-, -ск-,-ист-.»...
Презентация к уроку по русскому языку 4 класс тема: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов" учитель Гаряева Валентина Борисовна
Презентация к уроку русского языка в 4 классе на тему образование имен прилагательных при помощи суфффиксов...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Образование имён прилагательных с помощью суффиксов» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование умения образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов Планируемые результатыПредметные:- открыть способы образования имен прилагательных от основ су...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имен прилагательных с помощью суффиксов» УМК "Перспектива" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Образование имѐн прилагательных с помощью суффиксов». Цели деятельности учителя: формирование умений образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов...