Конспект и презентация к уроку-путешествию для учащихся 3-их классов по теме «Правописание сложных слов»
план-конспект урока по логопедии (3 класс) на тему

Тимофеева Татьяна Геннадьевна

 Конспект и презентация к  уроку-путешествию для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание  сложных слов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.slozhnye_slova_timofeevoy.docx37.19 КБ
Файл slozhnye_slova_strana_professiy.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

 Конспект  урока-путешествия для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии с применением нетрадиционных форм урока, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Правописание  сложных слов»

Конспект  разработан  учителем-логопедом  высшей  квалификационной категории  

ГБОУ ЦПМСС  Калининского  районаСанкт-Петербурга  

Тимофеевой Татьяной Геннадьевной

Форма урока:  Урок-путешествие в Страну профессий.        

Аудитория: учащиеся 3-го класса общеобразовательной школы с нарушением письменной речи, дизорфографией.

Цель:  Совершенствование навыков правописания сложных слов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:                                                                                  

-   совершенствовать навыки словообразования;                                                                                              

-   учить правильно применять сложные слова в речи;

-   учить воспринимать мир целостно, чувствовать взаимосвязь предметов и событий.

Коррекционно-развивающие:
- развивать образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

- развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки.

- развивать синтаксическую сторону речи;
- обогащать словарь за счет устаревших и редко употребляемых слов и слов синонимов;
- развивать творческие способности, навыки контроля и самоконтроля.

Воспитательные:
- развивать умение работать в паре;

- познакомить с разными профессиями;

- прививать уважение к труду;

Используемые педагогические технологии:

  • Технология развивающего обучения;
  • Игровые технологии;
  • Здоровье сберегающие технологии;


Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-таблиц, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых приемов.

Оборудование:  карточки-карты для тренинга зрительного восприятия и памяти, карточки с заданиями,   звезда с загадками,  мультимедийная аппаратура, авторская презентация, хромосветильник, письмо от жителей Страны професии.

Структура урока

  1. Организационный момент: Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к обучению. Развитие ориентировки в пространстве.
  2. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

                             Физкультминутка

     III. Закрепление и совершенствование понятия сложные слова.

1. На уровне слова и словосочетания.

(хромотерапия)

2. На уровне предложения.

(динамическая пауза)

3. На уровне текста.

IV. Формулировка правила и обобщение.

V. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

Деятельность логопеда

         

Деятельность детей

 

 Оборудование

I. Организация начала урока

    -Здравствуйте ребята, как ваше настроение? Отметьте его на нашей Радуге.

    Откройте свои тетради. Сегодня это будут не просто тетради, а дневники наблюдения путешественников. Запишите число.

    Вы готовы к  путешествию?  Я приглашаю вас в чудесную страну профессий, где живут замечательные люди, настоящие мастера своего дела. Давайте узнаем кто живет в этом городе. Откройте карту, ознакомьтесь с ней.

    Скажите, кто живет в правом верхнем домике? А в нижнем левом? В верхнем левом? В правом нижнем? А кто живет в центре города? Молодцы!

II. Актуализация знаний и формулирование темы урока

    -Перед вами лежат карточки, на которых слева написаны эти слова, посмотрите внимательно и скажите, что в них необычного.

    -Напишите справа в таблице,  какие два слова участвовали в образовании третьего. Выделите в этих словах

корень.

 Сколько корней в этих словах? (два)

  Какие части слова участвуют в образовании сложных слов? (основы слова)

  Какую роль играют гласные О и Е? (это соединительные гласные)

    Скажите, верно ли утверждение, что сложные слова состоят из двух слов? (нет, сложные слова состоят из двух основ слов)

Вы уже догадались какова тема нашего занятия?

Правописание сложных слов.

Физкультминутка

(пальчиковая гимнастика)

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут  ко мне!

(манит пальцами)

Ну лови, лови, скорей!

(имитируют движение)

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок!

(руки поднимают вверх, поднимаются на носочки)

А теперь спустился быстро,

Сел на корточки – так низко!

III. Закрепление и совершенствование понятия сложные слова

1. На уровне слова и словосочетания

- Мы рассмотрели карту страны профессий. Теперь нам пора  познакомиться с жителями. И первым будет звездочет Костя. Определите, какое слово в словосочетании маленький звездочет сложное. Из каких основ оно состоит. Костя пересчитал все звезды на небе и одну подарил нам. О, на ней что-то написано. Это загадки.

(логопед читает загадки)

1. Вот так чудо из чудес,

Звезды падают с небес!

Загадать желанье рад

Каждый в летний …         звездопад.

2. Высоту он набирает,

    Хоть не птица, а летает.

    Отправляется в полет

    Белокрылый  …    самолет.

3. Три этажа в доме моем,

    Дружно с соседями все мы живем.

    И на вопрос отвечаю я важно:

    - Где ты живешь?

    - Во дворце… трехэтажном.

  -Запишите отгадки с использованием орфографического проговаривания, выделите корни.

   Далее идет анализ слова (ударение, «опасные буквы», подбор проверочных слов.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Чем третья отгадка отличается от двух первых? Значит ли это, что в сложных словах может отсутствовать соединительная гласная? Составьте сложное слово из слов пластик и масса. Есть ли в нем соединительная гласная?

    В стране профессий живет живописец. В чем заключается его работа? Как по-другому можно назвать живописца? Наш художник пишет не только живую природу, но и смешные детские картинки. Вот они, выберите из них те, на которых названия изображений являются сложными словами. Какая картинка лишняя? Объясните значение сложных слов, какие слова использованы для их образования?

- Запишите их в тетрадь с использованием орфографического проговаривания. Проанализируйте, поставьте ударение, выделите корни и найдите «опасные буквы», подберите проверочные слова

А теперь мы немного отдохнем, отдохнут и наши глаза.

Хромотерапия

Логопед включает хромосветильник и музыку (смена цветов полезна для глаз, улучшает настроение, психическое и физическое здоровье)

2. На уровне предложения

А к нам спешит еще один житель страны профессий, это рыболов. Кто мне скажет, что означает слово рыболов? Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или человек, который ловит рыбу? Объясните почему. Какую роль играют сложные слова в русском языке? Попробуйте заменить часть  предложения одним сложным словом. Запишите предложение в тетрадь, выделите корни в сложных словах, подбери проверочные слова, выдели орфограммы. Подчеркните главные члены предложения.

(задание на слайде)

Человек, который разводит цветы, поливал клумбу.

Человек, который копает землю, вышел из дома.

Человек, который варит сталь, любит свою работу.

Объясните, что такое сталь и для чего ее варят.

(если дети затрудняются, логопед объясняет)

Динамическая пауза

(На диске записана нарезка мелодий. Быстрая смена ритма мелодии предлагает двигаться то медленно, то ускоряться)

3. На уровне текста

  В стране профессий все заняты любимым делом, но есть в городе один лоботряс, который не хочет трудиться.

Кто такой лоботряс, почему его так называют? Правильно, это слово старинное, но и сегодня бездельника часто называют лоботрясом. Вот с ним и произошла эта история. Прочитаем вместе (раздаются карточки № 2 с текстом), разберем по составу сложные слова и найдем еще одно старинное слово.

    Жители страны профессий давно замечали, что один из них никак не хотел работать.

- Почему ты не работаешь? – спрашивал птицелов.

- Я не умею.

- Так иди учись! – наставлял зверолов.

- Я и учиться не умею.

- Будешь бездельничать – выгоним тебя из страны! – разозлился дровосек.

  Молчит лентяй, только головой кивает. Вроде соглашается, да только делать ничего не хочет. С тех пор прозвали его лоботрясом. Из страны профессий не выгнали, пожалели, но и уважать совсем перестали.

IV. Формулировка правила и обобщение

Давайте обобщим всё, что мы узнали.

 -Итак, что же  такое сложные слова?  Прочитайте это правило с удивлением.
- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».

Найдите схему, которая относится к схеме сложного слова.

   Настало время блиц-опроса (блиц в переводе с немецкого значит быстро). Я буду говорить что делают жители страны профессий, а вы будете называть их и показывать картинку на слайде.

Вопросы :

  1. Чистит трубы - ….
  2. Печет хлеб - …
  3. Разводит цветы - …
  4. Варит сталь - …
  5. Считает звезды - …
  6. Разводит пчел - …
  7. Ловит рыбу - …
  8. Рубит лес - …
  9. Возит воду - …
  10. Капает землю - …
  11. Ходит морем - …
  12. Лазает по скалам - …

У меня для вас письмо от жителей Страны профессий. (логопед читает письмо)

Дорогие друзья!

Мы очень рады, что вы путешествовали по нашей Стране профессий. Вы очень сообразительные, добрые и трудолюбивые дети. Пройдет совсем немного времени, вы повзрослеете, и тоже станете жителями нашей страны. Надеемся, что вы будете усердно учиться и из вас выйдут настоящие мастера своего дела!

 До встречи! С уважением жители Страны профессий.

V. Итог урока. Рефлексия.

А сейчас вспомним где мы с вами побывали, какие новые профессии мы узнали?  Какие слова называются сложными? С помощью каких соединительных гласных образуются сложные слова?

    Что вам понравилось на уроке? В каком настроении вы прибываете? Поставьте значки на Радуге настроения. С какими чувствами вы покинете сейчас кабинет логопеда?  Молодцы!

    Наш урок закончен. До свидания!

 

Дети здороваются, ставят значки на Радуге настроения и отвечают на вопросы. Записывают в тетрадях число.

Дети ориентируются, читают названия профессий и отвечают:

трубочист, землекоп, рыболов, хлебопек, садовод, лесоруб.

- Они состоят из двух слов. Они сложные.

Дети выполняют задание:

Трубочист- чистит трубы

Землекоп- копает землю

Баснописец- пишет басни

Хлебопек- печет хлеб

Птицелов- ловит птиц

Дети отвечают на вопросы.

- Сложные слова.

Дети повторяют за логопедом, синхронизирую движения с речью

Дети определяют сложное слово, отгадывают загадки, выполняют задания логопеда

- В слове трехэтажный нет соединительной гласной.

- Да.

- Пластмасса.

- Нет.

- Он пишет картины, живую природу.

- Художник.

-Самовар (кухонная утварь, сам -варить)

-Водолаз (профессия, вода –лазить)

-Путешественник (увлечение или профессия, путь – шествовать)

-Носорог (животное, нос – рог)

-Паровоз (транспорт, пар – возить)

Картинка с изображением доктора

- Человек, который ловит рыбу

- Слово рыболов. Так короче.

- Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание

Цветовод поливал клумбу.

Землекоп вышел из дома.

Сталевар любит свою работу.

  Дети под музыку повторяют движения со сменой ритма за логопедом  

- Лентяй, бездельник

- Дети читают, находят в тексте сложные слова и разбирают их по составу. Определяют, что старинное слово – дровосек, объясняют его значение.

- Это слова, образованные сложением  основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных  о, е  и без  них

- трубочист

- хлебопек

- цветовод

- сталевар

- звездочет

- пчеловод

- рыболов

- лесоруб

- водовоз

- землекоп

- мореход

- скалолаз

.

 Карта « Страны профессий»

Карточки-таблицы

 № 1 (в приложении)

 

Слайд № 2

Звезда с загадками

Слайд № 3

Слайд № 4

Слайд № 5

   

Слайд № 6

 

Слайд № 7

Слайд № 8

Слайды № 9, 10

Слайд № 11

Приложение

Карточка № 1

Трубочист

Землекоп

Баснописец

Хлебопёк

Птицелов

Карточка № 2

Жители страны профессий давно замечали, что один из них никак не хотел работать.

- Почему ты не работаешь? – спрашивал птицелов.

- Я не умею.

- Так иди учись! – наставлял зверолов.

- Я и учиться не умею.

- Будешь бездельничать – выгоним тебя из страны! – разозлился дровосек.

  Молчит лентяй, только головой кивает. Вроде соглашается, да только делать ничего не хочет. С тех пор прозвали его лоботрясом. Из страны профессий не выгнали, пожалели, но и уважать совсем перестали.

Дорогие друзья!

Мы очень рады, что вы путешествовали по нашей Стране профессий. Вы самые сообразительные, добрые и трудолюбивые дети. Пройдет совсем немного времени, вы вырастите, и тоже станете жителями нашей страны. Надеемся, что вы будете усердно учиться и из вас выйдут настоящие мастера своего дела!

 До встречи!

С уважением жители Страны профессий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку для учащихся 3-их классов по коррекции дизорфографии по теме: «Правописание сложных слов» Автор: учитель-логопед ГОУ ЦПМСС Калининского района Санкт-Петербурга Тимофеева Татьяна Геннадьевна

Слайд 2

Маленький звездочет Костя

Слайд 3

/ / Зв е зд о пад – зв ё зды / С а м о лет – с а м Трехэтажный

Слайд 5

Человек, который ловит рыбу

Слайд 6

Образец: Человек, который чистит трубы, залез на крышу. Трубочист залез на крышу. Человек, который разводит цветы, поливал клумбу. Человек, который копает землю, вышел из дома. Человек, который варит сталь, любит свою работу.

Слайд 7

Сложные слова – это слова образованные сложением основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных О, Е и без них

Слайд 8

Найдите схему сложного слова

Слайд 11

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку-путешествию в лес, математика 1 класс "Закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20"

Интегрированный урок-путешествие в лес. Математика+окружающий мир+чтение. На уроке отрабатываются навыки сложения и вычитания в пределах 20. Разные виды работ, в конце урока тестирование. Учащиеся зак...

Конспект логопедического занятия по связанной речи для учащихся 1-ого класса на тему «Речь. Предложение. Слово».

Конспект логопедического занятия по связанной речи для учащихся 1-ого класса на тему «Речь. Предложение. Слово». Цель:  закрепить знание учащихся по теме Задачи:Образовательные:1.Закреп...

Презентация-тренажёр к уроку русского языка во 2 классе по теме: "Правописание слов с ъ и ь." УМК "Школа России"

Презентация-тренажёр помогает отработать данную тему в процессе выполнения разнообразных заданий....

Конспект открытого занятия по английскому языку для учащихся 3-4 классов по теме "Это я!"

Межпредметные связи: с письмом, изобразительным искусством, биологией, чтением, культурологией. Тема занятия: Это я! Продолжительность: 45 минут Цель занятия: научиться рассказывать о с...

Презентация по английскому языку для учащихся 2-4 классов на тему "Seasons"

Презентация  по английскому языку для учащихся 2-4 классов на тему "Seasons"...