Программа по развитию речи 4 класс V вид
учебно-методический материал по логопедии (4 класс) на тему
Рабочая программа по развитию речи для 4 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида авторами (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская), М.: «Просвещение» 2013 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitie_rechi_4_klass.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Пояснительная записка
Целью предметного курса «Развитие речи» в 4 классе является формирование и совершенствование у обучающихся с общим недоразвитием речи полноценных языковых средств и форм общения с учетом их взаимодействия и актуальных знаний об окружающем мире.
Задачи:
- уточнить, расширить и активизировать словарный запас, т.е. формировать лексическую основу слова;
- практически усвоить основные закономерности грамматического строя речи;
- развивать связную речь( устную и письменную) на основе дифференцированного использования средств языка (лексических, грамматических, фонетических) в соответствии с условиями общения;
- углубить и обогатить знания об окружающем мире, о человеке, его месте в природе, обществе, истории;
- формировать речевую мотивацию и коммуникативно-речевую активность школьников, потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе;
- развивать умения и навыки наблюдать, анализировать и обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие коммуникативно-речевые задачи;
- формировать умение сотрудничать в выработке и реализации общей коммуникативной цели, активизировать речевую практику в процессе организации речевого взаимодействия со взрослым и сверстниками (обеспечение обратной связи);
- воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и родной речи, стремление развивать экологическую и духовно-нравственную культуру.
Рабочая программа по развитию речи для 4 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида авторами (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская), М.: «Просвещение» 2013 г.
Общая характеристика учебного курса.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих и чужих мыслей в устной и письменной форме. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Новизна программы данного элективного курса состоит в формировании ведущих компетенций личности учащихся начальных классов:
- коммуникативная - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;
- информационная - умение работать со всеми видами информации;
- автономизационная - умения саморазвития;
- социальная - умение жить и работать с другими людьми;
Основной контингент детей, обучающихся по программе V вида, составляют дети с ОНР II - III уровня.
Системное нарушение всех компонентов языковой системы у школьников с ОНР характеризуется следующими проявлениями:
- нарушением звуко-слоговой структуры речи с преобладанием звуковых ошибок
фонематического типа;
- ограниченным словарным запасом;
- наличием многочисленных словесных замен;
- бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи; использованием
преимущественно простых распространенных предложений
- связная речь значительно отстает от возрастной нормы по уровню развития.
Таким образом, у детей с ОНР недостаточно сформированы языковые средства, задерживающие формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Кроме того, у ребенка с ОНР, как правило, недостаточно сформированы психические процессы (как вторичное проявления речевого дефекта) - память, мышление, внимание. Их коррекция возможна только в процессе устранения ОНР (как первичного дефекта).
Оптимизация коррекционного обучения детей с речевой патологией требует соблюдения одновременности работы над всеми компонентами языковой системы:
– звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. Поэтому, корригируя звуковой языковой системы, мы создаем основу для усвоения детьми разнообразных грамматических конструкций и грамматики в целом.
Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.
В разработанной программе предусмотрена работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
Программа способствует формированию стремления к получению новых знаний, приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Данная программа рассчитана на 68 учебных часов (34 учебные недели) 2 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса: комбинированный урок.
Технологии обучения: деятельностный подход, игровые и информационно-коммуникационные технологии обучения.
Виды и формы контроля: текущий, фронтальный и индивидуальный опрос.
Используются учебно-методический комплекты:
1. «Учимся…» - учебник «Учимся писать изложения и сочинения» 4 класс, в двух частях. Автор: Тикунова Л.И.
2. «Пишем…» «Пишем сочинения по картинам художников» 4 класс в двух частях. Автор: Тикунова Л.И.
3. «ШРР» «Школа развития речи» 4 класс в двух частях. Автор Соколова Т. Н.
Содержание рабочей программы.
Программой предусмотрена взаимосвязь следующих разделов работы:
Работа над словом
Дальнейшее общение и активизация словаря. Использование в собственной речи с собирательным и отвлеченным значением (молодежь, бегство, ходьба, родня, белье, листва).
Подбор к каждому слову других слов, сочетающихся по смыслу.
Употребление в речи безличных глаголов (вечереет, моросит), глаголов совершенного вида ( с приставками) и глаголов несовершенного вида. Подбор в соответствии с содержанием текста нужного глагола.
Употребление в речи слов, обозначающих полноту, качество (прилагательные с суффиксами –оват-, -еват-: беловатый, рыжеватый.
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ск-, -ин-, -н-, -мя-,
-ист-, -чив- и др. Использование их в речи (морской, задиристый, вспыльчивый).
Закрепление и употребление в речи слов, которые поясняют глаголы или существительные и обозначают способ или образ действия; причины действия; цель действия; степень качества.
Использование союзов и союзных слов чтобы, если, что, как, где, откуда, чем, когда, потому что, так как.
Подбор и группировка слов, близких и противоположных по значению по морфологическим признакам (по общности корня, приставки, суффикса, окончания).
Выбор сходных и противоположных по значению имен существительных, имен прилагательных и глаголов при самостоятельном составлении высказываний. Различение оттенков значений слов в тексте, использование их в речи. Устранение употребления неверных слов в связной речи, выбор наиболее точного и яркого слова для выражения мысли. Употребление образных сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов при изображении событий, героев, окружающей природы.
Умение ставить проблемные вопросы со словами: почему? зачем?
Работа над предложением
Закрепление умения правильно использовать в предложении словосочетания по типу согласования. Согласование глагола с именем существительным среднего рода (море), мужского и женского рода с основой на мягкий знак (степь, картофель), с отвлеченным значением (жизнь, борьба), в собирательном значении (стая, листья).
Практическое использование в речи синтаксических конструкций с однородными членами предложения, безличными предложениями, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.
Практическое обобщение и распознавание грамматических признаков имен существительных. Различение и употребление существительных в единственном и множественном числе в различных падежах. Закрепление практического умения согласовывать существительные с глаголами.
Формирование понятий об именах прилагательных как о словах, обозначающих признаки предметов и отвечающих на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? Изменение по родам и числам в зависимости от существительного, с которым они связаны.
Образование сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и правильное их употребление.
Связная речь
Дальнейшее развитие устной речи: ее содержания, последовательности, точности, связности и выразительности.
Закрепление умения самостоятельно развернуть беседу о событиях школьной жизни и на свободную тему по поводу увиденного или на основе собственных впечатлений, содержания газет, используя отработанную лексику, грамматические формы и конструкции предложений.
Особенности построения устного ответа: рассуждение, доказательства, аргументация.
Текст. Тексты с двумя-тремя микротемами. Определение темы произведения, его частей, заголовка. Составление творческого пересказа с сокращением, расширением, изменением лица и времени действия.
Подробное устное и письменное изложение текста по плану, составленному коллективно и самостоятельно. Сжатое изложение текста. Рассказывание о героях прочитанного (прослушанного и просмотренного) произведения. Характеристика поведения персонажей, мотивов их поведения. Определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Элементарные рассуждения-доказательства.
Составление и запись небольшого рассказа о случае из жизни по картинке, по отдельным эпизодам кинофильма, об экскурсиях и наблюдениях.
Устное и письменное описание природы, отдельного предмета, внешнего вида героя, обстановки по плану, по аналогии с прочитанным текстом.
Ведение диалога, умения: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою позицию, убеждать, уместно и точно использовать в беседе словесные и паралингвистические средства.
Отрабатываются различные варианты развития диалога (диалог-выяснение переходит в диалог-спор, а затем в диалог-синтез).
Речевая этика. Уместное использование и правильное построение высказываний этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка, совет. Использование слов, выражающих комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления.
Осуществление самоконтроля, оценивание высказывания, его редактирование.
Тематика бесед.
Единство человека и природы (10 ч.) | Человек (ребенок) в окружающем мире. Мудрость природы: разнообразие форм жизни, их взаимозависимость. Разнообразие живых организмов на Земле. Роль организмов в жизни природы. Что такое экология? Роль каждого жителя Земли в охране окружающей природы. Как человек отличается от животного и других живых существ. |
Организм человека, охрана его здоровья. (10 ч.) | Строение тела человека. Кожа. Гигиена тела. Скелет и осанка. Значение правильной посадки. Правильная посадка при чтении и письме. Мышцы, их укрепление. Значение физического труда и физической культуры для укрепления мышц. Органы кровообращения. Сердце, его укрепление. Органы дыхания. Гигиена дыхания, предупреждение простудных заболеваний. Органы пищеварения, Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Нервная система. Органы чувств. Гигиена нервной системы о органов чувств. Режим труда и отдыха. Правила безопасного обращения с электроприборами. |
Восприятие окружающего мира (11 ч) | Как мы особо воспринимаем окружающий мир? Органы восприятия. Искусство – средство познания мира. (литература, музыка, живопись и др). Что такое память? Историческое прошлое, культурное наследие – признак цивилизации. Народные песни, сказки, пословицы. Различные модели поведение в жизненных ситуациях. Умение регулировать свое поведение, оценивать свои поступки – умение жить в обществе людей. Научные открытия – большой труд и новые знания. Научная фантастика. Документальная повесть и художественное произведение. Выдумка и реальность. Сочинение на темы «Как я провел выходной день», «Интересны случай летом» (зимой), «Однажды…» (рассказ-фантазия). |
Человек и история (8 ч) | Появление человека на Земле. Мир древности. Средние века. Новое время. Новейшее время. Путешествие во времени. Изложение на историческую тему. Составление связных высказываний (монологических и диалогических) |
Российская история. Древняя Русь (7 ч) | Жизнь древних славян. Страна городов. Первые русские князья. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Борьба с врагами. Нашествие монголов. Куликовская битва. |
Московское царство (6 ч) | Первый русский царь. Как жили люди на Руси в Средние века (14-16вв)? Смутное время. Минин и Пожарский. Русское государство при первых Романовых. Русские землепроходцы. |
Российская империя (11ч) | Царь Петр 1. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Российское образование и наука в 18 в. Правление Александра I. Отечественная война 1812 г. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Реформы в России, отмена крепостного права. Наука и техника в 19 в. Мода. |
Российское государство (12 ч) | Россия в начале 20 в. Революция в России. Жизнь и быт людей в 1920-1930 гг. Великая Отечественная Война (1941-1945 гг.) Развитие России после войны. Основные достижения страны в науке, технике, культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России. |
Как мы понимаем друг друга (12ч) | Речь как средство общения. Сила слова. Внешность человека и его духовный мир. Глаза – зеркало души. Что такое юмор? Можно ли смеяться над собой, над другими, над их недостатками. Как надо общаться (ролевые игры): в школе, со сверстниками и педагогами, в семье, в общественном месте, в транспорте, в магазине, на почте, в библиотеке, в поликлинике и т.д. Зло и добро. Хорошие и дурные поступки. Что такое мораль, закон? |
Заключение (5 ч) | Обобщение и систематизация знаний и речевых умений. |
Резерв времени 10 (ч) |
Академическая результативность.
Обучающиеся должны знать:
- отрабатываемый словарь, нормы произношения и правописания слов;
- о взаимозависимости человека и природы;
- название важнейших органов человека и их функции, основные правила личной гигиены, о вреде шума;
- о роли прививок, медицинских осмотров для профилактики заболеваний;
- правила безопасного обращения с электроприборами;
- о вариантах поведения в жизненных ситуациях;
- о роли искусства в познании мира;
- основные исторические периоды жизни людей;
- основные этапы развития нашего государства, ключевые даты и события каждого этапа;
- нормы русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения.
Обучающиеся должны уметь:
- активизировать усвоенные слова конкретного и абстрактного значения через речевую практику, использовать многозначные слова (дрожать от холода- дрожать от страха);
- точно и уместно употреблять слова, близкие и противоположные по смыслу, слова с переносным значением;
- в собственной речи правильно использовать грамматические формы слов и обрабатываемые конструкции предложений, употреблять: синтаксические конструкции с союзами что, как, стоящими после глаголов. (Учитель сказал, что завтра пойдем на экскурсию. Учительница радовалась тому, что мы успешно написали контрольную работу.); синтаксические конструкции с союзными словами где, куда, откуда. (Собака побежала туда, где играли дети); сравнительные конструкции с союзом чем;
- употреблять сложносочиненные предложения с придаточными причинами, отвечающими на вопрос почему? отчего? Зачем?, самостоятельно ставить проблемные вопросы;
- использовать безличные предложения (Вечерело. Нам пора ехать, уже совсем рассвело.);
- четко, с правильным ударением произносить слова разного звуко-слогового состава;
- самостоятельно вести беседу, составлять диалог с использованием прямой и косвенной речи (инсценировки), обращений в репликах, вводных слов и выражений на тему из школьной жизни, на заданную тему в соответствии с ситуацией или по содержанию серии картин; заменить прямую речь косвенной и наоборот;
- составлять диалог (синтез), достигая общей позиции двух обучающихся; применять различные варианты развития диалога из 2-3 микротем (диалог-выяснение переходит в диалог-спор, а затем в диалог-синтез);
- осуществлять изложение текста с изменением лица и времени действия, с сокращением (компрессией), расширением, с элементами описания природы;
- самостоятельно составлять план к тексту, связно пересказать прочитанное или прослушанное;
- составить и записать небольшой рассказ по сюжетной картине, отдельным эпизодам кинофильма, событиям истории государства или своего края с передачей отношения к поступкам действующих лиц, использовать элементы рассуждения или описания;
- в устной и письменной форме выразить комплимент, возражение, протест, позитивные и негативные впечатления;
- работать со схемами, моделями и таблицами.
Обучающиеся могут знать:
- о грозных явлениях природы;
- об использовании электрической энергии в жизни человека;
- о значении звука, света и цвета в жизни человека;
- роль памяти, воображения в познании мира;
- имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства;
- основные культурные и научные достижения своей страны;
- культурные достопримечательности своего края;
- некоторые изобразительные средства языка в процессе общения.
Обучающиеся могут уметь:
- давать оценку влияния деятельности человека на природу, сравнивать, делать выводы;
- участвовать в мероприятиях по охране природы;
- создавать описательный портрет по заданию, определять настроение собеседника по разным признакам;
- оценивать высказывания участников общения, редактировать их;
- решать речевые задачи, кроссворды, ребусы.
Литература и материально-технические средства обучения.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.2. Предложение. Текст.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Устная связная речь. Лексика..: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 182 с.
- Андреева Н.Г.. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1. Письменная связная речь.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М. гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 120 с.
- Грабчикова Е.С. Таблицы и тесты по развитию речи для учащихся начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2001.-128 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.- 128с.
Технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; телевизор; видеомагнитофон; магнитофон; мультимедийный проектор;
компьютер; сканер (по возможности); принтер лазерный (по возможности);
Экранно - звуковые пособия:
- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
-видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи (по возможности);
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по развитию речи 3 класс
В материале представлены рабочие программы: развитие речи 3класс и нестандартные задания по математике 3 класс....
Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".
Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....
Программа по развитию речи "Речь" в начальной школе с тематическим планированием и разработками уроков.
Аннотация к программе развития речи «Речь». За основу программы «Речь» взяты материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных жанров (пов...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).
Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...